Мониторинг преследований по основаниям, связанным с религией, во время политического кризиса в Беларуси (ОБНОВЛЯЕТСЯ)

To read in English

В данный мониторинг включаются случаи преследований по основаниям, связанным с религией, во время и в связи с развитием политического кризиса в Беларуси, возникшего из-за преследования политических оппонентов, фальсификации выборов, а также жесткого подавления протестов. Кроме того, мониторинг содержит случаи преследования священнослужителей и известных публичных христианских деятелей, даже если такое преследование осуществлялось без связи с их религиозной деятельностью (молитвы, проповеди, волонтерство, публичные высказывания, осуществление символических действий). В мониторинг также включены и случаи преследования внутри самих религиозных структур за высказывание позиции по поводу политического кризиса.

В начале августа бывший руководитель паломнического отдела Бобруйской епархии Артём Кушнер был вынужден подать заявление об увольнении из-за давления со стороны епархиального управления после публикации им в сториз инстаграмма фото с белым браслетом — символом свободных и честных выборов. Кушнер зарегистрировался наблюдателем на выборах президента путем сбора подписей и идентифицировал себя посредством белого браслета как независимого наблюдателя.

8 августа, за день до основного дня президентских выборов, в социальных сетях среди православных в качестве стихийного флешмоба получил распространение  плакат «Православные против: фальсификаций, унижения личности, давления на личность» (авторы: диакон Дмитрий Павлюкевич и священник Александр Кухта). В дальнейшем на некоторых священников и работников церковных структур, разместивших плакат на своих страницах в социальных сетях, оказывалось давление. Это давление происходило как со стороны церковного руководства (звонки с требованиями убрать свое имя в списке участвующих во флешмобе), так и со стороны разных государственных органов. В частности, главный редактор православной газеты «Воскресение» Елена Михаленко, которая приняла участие во флешмобе, получила требование со стороны руководства епархии, являющейся учредителем газеты, убрать подпись с указанием профессиональной позиции. В результате, она оставила только имя.

10 августа в Барановичах состоялся суд над ксендзами-серцианами Эдуардом Синкевичем и Александром Федотовым. Первый получил 10 суток ареста, второй – 8 суток по ст. 23.34 КоАП. Они были задержаны  вечером после голосования 9 августа во время прогулки по городу, когда проходили массовые протесты. Во время протестов священнослужители никак не позиционировали свою принадлежность к клиру.

10 августа в Минске были задержаны проповедник евангельской церкви Сергий Мельянец, а также два его брата — Николай и Алексей. Братья совершали молитву за мир в Беларуси, находясь в своей машине, припаркованной у КЗ «Минск». Николая и Алексея избивали дубинками. Сергия пытали электрошоком. Когда у него начались судороги и онемели конечности, была вызвана скорую помощь. Врач диагностировал сердечный приступ, тахикардию, помутнение сознания, в результате чего Сергий был доставлен в больницу, в то время как его братья Николай и Алексей были отправлены в Жодинскую тюрьму № 8. Всех троих братьев судили. Суд отправил дело на доработку, а позже оно было закрыто по истечению срока давности. О пережитых пытках Сергий рассказал в своем фейсбуке, в проекте «Август2020» и проекте «Свидетели насилия». В конце августа Сергий Мельянец установил на окнах спальной комнаты своего частного дома жалюзи в бело-красно-белой цветовой гамме. 18 декабря на него был составлен протокол по ч. 1 ст. 23.34 КоАП — «умышленное проведение одиночного пикета», несанкционированного Минским райисполкомом. 16 января в суде Минского района (судья Виктор Шевцов) состоялось судебное заседание, в процессе которого Мельянец заявил, что жалюзи такой расцветки повесил «по причине того, что мне нравятся эти цвета и они отражают мое христианское мировоззрение. Белый цвет символизирует святость, которые мы, верующие люди, получаем благодаря пролитой Иисусом Христом на кресте крови за наши грехи«. По его словам, он «преследовал цель демонстрации прежде всего своего христианского мировоззрения«. В результате заседания, которое прошло 21 января, на верующего было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 30 базовых величин (870 рублей). В ходе заседания судья выразил сомнения по поводу того, что сочетания белого и красного цветов может исполнять функцию христианского символа, и не внял доводам Сергия Мельянца, который имеет высшее духовное образование, что такое сочетание присутствует в книге пророка Исаии в следующем стихе «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18). По мнению судьи в данном стихе белый и красный цвет существуют по отдельности, но не в качестве сочетания. В тот же день, 21 января из Управления внутренних дел Минского районного исполкома, в учебные заведения, в которых учатся дети Сергия Мельянца, были направлены информационные сообщения, за подписью замначальника УВД Минского райисполкома, начальника милиции общественной безопасности С.Л. Удодова, в которых отмечалось, что на Мельянца составлен протокол по статье 23.34 КоАП за участие в несанкционированном массовом мероприятии на территории Минского района, что «на иждивении» у него «находятся несовершеннолетние дети в большом количестве» (Сергий Мельянец с супругой воспитывают семерых детей), а также руководству учебных заведений предписывалось «провести профилактические мероприятия с указанной семьёй«. 2 февраля жене Сергия Мельянца позвонили из школы в посёлке Привольный, где учится второй сын семьи, с сообщением, что в отношении семьи начато «социальное расследование«. Утром 3 февраля в дом, где проживает семья, пришла проверка из средней школы посёлка, а также и средней школы №144, где учатся третий, четвертый и пятый дети, был составлен «Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних«, а вечером принесли официальный вызов на Совет профилактики. В тот же день, старшего сына, который обучается в колледже в г. Минске, сняли с последнего урока, завели в кабинет к заместителю директора по воспитательной и идеологической работе, где оказывали на него давление, угрожали исключением из колледжа, несмотря на хорошую учебу и дисциплину, в случае, если о якобы противоправном поведении отца юноши поступят новые подобные информационные сообщения. 4 февраля к психологу средней школы посёлка Привольный был вызван второй сын Мельянцов, где подвергся психологическому давлению. В субботу, 13 февраля, состоялся Совет профилактики, на котором разбирался вопрос, есть ли показания к тому, чтобы признать многодетную семью находящейся в социально-опасном положении, и в случае положительного решения это могло бы стать поводом для изъятия детей из семьи. Комиссия единогласно проголосовала за то, чтобы признать семью благополучной и прекратить «профилактические мероприятия» по отношению к ней. Сам Сергий Мельянец ожидает рассмотрения жалобы судом высшей инстанции (Минский областной суд) на решение суда Минского района о наложении административного взыскания по делу «о жалюзи». Жалоба была подана 2 февраля, ее рассмотрение состоится в 23 февраля.

16 августа на многотысячном митинге выступил настоятель брестского греко-католического прихода священник Игорь Кондратьев, который призвал освободить задержанных и жестоко избитых участников протестов. После интервью, в которых он дал морально-этическую оценку общественной ситуации в стране, 20 августа Кондратьев был вызван в прокуратуру и ему было вынесено предупреждение за организацию несанкционированных мероприятий. Одновременно Брестский облисполком вынес предупреждение приходу свсв. братьев-апостолов Петра и Андрея Первозванного, возглавляемого о. Кондратьевым. Предупреждение содержало угрозу закрытия прихода по решению суда.

18 августа в Свято-Елисаветинском монастыре (Минск) состоялось общее собрание, на котором духовник монастыря прот. Андрей Лемешонок выступил в поддержку Александра Лукашенко, предложил в качестве интерпретации происходящего теорию заговора против Русской Православной Церкви, и при Тихановской будут гейпрайды и однополые браки. На альтернативные высказывания прихожан он заявил, что хотел бы, чтобы в монастыре все были единомышленниками, а кому не нравится, «никто не держит», и что «у всех, кто причастен к Елизаветинскому монастырю, одно общее мнение о событиях, происходящих в Беларуси, общая оценка». Тем не менее, он не дал возможности выступить другому клирику монастыря, священнику Дмитрию Басалыго, который пытался взять слово и выступить с альтернативным мнением. Людям, которые пытались высказать другое мнение, предложили покинуть собрание, и многие вышли. Еще один клирик монастыря, иерей Георгий Глинский в качестве реакции на происходящее написал у себя в социальных сетях, что в Свято-Елисаветинском монастыре у клириков и прихожан существуют разные мнения по поводу политического кризиса в Беларуси. После общего собрания, на протяжении нескольких месяцев, значительное число сотрудников монастыря было уволено или вынуждено уйти с работы из-за своей гражданской позиции. Среди них, после своего выступления на общем собрании монастыря был уволен специалист по снабжению Виталий Леонович.

22 августа Лукашенко на провластном митинге в Гродно впервые озвучил угрозы в адрес церквей и священнослужителей: «Меня удивляет позиция наших конфессий. Дорогие мои священнослужители, остепенитесь и займитесь своим делом. В храмы люди должны приходить молиться! Церкви, костелы — не для политики. Туда люди душой должны приходить, как это было всегда. Не идите на поводу у отщепенцев. Вам будет стыдно и позорно за то, какую вы, некоторые, позицию занимаете сейчас. И государство с безразличием на это смотреть не будет».

23 августа, в воскресенье, якобы по техническим причинам, была отменена трансляция Святой мессы из архикафедрального костела, которая проводилась каждое воскресенье в 8.15 на Белорусском радио. Как выяснилось, с технической стороны все было исправно. Генеральный викарий Юрий Кособуцкий расценил факт неожиданного прекращения трансляций как давление на Римско-католическую церковь. Трансляции не возобновлены до сих пор.

25 августа Священный Синод РПЦ  освободил митрополита Павла (Пономарева) от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси. Митрополит Павел возглавлял Белорусскую Православную Церковь с 25 декабря 2013 года. Во время политического кризиса Митрополит 11 августа, вслед за Патриархом, обратился к Александру Лукашенко с поздравлениями по поводу его победы на президентских выборах, однако позже сделал ряд других заявлений и действий. В частности, 14 августа в беседе с прихожанами, которые собрались на молитву за Беларусь в кафедральном соборе, он попросил у них прощения, если такое поздравление могло их задеть. 17 августа Митрополит Павел посетил в больнице пострадавших во время протестных акций. В результате, неожиданно на заседании Синода Митрополит Павел подал прошение об освобождении его от должности Патриаршего Экзарха, а вместо него на эту должность назначен епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин (Тупеко). В своей проповеди на прощальной литургии в кафедральном соборе 30 августа Митрополит Павел отметил, что смена Экзарха была продиктована политической ситуацией.

26 августа во время разгона протестующих на площади Независимости сотрудники правоохранительных органов блокировали вход и выход из костела Св. Симона и Святой Елены в Минске (Красный костел), таким образом создав препятствие для деятельности религиозной общины. В связи с этим инцидентом митрополит Тадеуш Кондрусевич выступил с заявлением. 31 августа также произошла самовольная замена замков в этом костеле со стороны государственных органов.

27 августа пастор евангельской церкви «Троица» (Минск) Тарас Тельковский вместе с группой верующих людей пошли к православному кафедральному собору, которая потом вместе с колонной двинулась в сторону костела св. Симеона и Елены (Красный костел). Тельковский читал псалмы, молился за Беларусь и освобождение политических заключенных и был задержан ОМОНом. В результате суда по ст. 23.34 КоАП РБ пастор был оштрафован на 30 базовых штрафа (810 бел. руб.).

27 августа евангельскій верующий Владимир Майоров на площади Свободы в г. Минске проповедовал перед тремя сотрудниками ОМОНа и одним переодетым сотрудником в гражданской одежде. От площади Свободы с колонной протестующих он пошел в сторону костела св. Симеона и Елены (Красный костел), где был задержан. Судья М.И. Хома наложила на верующего административное взыскание в виде 8 суток ареста.

31 августа руководителя Римско-католической церкви в Беларуси митрополита Тадеуша Кондрусевича после поездки в Польшу пограничники не пустили обратно в Беларусь, хотя он является гражданином страны, аргументируя это тем, будто его паспорт является недействительным. Такой запрет на въезд в Республику Беларусь незаконный, поскольку является нарушением гарантированного международными обязательствами (Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 12), Конституцией (ст. 30) и законодательством Республики  Беларусь (Закон Республики Беларусь № 49-3 от 20 сентября 2009 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», ст. 3) права на возвращение в свою страну, но и давлением на религиозного лидера персонально и на религиозное сообщество в целом. 1 сентября Лукашенко, комментируя ситуацию с митрополитом Тадеушем Кондрусевичем, открыто обвинил и его, и всю Католическую церковь в Беларуси в антигосударственной деятельности. В частности, таким образом могли быть интерпретированы заявление Митрополита 11 августа о необходимости диалога, призыв к государственным властям 14 августаначать конструктивный диалог с обществом, остановить насилие и освободить всех задержанных на мирных акциях невинных граждан”, инициированная им встреча 21 августа с министром внутренних дел Ю. Караевым по поводу неограниченного насилия, которое по отношению к мирным гражданам применяют сотрудники органов внутренних дел. После ряда дипломатических мер Ватикана (визит делегации под руководством архиепископа Пола Ричарда Галлахера – секретаря по отношениям с государствами Государственного секретариата Святого Престола 11−14 сентября 2020 года, приезда специального посланника Папы архиепископа Клаудио Гуджеротти 17 декабря), Митрополит Тадеуш смог вернуться в Республику Беларусь. Это произошло 24 декабря, в канун Рождества, однако уже 3 января 2021 года, в день 75-летия Митрополита Тадеуша Кондрусевича, Папа Римский Франциск принял отставку иерарха в связи достижением 75-летнего возраста. Местоблюстителем Митрополичьего престола был назначен вспомогательный епископ Пинской епархии 75-летний Казимир Великоселец.

4 сентября было отозвано разрешение на религиозную деятельность ксендза Ежи Вилька, настоятеля прихода Святого Архангела Михаила в селе Варапаево Поставского района Витебской области.

11 сентября, в Минске у Красного костела на площади Независимости произошло очередное брутальное задержание женщин. Несколько женщин и девушек подошли к церкви.  Одна из них была с плакатом.  Сначала им преградили дорогу силовики в масках, а после того, как женщины попытались войти в храм, их начали задерживать.  В том числе и в самом костеле. По поводу инцидента группа «Христианское видение» совместно с Фем Группой Координационного совета приняла заявление.

18 сентября на протоиерея Владимира Дробышевского судом Советского района г. Гомеля (судья А.Н. Мохарев) по ч.1 ст. 23.34 КоАП (Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия”) наложено административное взыскание в виде 10 суток административного ареста за нахождение 11 сентября в 13:30 вблизи Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого с самодельным плакатом с изображением портрета Исаака Ньютона, а также сформулированного им третьего закона классической механики: “На всякое действие возникает противодействие”, выраженного в словесной форме и физической формулой. По поводу инцидента группа «Христианское видение» приняла заявление. 28 сентября протоиерей Владимир Дробышевский сразу после отбытия срока по суду от 18 сентября тем же судом в то же составе был снова подвергнут по той же статье к административному взысканию в виде 15 суткое ареста за то, что 6 сентября в 14:42 он находился возле дома по адресу ул. Советская, 12, где в то время проходила несанкционированное массовое мероприятие. Группа «Христианское видение» приняла повторное заявление по поводу преследований священника. Таким образом, в совокупности протоиерей Владимир Дробышевский провел в заключении 25 суток непрерывно. В ИВС у него отобрали наперсный крест и подрясник. В дальнейшем на священника продолжил оказывать давление Следственный комитет. Священник, который является отцом 6 детей, был вынужден покинуть страну вместе со своей семьей. 28 декабря Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан принял Указ №37/20 по которому «благословил»: «лишить … права ношения священнических одежд (подрясника, рясы, камилавки), наперстного креста и преподания священического благословения«.

30 сентября Волковысский районный суд (судья Леонард Дивнель) вынес предупреждение иерею храма Петра и Павла г. Волковыск священнику Александру Богдану на основании ч. 1 ст. 23.34 КоАП: “Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия”. 13 сентября священник Александр Богдан возложил цветы возле военно-исторического музея имени Багратиона в память о погибшем директоре музея Константине Шишмакове, которого священник лично знал. Совместная прогулка священника с друзьями после возложения цветов была расценена как несанкционированное массовое мероприятие, а то, что священник шел впереди, — возглавление колонны. По поводу преследования группа «Христианское видение» сделала заявление. 16 октября, второй раз на протяжении месяца, в Волковыске состоялся еще один суд в рамках административного процесса по отношению к священнику храма Петра и Павла г. Волковыска Александру Богдану. Священнику вменялось участие в несанкционированном массовом мероприятии, которое состоялось в Волковыске 16 августа. Священник настаивал, что считал массовое мероприятие 16 августа разрешенным, поскольку об этом объявил горожанам 14 августа председатель Волковысского райисполкома Михаила Ситько. Однако Волковысский районный суд постфактум не признал наличия разрешения на данное массовое мероприятие. После рассмотрения дела по ч. 1 ст. 23.34 КоАП священнику Александру Богдану вынесено второе предупреждение. Поддержать священника приехали собратья из Гродненской и Минской епархий. Группа «Христианское видение» выступила с заявлением по поводу преследования священника.

28 и 30 сентября в суде Лидского района было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении католической верующей Ирены Бернацкой. 12 августа Бернацкая инициировала вместе с другими верующими из сообщества “Матери в Молитве” молитву за Беларусь в формате Помпейской новенны, молитвы на святом розарии, которая продолжается 54 дня. Молитва совершалась на улице перед Фарным костелом Воздвижения Святого Креста в г. Лида. Когда 31 августа архиепископу Римско-католической церкви в Беларуси Тадеушу Кондрусевичу было отказано во въезде в Республику Беларусь, в новенну были добавлены и  просьбы о возвращении Митрополита на родину. Судья Владимир Федорович заявил, что “молиться в Беларуси законно”, и отклонил претензии милиции. Рассмотрение дела в отношении Ирены Бернацкой было приостановлено до вынесения правоохранительными органами конкретных обвинений, однако закрыто не было. Группа «Христианское видение» приняла заявление по поводу преследования верующей. 16 октября Ирена Бернацкая была признана Лидским судом виновной в нарушении порядка проведения массовых мероприятий, и на нее было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 30 базовых величин (810 белорусских рублей). По поводу наложения на верующую штрафа выступила с заявлением группа «Христианское видение».

27 сентября задержали верующего старовера Германа Снежкова из Гомеля за участие в мирной акции протеста против фальсификации результатов выборов в Республике Беларусь. На следующий день суд постановил наказать его арестом на 14 суток по статье 23.34 КоАП РБ за участие в несанкционированной акции. В отношении Снежкова было возбуждено также и уголовное дело по ч. 2 ст. 363 УК — за сопротивление сотруднику органов внутренних дел, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения. Ночью 29 сентября в доме Снежковых прошел обыск, в результате которого были изъяты ноутбуки и телефоны. Супругу Германа Наталью Снежкову задержали и увезли в изолятор. Двоих несовершеннолетних детей, Аглаю и Матвея, отправили в приют. На следующий день, 30 сентября, состоялся суд, который наложил на Наталью Снежкову штраф в размере 12 базовых величин (324 рубля). После суда Снежкова смогла забрать детей из приюта. Снежковы — активные прихожане старообрядческой Ильинской церкви г. Гомеля. По поводу преследования семьи Снежковых Всемирный союз староверов опубликовал заявление. К Новому году Герману Снежкову удалось воссоединиться со своей семьей в Вильнюсе.

4 октября в г. Волковыске (Гродненская обл.) прошли задержания прихожан до начала и после окончания молебна за Беларусь в православном храме в честь Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла. Подобные молебны проводились по призыву предстоятеля Белорусской Православной Церкви митрополита Вениамина каждое воскресенье во всех храмах страны. Во время проведения молебна не использовалась никакая политическая символика. В отделении милиции в отношении задержанных верующих был проведен опрос, проверялось содержание мобильных телефонов. Позже, они были отпущены без составления протокола. Таким образом было задержано около 15 человек. Группа «Христианское видение» опубликовала свое заявление по поводу преследования за участие в молебне.

В начале октября против верующих супругов Александра и Татьяны Цилиндзь был возбужден административных процесс по ч.1 ст. 23.34 КоАП, им вменялось то, что в один из дней они в составе группе граждан несанкционированно участвовали в молитве за мир в Беларуси. 30 сентября поддержать известного хирурга Александра Цилиндзя пришли священнослужители четырех конфессий, однако заседание было перенесено. 12 октября Цилиндзей вызвали в милицию и составили протокол на Татьяну Цилиндзь в которой ей вменялось нарушение  ст. 10 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», «которое выразилось в публичном выражении протеста связанного с проведением выборов в Президенты Республики Беларусь, а именно последняя находилась в организованной группе граждан молилась и на груди повесила икону, чем нарушила установленный порядок его проведения». Группа «Христианское видение» опубликовало заявление с требованием прекратить преследование верующих. 30 ноября процесс против Александра Цилиндзя был прекращен в связи с истечением срока давности.

14 октября  в отношении греко-католической верующей Марины Булатовской в суде Железнодорожного района г. Витебска состоялся судебный процесс по ч. 1. ст. 23.34 КоАП (судья Алена Цыганкова), в результате которого на Булатовскую было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 4 базовых величин за то, что 23 сентября 2020 она находилось рядом с мирным шествием в городе Витебске, совершая молитву по розарию к Божьему милосердию. При этом она не нарушала общественного порядка, не создавала угрозы для общественной безопасности, и даже не участвовала в самой мирной акции, поскольку не выкрикивала лозунгов и не использовала какой-либо символики — она молилась за участников мирного шествия, среди которых были и ее друзья. Группа «Христианское видение» приняла по этому поводу заявление.

14 октября Митрополит Вениамин, выступая перед верующими в Свято-Покровском соборе г. Гродна высказал пожелание, не исполнялось «песнопение светского характера, которое разделяет наше общество — «Магутны Божа»». 22 ноября исполнять гимн «Магутны Божа» было запрещено руководством Лидской епархии, об этом хору прихода храма Христа Спасителя г. Лиды было объявлено перед воскресным богослужением. В данном храме гимн исполнялся традиционно на протяжении более шести лет в завершение богослужения, когда верующим подавался для целования крест.

15 ноября в городе Минске был задержан христианский активист и член Рабочей группы Координационного совета «Христианское видение» Максим Ковалёв, где в то время проходило мирное собрание. Максим Ковалёв пришёл на «Площадь Перемен» с целью выражения скорби, установки поминальной лампадки и молитвы о погибшем Романе Бондаренко. Таким образом верующий реализовывал свое право на мирные собрания и свободу совести. 16 ноября судья Московского района Светлана Бондаренко наложила на Максима Ковалёва взыскание в виде 15 суток административного ареста по ч. 1. ст. 23.34 КоАП: «Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия». Группа «Христианское видение» приняла по этому поводу заявление.

21 октября судья Заводского района Анастасия Осипчик вынесла постановление в отношении музыкантов христианской группы Laudans Андрея Лугина и Алены Полочанской. Оба музыканта получили 15 суток административного ареста по ч. 1. ст. 23.34 КоАП. 20 октября христианская группа Laudans по приглашению жителей близлежащих домов дала небольшой уличный концерт на улице Ангарская в городе Минске. Во время концерта исполнялись композиции на духовную тематику “Адзінства”, “Агмень”, “У сэрцы свабода”, а также каверы на популярные белорусские песни, послушать группу собрались несколько десятков человек. Группа «Христианское видение» приняла в поддержку группы заявление.

22 октября суд Ленинского района г. Бреста оштрафовал верующую Елену Гнаук на 30 базовых штрафа (810 рублей). Суд посчитал, что своим участием в акции протеста 30 августа она совершила правонарушение, предусмотренное ст. 23.34 КоАП. По показаниям Елены Гнаук, 30 августа она участия в акции протеста она не принимала. Когда в городе проходил несанкционированный марш, она гуляла, а затем пошла на железнодорожный вокзал, чтобы сесть на электричку. По дороге она наткнулась на огороженную площадь Ленина, за турникетами стояли силовики в защитной амуниции. Напротив них, по другую сторону ограждения, — протестующие. Женщина стала между ними на колени и прочитала молитву, чтобы не допустить насилия. После этого она пошла на вокзал. Пенсионерку судили уже пятый раз. Сначала она получила 15 суток за участие в марше освобождения политзаключенных 4 октября. Пока Гнаук находилась в ИВС, суды дважды пытались рассмотреть другие административные дела против нее, но в итоге отправляли их на доработку. 19 октября после 15 суток в ИВС Гнаук снова отвезли в суд. Дело отправили на доработку, но Гнаук оставили под стражей еще на 3 дня. Елену Гнаук начали задерживать регулярно. Последний раз задержали 13 декабря во время прогулки по городу, но, продержав некоторое время в отделении милиции, отпустили без предъявления обвинения. Группа «Христианское видение» приняла по поводу преследования Елены Гнаук заявление.

25 октября христианские активисты Дмитрий Дашкевич (евангельский верующий) и Артем Ткачук (католический верующий) были задержаны в районе ул. Немига в городе Минск, где в то время проходило мирное шествие. Оба поочередно держали в руках плакат с библейским призывом, многократно повторяющимся в книге Исход, которым пророк Моисей требовал у фараона освобождения избранного народа из рабства — “Отпусти народ Мой!” Таким образом, они выражали свою христианскую позицию по происходящему в стране политическому кризису. 26 октября 2020 года судья Московского района Сергей Кацер наложил на Артема Ткачука взыскание в виде 12 суток административного ареста по ч. 1. ст. 23.34 КоАП. Ходатайство Артема о наложении административного взыскания в виде штрафа в связи с наличием двух малолетних детей (1,5 и 4 года) было отклонено. По той же статье ч. 1. ст. 23.34 КоАП судья Московского района Татьяна Мотыль 27 октября 2020 года подвергла взысканию в виде 15 суток административного ареста и Дмитрия Дашкевича. Во время судебных заседаний Дмитрий Дашкевич заявил, что он подвергается пыткам: еще до судебного разбирательства он был помещен в карцер, где вынужден был спать на бетонном полу и где не было доступа к воде. Группа «Христианское видение» приняла в поддержку Артема Ткачука и Дмитрия Дашкевича заявление.

29 октября из Национального академического театра оперы и балета уволили ведущего солиста, лауреата престижных международных конкурсов Илья Сильчуков, имевший 15 лет безупречной работы в театре, является лауреатом международных конкурсов, а также стипендиатом государственных программ поддержки талантливой молодежи и др. Формальной причиной увольнения стало предполагаемое нарушение пункта 3 пункта 47 Трудового кодекса. Руководство учреждения обвинило исполнителя в «совершении аморального поступка, несовместимого с профессиональной деятельностью». Вероятной причиной увольнения стала активная гражданская позиция, которую исполнитель неоднократно публично озвучивал, участие в видеоролике солидарности деятелей культуры, акции солидарности в театре и исполнение духовного гимна «Магутны Божа», который Илья Сильчуков спел на ступенях Государственной филармонии. Он также принял участие в съемках популярного музыкального клипа на эту песню. Илья Сильчуков является активным верующим баптистом. Группа «Христианское видение» опубликовала по поводу увольнения Ильи Сильчукова заявление.

8 ноября был задержан известный белорусский актёр, православный верующий Александр Жданович. Задержание происходило при следующих обстоятельствах: он вместе с другом находился в районе торгового центра «Галерея» на пр. Победителей в Минске, где также находилось 15 микроавтобусов с сотрудниками ОМОН, многие сотрудники стояли на тротуаре. Проходя мимо них, Жданович достал из сумки деревянный крест, стал осенять их крестным знамением и молиться. В этот время Александр Жданович услышал, как один из сотрудников ОМОН начал грубо кричать на женщину, поэтому подошел к нему с крестом и вежливо попросил не кричать, после этого он был немедленно задержан с применением силы — актеру заломали руки и унесли в микроавтобус. 11 ноября на верующего было наложено взыскание в виде 9 суток административного ареста по ч. 1. ст. 23.34 КоАП: “Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия”. Группа «Христианское видение» опубликовала заявление по поводу ареста Александра Ждановича. По результатам инцидента Свято-Елисаветинский монастырь, многолетним прихожанином которого является Жданович, прекратил с ним творческое сотрудничество.

12 ноября ксендз Вячеслав Барок, пастор римско-католического прихода в селе Россоны Витебской области, был вызван в Россонский районный отдел Следственного комитета старшим следователем К. И. Зубко «в качестве свидетеля». Истинной причиной вызова было проведение проверки по ст. 174 УПК Республики Беларусь «Решения, принимаемые по заявлениям или сообщениям о преступлении». Проверка касалась канала кс. Вячеслава на YouTube, где священник ведет свой видеоблог, где среди прочего активно комментируется текущий социально-политический кризис в свете социального учения католической церкви. Следователь сообщил, что по содержанию видеоблога будет назначена лингвистическая экспертиза. Такая экспертиза коснется и его страницы в Instagram. 1 декабря в Россонах Витебской обл. начался судебный процесс (судья Рада Доминич)  над ксендзом Вячеславом Барком. Ему вменили правонарушение на основании статьи 17.10 КоАП «Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики», якобы совершенное им публикацией поста в инстаграме, в котором он разместил произведение художника Владимира Цеслера «Стоп лукашизм!» 3 декабря суд продолжился, и ксендз Вячеслав Барок приговорен к 10 суткам ареста. Группа «Христианское видение» опубликовала по поводу преследования ксендза Вячеслава Барка заявление. 12 января Барок получил по почте сообщение из Следственного комитета, в котором сообщалось, что 4 января, на следующий день после того, как Папа Римский Франциск принял отставку Митрополита Тадеуша Кондрусевича в связи с достижением 75-летнего возраста, проверка, связанная с проведением экспертизы социальных сетей россонского священника — инстаграма и ютуб-канала — на предмет выявления призывов, «направленных на разжигание экстремизма и причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь», была приостановлена по причине «неполучения результатов проверки» (п.2 ч.1 ст. 173(3) КПК РБ). 29 января ксендза снова вызвали в Следственный комитет, где сообщили, что по 8 видеороликам из его блога, а также по размещенному плакату Владимира Цеслера «Стоп лукашизм», за размещение которого священник уже был подвергнут административному аресту, было назначено 9 новых экспертиз.

16 ноября православный верующий Роман Абрамчук рассказывал, как в РОВД у задержанных забирают нательные кресты: «Когда все срезали (а все «веревочное» именно срезают и бросают у ног), то я сказал, мол, крестик хоть оставь. Так он его с особенной резкостью срезал и швырнул под ноги». Такое обращение с предметом культа является недопустимым и связано не только с нарушением гарантированного лицам, находящимся в местах предварительного заключения и отбывания наказания, права иметь при себе предметы культа, «предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц» (ст. 25 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Это также сопряжено с унижением человеческого достоинства верующего, для которого данный предмет культа имеет сакральное значение. Кроме проблемы с незаконным отобранием и предметов культа на протяжении октября-декабря 2020 года зафиксированы также проблемы с получением религиозной литературы лицами, находящимся в местах предварительного заключения и отбывания наказания. Несмотря на гарантии Закона «О свободе совести и религиозных организациях», по которым такие лица могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой, а также предписания ст. 10 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», который закрепляет это право, известны случаи, когда его реализации создавались препятствия: администрация СИЗО-1 (ул. Володарского, 2, г. Минск), отказывалась принимать для заключенных литературу и отсылала ее назад отправителю. Так произошло в октябре 2020 года в отношении католического активиста Артёма Ткачука, который послал католические журналы политзаключенным Максиму Знаку, Дмитрию Фурманову и Эдуарду Пальчису, но получил их назад с формулировкой «газеты, журналы, кроссворды разрешены только по подписке через почтовые отделения». В ноябре евангельский верующий Дмитрий Дашкевич из 70-ти экземпляров Нового Завета, которые он разослал политическим заключенным, получил из СИЗО-1 возврат 42 экземпляров с сообщением: «лица, которые содержаться под стражей имеют права пользоваться литературой из библиотеки СИЗО». Подобная проблема касается и отбывающих административный арест. Так, в 23 декабря 2020 года, католическая верующая Ирина Петрусевич послала поздравительную рождественскую открытку, облатку и распечатанный с официального сайта catholic.by текст литургии на Рождество Христово своим друзьям, отбывшим в Жодинской и Барановичской тюрьмах административный арест по ст. 23. 34. Находящийся в Барановичах адресат получил только облатку и открытку, находящийся в Жодино не получил ничего.

13 ноября ОМОН препятствовал молитвенной акции в память погибшего Романа Бондаренко  у православного собора Трех Святителей. Более ста человек почтили минутой молчания память погибшего Романа Бондаренко. Из цветов, свечей, белых и красных лент они создали мемориал. Настоятель церкви, по словам прихожан, не возражал, чтобы рядом со входом на территорию святыни было организовано поминальное место. Примерно через полчаса после начала поминальной акции у церкви появились с десяток сотрудников ОМОНа. От людей потребовали покинуть тротуар, потому что, по утверждениям милиционеров, они мешают проходу прохожим.

18 ноября  пресс-секретаря Белорусской православной церкви прот. Сергия Лепина и вспомогательного епископа Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви Юрия Кособуцкого вызвали в Генеральную прокуратуру, где им вынесли официальное предупреждение по поводу записей религиозных деятелей в фейсбуке, где они критически отреагировали на вандализм властей в отношении народного мемориала в память об убитом Романе Бондаренко. Этому предшествовал призыв Лукашенко разобраться со священнослужителями. В предупреждении, вынесенном прокуратурой отмечается: «В заявлениях в заведомо безапелляционной агрессивной тональности используются определенные термины и обороты («глумление над портретами убиенного», «зачем это сатанинское попрание лампад и иконок» и др.), сознательно повышающие уровень напряженности в обществе, разжигающие ненависть к представителям органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов, и, как следствие, вражду в отношении указанных социальных групп населения». 24 ноября пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин и викарный епископ Минско-Могилевской католической архиепархии Юрий Кособуцкий были вызваны в Следственный комитет, где им сообщили, что будет произведена лингвистическая экспертиза их записей в сети, по результатам которой будет принято решение о возбуждении уголовного дела. 

27 ноября Уполномоченный по делам религий и национальностей вынес в адрес Белорусской Православной Церкви предупреждение №02-02/812. В предупреждении указывается, что со стороны Белорусской Православной Церкви было совершено нарушение ст. 16 Конституции Республики Беларусь и ст. 8 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», и в случае повторного нарушения в течение года регистрирующий религиозные организации орган, на основании ст. 37 упомянутого закона, может обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации и как следствии запрета ее деятельности на территории Республики Беларусь.

30 ноября греко-католический священник Виталий Быстров судом Ивацевичского района (судья Василий Аврусевич) приговорен по ст. 23.34 КоАП к аресту на 10 суток. Как рассказывает священник, 25 октября «ко мне подошел сотрудник в звании подполковник, спрашивал, с какой я церкви, из какого города. Я ему сообщил, что я священник греко-католической церкви, она же униатская. Он мне сообщил, что в городе Бресте известен Афанасий Брестский, который в начале ХVII века был ярым противником унии. Но я ему ответил, что в этом городе уния между православной церковью и католической была как раз подписана.» В связи “с участием священника в несанкционированных мероприятиях” еще до суда над ним приходу Матери Божией Жировичской в Ивацевичах было вынесено предупреждение, хотя священник Виталий Быстров к клиру местного прихода не принадлежит, а только проживает в Ивацевичах. В связи с этим пресс-служба курии Апостольского визитатора Белорусской Греко-католической Церкви выступила со специальным заявлением, выражая удивление фактом «вынесения предупреждения приходу в Ивацевичах за действия, которые происходили в Бресте», и указывая на абсурдность ситуации, когда приход наказывается за действия священника, который не входит его штат. В заявлении также высказывается сожаление, что предупреждение приходу выносится «за деятельность физического лица, что имеем признаки введения практики коллективной ответственности«.

1 декабря в Бресте была задержана и помещена под стражу семья православного священника Сергия Резановича — он сам, его жена Любовь и сын Павел. Они проходят подозреваемыми по уголовному делу вместе с Николаем Автуховичем, известным в Беларуси политзаключенным, по якобы созданию террористической группировки, которая занималась поджогом автомобилей и домов силовиков.

7 декабря католическая верующая Алла Рощинская  в Витебске приговорена к 10 суткам ареста по ст. 23.34 КоАП. 13 ноября она пришла к кафедральному собору помолиться за погибшего Романа Бондаренко, возложила цветов, зажгла лампаду и вместе с другими верующими стала в цепь памяти.

7 декабря управление принудительного взыскания главного управления юстиции Мингорисполкома выдало предписание минской полноевангельской церкви «Новая жизнь» с требованием освободить здание на ул. Ковалева, 72 до 31 декабря 2020 года, угрожая  в случае неисполнения требования принудительным выселением, которое должно было состояться 5 января 2021 года в 11:00. На 10:00 5 января церковь объявила молитвенное служение, на которое собралось около 200 прихожан, а в 11:00 в церковь прибыли судебные исполнители с представителями ЖРЭО Московского района. В здание их не допустили, к ним вышли пастор церкви Вячеслав Гончаренко и администратор церкви Виталий Антончиков, которые заявили, что выселяться церковь не собирается. В результате на был составлен протокол о неисполнении предписания. Попытки выселения общины из здания предпринимаются с 2005 года. В 2012 году исполнительное производство против церкви было прекращено, но тяжба возобновилась в 2013 году. Новый виток конфликта вокруг здания начал разгораться в 2019 году в связи с новым планом по внесению изменений в градостроительный проект микрорайона Сухарево. 17 февраля 2021 года судебные исполнители и милиция проникли в помещение церкви, проведя процедуры по его вскрытию при помощи бензопилы, имущество частично было опечатано, частично вывезено прихожанами. Помещение находится под контролем силовых структур. Группа «Христианское видение» приняла по этому поводу заявление.

8 декабря в Витебске задержаны греко-католический священник Алексей Воронко, римско-католический священник Виктор Жук SJ и верующий Алексей Коряков. 9 декабря состоялся суд по ст. 23.34 КоАП.  Дело отправлено на доработку. Повторный суд состоялся накануне Рождества 24 декабря. Судья Михаил Юрченко вынес всем троим предупреждение. Поддержать священников и верующего пришли около сорока человек, в том числе епископ Витебский Олег Буткевич и 5 других священнослужителей.

9 декабря 74-летний прихожанин витебского греко-католического прихода Борис Хамайда находился с хоругвью, на которой был вышит текст молитвы «Отче наш» на белорусском языке, около дома №30 по ул. Ленина в г. Витебске (известный как «Синий дом»).  Сотрудником Железнодорожного РОВД г. Витебска на него был составлен протокол о нарушении порядка организации и проведения массовых мероприятий. 24 декабря над верующим состоялся суд по ч. 3 ст. 23.34 КоАП. Суд Железнодорожного района г. Витебска (судья Ольга Шаповал) наложил на верующего административное взыскание в виде штрафа в размере 50 базовых величин (1350 рублей). Автором вышитой хоругви является верующая Антонина Пивонос. Оригинальный рушник было конфискован еще 25 марта 2008 года, когда Антонина Пивонос вместе с Борисом Хамайдой стояли с ним возле дома по ул. Ленина в г. Витебске, тогда она была оштрафована по ст. 23.34. КоАП и обратилась в Комитет ООН по правам человека, который постановил, что что государство-участник нарушило права автора по пункту 2 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (свобода выражения мнений).

27 декабря в г. Гродно (микрорайон Барановичи) у храма в честь Августовской иконы Божией Матери (настоятель Тимофей Ноздрин), проходил детский утренник, организованный приходом. На семейный праздник около рождественской елки собралось около 50 детей и взрослых, вскоре после начала туда приехали сотрудники милиции по жалобе, якобы кто-то был с флагом и выкрикивал лозунги. Однако находящиеся на празднике люди утверждали, что ничего подобного там не происходило — пикет с флагами проходил у проезжей части на отдалении от утренника и к утреннику никакого отношения не имел. 28 декабря на одного из мужчин, участвовавших в празднике, был составлен протокол за участие в несанкционированном мероприятии, он был задержан и помещен в ИВС. Его автомобиль был припаркован у церкви и по номеру автомобиля была установлена личность. Верующий по имени Виктор утверждает, что в его адрес поступили угрозы, смысл которых сводился к тому, что неподписание протокола и непризнание вины повлечет за собой наложение административного взыскания в виде ареста, а поскольку он хотел провести новогодние и рождественские праздники вместе с семьей, он признал вину в совершении административного правонарушения. В результате Виктору получил штраф в размере пяти базовых величин (135 рублей). Как минимум двух других участников утренника, чьи машины были припаркованы у церкви, предупредили устно и отпустили без составления протокола.

3 января 2021 года католическая верующая Мария Ревуцкая, 1955 года рождения, принимала участие в торжественной мессе с участием архиепископа Тадеуша Кондрусевича в кафедральном соборе Пресвятой Девы Марии в Минске. Во время богослужения женщина пела в хоре, а после мессы Мария направилась домой. Шел дождь, поэтому верующая держала в руках раскрытый зонт бело-красного цвета с надписью Polska (Польша). Возле входа в метро Мария Ревуцкая была задержана 4 сотрудниками силовых структур без опознавательных знаков и была доставлена в Центральное РУВД, позже в ИВС на Окрестина. 4 января состоялся суд (судья Д.С. Карсюк) по статье 23.34, свидетелем по которому выступил сотрудник силовых структур, скрытый под именем Иванов Иван Иванович, который утверждал, якобы женщина участвовала в пикетировании, крутила в руках бело-красно-белый зонт и выкрикивала лозунг “Жыве Беларусь”. На Марию Ревуцкую было наложено административное взыскание в виде штрафа в 30 базовых величин.

3 января 2021 года сотрудники милиции провели обыск у верующей Валентине Криштопенко в поселка Октябрьская Витебского района. Валентина имеет первую группу инвалидности и живет вместе с дочерью и внучкой. Осмотр помещения прошел в рамках административного процесса по ст. 23.34 КоАП за одиночное пикетирование в виде фотографий, на которых Криштопенко находится с плакатом с библейской цитатой «Когда господствует нечестивый, народ стенает» (Притч. 29:2), закрывающим лицо, на фоне храма и автомобиля милиции. Фотографии были использованы для видеоряда в ролике на стихотворения Андрея Дементьева «Власть воюет с собственным народам». Самодельный плакат, а также два мобильных телефона, один из которых принадлежит дочери Криштопенко Светлане, были изъяты. 11 февраля 2021 года судья Витебского района Михаил Зубеня вынес административное постановление в отношении Валентины Криштопенко, признав ее виновной в совершении административного правонарушения, и присудил штраф в размере 40 базовых величин (1160 рублей). Группа «Христианское видение» опубликовала по поводу преследования Валентины Криштопенко заявление.

9 февраля религиозной миcсии «Благотворительное католическое общество Каритас» Минско-Могилевской архиепархии Римско-Католической Церкви в Беларус было отказано в разрешении на получение финансовых средств из заграницы для проекта по обеспечению малоимущих хозяйственными домашними животными, саженцами и продуктами питания. Такое разрешение от Департамента по гуманитарной деятельности при Президенте Республики Беларусь необходимо для их получения, при это Департамент может принимать решения по регистрации или нерегистрации безвозмездной иностранной помощи абсолютно произвольно, делая благотворительные и другие общественные организации заложниками своего решения. В отказе католической организации в получении средств на благотворительность есть признаки государственного давления на католическое религиозное сообщество в Республике Беларусь.