Иконоборцы
В октябре гродненские пропагандисты обрадовались тому, что из местного Покровского собора убрали две иконы. «Которые содержали неприемлемые в таком богоугодном месте сцены насилия и вражды», — поспешил написать один провластный телеграм-канал.
На иконах в самом деле были сцены насилия: суда над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским (1922) и самосуда над священномучеником Владимиром (Богоявленским), митрополитом Киевским (1918). У палачей на головах — узнаваемые фуражки и буденовки с красными звездами.
Иконы, созданные под руководством Антона Дайнеко в мастерских Свято-Елисаветинского монастыря, свидетельствовали о преступлениях коммунистического режима. Прямо, четко и однозначно.
Всего таких икон в соборе было 8, теперь осталось 6, на которых изображены:
— убийство священномученика Гермогена (Долганова), епископа Тобольского (1918);
— убийство священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского (1934);
— казнь священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого (1937);
— казнь священномученика Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилёвского (1937);
— казнь священномученика Иоанна (Пашина), епископа Туровского (1938);
— арест преподобномученика Серафима (Шахмутя), архимандрита Жировичского (1944). Кстати, арестован будущий святой был в Гродно, за спиной у персонажа в синей фуражке НКВД виден силуэт Покровского собора.
Дмитрий Корнеенко, православный христианин из Витебска, отправил на e-mail гродненской епархиальной канцелярии вопрос о судьбе исчезнувших икон. И получил ответ: это всё «ремонтно-реставрационные работы». А заодно и упрек: мол, сколько уже раз эти иконы «перемещали» туда-сюда в рамках «ремонтно-реставрационных работ», и никого это не волновало.
Повод для волнений у многих верующих возник уже в 2020 году, когда кампанию против икон начала доносчица Ольга Бондарева.
Но атака на иконы началась гораздо раньше.
Как это было, расскажут документы 2012 года.
Это история о том, как государство давило на Церковь, используя для этого представителей самой Церкви.
***
В ноябре 2012 года в Гродно приехала с проверкой комиссия Управления делами Белорусской Православной Церкви. Ревизоров было шестеро, среди них — епископ Вениамин (Тупеко), нынешний митрополит Минский, и архимандрит Антоний (Доронин), нынешний архиепископ Гродненский. Комиссия была подотчетна Патриаршему Экзарху всея Беларуси митрополиту Филарету (Вахромееву, 1935 — 2021), который на тот момент уже сильно сдал и тяжело болел.
Свой визит комиссия начала с облисполкома, где пообщалась с заместителем главы региона Игорем Жуком и начальником отдела по делам религий Игорем Поповым. Их претензии она и предъявила Гродненскому архиепископу Артемию (Кищенко). Претензий было несколько, в том числе якобы вызывающая роскошь жизни духовенства, нежелание дружить с БРСМ, высокие цены треб (вызванные во многом тем, что в мае 2012 года облисполком завысил для приходов тарифы на коммунальные услуги до размеров, применяемых к коммерческим организациям). И вот здесь в документах впервые появляются эти слова — «расстрельный ряд».
«…Размещение на колоннах Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно икон, с изображением исторически достоверных сцен насилия безбожной власти над православными мучениками. В обществе фигурирует выражение, которое стало нарицательным, — «расстрельный ряд». Поступают жалобы, как от пожилых прихожан, так и от туристов, посещающих город и кафедральный собор».
Признав сюжеты икон «исторически достоверными» и обойдясь без каких-либо вопросов к иконам по существу, комиссия всё же «попросила» Синод БПЦ принять решение: быть этим иконам в соборе или нет.
Экспертную оценку, по мнению комиссии, должен был высказать Архитектурно-художественный совет Минской епархии. При том что коммуникация между епархиями в Православной Церкви — это строгая горизонталь: ни одна епархия, пусть даже и столичная, не имеет права вмешиваться в жизнь другой.
Разбирательства на Синоде БПЦ могли повлечь за собой серьезные перемены в Гродненской епархии, включая отставку архиепископа Артемия. Иерарх вместе с солидарными священнослужителями решил пойти на принцип, и в Синод было отправлено обращение епархиального ответа, разъяснявшее ситуацию. Копия легла на стол Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
В первых же строках своего рапорта на имя Патриарха архиепископ утверждал, что выводы комиссии «антицерковные». Ибо — ничем не прикрытый госзаказ, пассивное исполнение воли чиновников, ментально оставшихся жить в СССР.
«Вызывает особое опасение, что деструктивные настроения в отношении Церкви находят поддержку у некоторых иерархов Белорусского Экзархата, которые в соответствии со своим саном и христианским именем должны были бы их пресекать», — писал архиепископ Артемий. В обращении епархиального совета говорилось: «Этот ряд [«расстрельный» — ред.], который вызывает раздражение у некоторых товарищей, ни больше ни меньше — слава и похвала нашей Русской Православной Церкви».
Нам неизвестно, дал ли в итоге свою оценку иконам Архитектурно-художественный совет Минской епархии. Зато у нас на руках два заключения от топовых личностей в тогдашней системе духовного образования Русской Православной Церкви. Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва), декан факультета церковных художеств этого же вуза, два профессора Санкт-Петербургской духовной академии. И еще известный историк Андрей Зубов — в те времена человек вполне системный, профессор МГИМО, член Межсоборного присутствия РПЦ (нечто вроде интеллектуального пула с совещательными функциями при Патриархе). После 2014 года, когда он выступил против аннексии Крыма, — уже персона нон грата.
Оба заключения положительные. Вопросов к канонической, художественной, исторической, этической сторонам — нет.
В 2012 году, возможно, благодаря развязанной в кулуарах активности, удалось отстоять и иконы, и в целом внутреннюю политику, проводимую в епархии архиепископом Артемием.
В 2020 году режим продемонстрировал, что видит в людях такой же «расстрельный ряд» — стоит этим людям вспомнить про свое конституционное право менять власть. Архиепископ Артемий заступился за людей и тем самым подписал себе как правящему архиерею отсроченный приговор. Менее чем через год его сместили — руками иерархов Церкви, готовых ради «конструктивных отношений» сдать государству всё и вся.
Иностранцы, заходившие в гродненский собор, говорили, что иконы мучеников ХХ века позволяют надеяться, что РПЦ — это не филиал КГБ. Сейчас это уже не очевидно.
Мы продолжаем следить за развитием событий. Продолжение следует.
Заглавное фото: икона с изображением ареста Серафима Жировичского / ikona-skiniya.com