Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Ущемление свободы религии в отношении заключенных, содержащихся под стражей, задержанных и арестованных

Ущемление свободы религии в отношении заключенных, содержащихся под стражей, задержанных и арестованных

Ущемление свободы религии в отношении заключенных, содержащихся под стражей, задержанных и арестованных
Аўтар
Хрысціянская візія

Арганізацыя"Хрысціянская візія"

Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.

To read in English

В Беларуси на 29 июня 2024 года в заключении по политическим мотивам находится 1566 человек, чьи имена известны правозащитникам. Многие из этих людей являются практикующими верующими и они подвергаются серьёзным ограничениям своей свободы исповедовать и практиковать религиозную веру и убеждения. Ущемления касаются также лиц, подвергающихся задержанию, отбывающих административный арест, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в виде ограничения свободы в исправительных учреждениях открытого типа, а также лиц осужденных на ограничения свободы без направления в ИУОТ («домашняя химия»).

Ограничения касаются пяти основных аспектов.

Во-первых, это насильственное и незаконное отобрание предметов культа.

Несмотря на то, что Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают в Приложении №3, п.17, что осужденные могут иметь при себе предметы культа, изготовленные из недрагоценных металлов. Также и находящимся под административным арестом гарантируется свобода отправления религиозных культов, ритуалов и обрядов (гл. 10 Правил внутреннего распорядка мест отбывания административного ареста), в том числе, что «административно арестованные имеют право получать предметы религиозного культа индивидуального пользования (в том числе нательные крестики, амулеты), за исключением предметов культа, выполненных в виде колюще-режущих предметов, предметов, которыми можно нанести телесные повреждения себе либо иным лицам либо представляющих собой культурную или историческую ценность, изделий из драгоценных металлов, камней» (п.80).

Однако предметы культа у верующих часто незаконно изымают.

Так, у Никиты Емельянова, который отбывает наказание в Могилевской тюрьме №4, в декабре 2021 года был изъят розарий, который верующий получил для молитвы во время пастрыского визита со стороны вспомогательного епископа Могилевской архиепархии Александра Яшевского.

Не отдали розарии и политзаключенному католику Денису Ивашину, когда он находился в Гродненской тюрьме №1. Семья журналиста передавала розарии верующему дважды. Как стало известно в сентябре 2023 г., администрация гродненской тюрьмы изымала их и отказывалась ему возвращать. Первый розарий был конфискован во время одного из обысков в камере. Когда Ивашин обратился с жалобой и требованием о возврате розария, тюремный психолог сослался на то, что якобы молитвенная вещь похожа на четки «зэков» и это может вызвать зависть у других заключенных и спровоцировать конфликты. В результате, этот розарий был возвращен родственникам после этапирования Ивашина в Могилев. Второй розарий был отобран у верующего конвоирами этапа при переводе снова в Гродненскую тюрьму на объявление приговора. Второй розарий в результате вовсе пропал.

Политзаключенная Ольга Класковская, которая отбывала наказание в женской ИК №4 в Гомеле и вышла на свободу в декабре 2022 года, в июле 2023 года сообщила, что по информации, которую она получила от политзаключенных, заместитель начальника ИК №4 Станислав Ковалев распорядился убрать из всех комнат проведения досуга (помещений, в котором осужденные должны принудительно смотреть БТ и другие пропагандистские ролики) все церковные изображения. После этого актив из числа осужденных пособирал во всех комнатах иконы и отнес их в тюрьму. По мнению Класковской, «возможно, в этом случае, борьба службистов со святынями — это продолжение борьбы системы с общечеловеческими ценностями в принципе, с моралью, духовностью, благородствам, милосердием. Во всех, даже абсолютно нейтральных и безобидных вещах, которые не восхваляют режим, службисты видят крамолу и угрозу «правильной идеологии», угрозу свое собственной безопасности».

Отмечаются также случаи изъятия нательных крестов у административно задержанных и арестованных.

Православный верующий Дмитрий Корнеенко из Витебска, который в сентябре-октябре 2020 года и январе-феврале 2021 года отбывал несколько административных арестов по ст. 23.34 (ч.1 и ч.3) в общей сложности в размере 40 суток, рассказал, что у него в ИВС изымали нательный крест, несмотря на его протест, поскольку такой запрет был для него «сильно тревожившим его религиозное чувство».

16 ноября 2020 года православный верующий Роман Абрамчук из Минска также рассказывал, как в РОВД у задержанных забирают нательные кресты: «Когда все срезали (а все «веревочное» именно срезают и бросают у ног), то я сказал, мол, крестик хоть оставь. Так он его с особенной резкостью срезал и швырнул под ноги». Такое обращение с предметом культа является недопустимым и связано не только с нарушением гарантированного лицам, находящимся в местах предварительного заключения и отбывания наказания, права иметь при себе предметы культа, «предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц» (ст. 25 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Это также сопряжено с унижением человеческого достоинства верующего, для которого данный предмет культа имеет сакральное значение.

О том же свидетельствует и православный верующий Олег Нагорный, который подвергся административному аресту за антивоенные тексты в ноябре 2022 года. По его словам, его нательный крестик «был самым простым, маленьким, на самом простом тонюсеньком шнурочке, едва налазившем на голову. Задушиться или задушить им кого-то совершенно нереалистично. Так что я отношу этот запрет к элементу моральных пыток, когда православных верующих пытаются морально уязвить и подавить».

Во-вторых, фиксируются проблемы с получением религиозной литературы лицами, находящимся в местах предварительного заключения и отбывания наказания.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях», по которым такие лица могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой, а также предписания ст. 10 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» гарантируют такое право. Право административно арестованных на получение религиозной литературы и пользование ей предусмотрено и п.80 Правил внутреннего распорядка мест отбывания административного ареста.

Однако известны случаи, когда реализации такого права создавались препятствия.

Так, администрация СИЗО-1 (ул. Володарского, 2, г. Минск), отказывалась принимать для заключенных литературу и отсылала ее назад отправителю. Один случай был зафиксирован в октябре 2020 года. Католический активист Артём Ткачук послал католические журналы политзаключенным Максиму Знаку, Дмитрию Фурманову и Эдуарду Пальчису, но получил их назад с формулировкой «газеты, журналы, кроссворды разрешены только по подписке через почтовые отделения».

В ноябре евангельский верующий Дмитрий Дашкевич из 70-ти экземпляров Нового Завета, которые он разослал политическим заключенным, получил из СИЗО-1 возврат 42 экземпляров с сообщением: «лица, которые содержаться под стражей имеют права пользоваться литературой из библиотеки СИЗО».

Подобная проблема касается и отбывающих административный арест. Так, в 23 декабря 2020 года, католическая верующая Ирина Петрусевич послала поздравительную рождественскую открытку, облатку и распечатанный с официального сайта catholic.by текст литургии на Рождество Христово своим друзьям, отбывшим в Жодинской и Барановичской тюрьмах административный арест по ст. 23. 34. Находящийся в Барановичах адресат получил только облатку и открытку, находящийся в Жодино не получил ничего.

Католическая верующая Ольга Золотарь сообщала, что имеет проблемы с получением даже молитвенника. 16 апреля 2021 года Вероника Пиута, дочь политической заключенной Ирены Бернацкой, задержанной 25 марта 2021 года по обвинению в якобы разжигании ненависти (ст. 130 УК) и находящейся в тот момент в СИЗО-1 г. Минска, в своем фейсбуке отметила, что духовная литература ее матерью получена не была, пропустили только молитвенник. 7 января 2022 года мать православного верующего Артема Боярского, задержанного 24 марта 2021 года и с середины апреля до конца 2021 года находившегося в том же СИЗО-1 г. Минска, сообщила, что все попытки передать сыну молитвослов не увенчались успехом — молитвословы, как и любую другую литературу, просто не принимали.

В своем посте в фейсбуке 13 октября 2021 года Дмитрий Дашкевич отметил, что посылал в колонии, где содержатся политзаключенные около десяти Новых Заветов, но все они вернулись ему назад. Вернулось назад и письмо с распечатанным 22-м Псалмом Давида, который он послал политзаключенному Денису Ураду, с формулировкой «письма не от близких родственников не положено».

В январе 2021 года группа «Христианская визия» приняла по поводу нарушения права на пользование религиозной литературой в отношении политических заключенных в Беларуси первое заявление. Однако проблемы с доступом к религиозной литературе не прекращаются — в преддверие праздника Пасхи по западному календарю вновь лицам, находящимся под административным арестом в ИВС г. Жодино, администрацией было отказано в получении Библии, со ссылкой на то, что у арестованных и заключенных есть доступ к библиотеке. Однако количество экземпляров в библиотеке недостаточно и затруднителен доступ к Библии на белорусском языке. Новое заявление группы «Христианская визия» было также направлено по электронному адресу руководителями шести следующих христианских конфессий в Беларуси: Белорусская Православная Церковь, Римско-Католическая Церковь в Беларуси (в т.ч. в нунциатуру), РО Союз Евангельских Христиан Баптистов в Республике Беларусь, Объединение консервативных церквей евангельских христиан баптистов в Республике Беларусь, Объединенная церковь ХВЕ, Объединение общин христиан полного Евангелия в Республике Беларусь.

В марте 2021 года в 23-й камере в Центре изоляции правонарушителей на Окрестина, после жалоб на условия содержания, у арестованных изъяли все письменные принадлежности, бумагу, сканворды и книги, в том числе молитвенник. Музыкант Алексей Круковский, православный верующий, чей административный арест по ст. 23. 34 совпал со страстной седмицей и праздником Пасхи и который с 26 апреля по 7 мая находился сначала в ЦИП на Окрестина, а потом был этапирован в ИВС Жодино, отмечал, что был лишен возможности пользоваться необходимой религиозной литературой. Круковскому не была передана никакая корреспонденция, в том числе с текстами пасхальных поздравлений и богослужений, а также с ламинированными бумажными иконами. По словам верующего, на первом канале Белорусского радио, который принудительно транслируется в изоляторе в дневное время, никакого пасхального контента, кроме утреннего поздравления Митрополита Вениамина, не было.

В-третьих, затруднена подписка на религиозные издания, находящиеся в официальном каталоге Белпочты.

24 мая стало известно, что в тюрьме №4 города Могилёва невозможно подписаться на католическую газету Витебской епархии «Каталіцкі веснік», несмотря на то, что она входит в данный каталог. Сотрудники исправительного учреждения просто вычеркнули из каталога указанную газету, а также издание «Белорусы и рынок». В частности, подписку на газету на второе полугодие 2021 года не смог оформить политический заключенный Никита Емельянов, содержащийся в Могилёве. Родственники Емельянова обратились к администрации тюрьмы по этому поводу, на что последовал письменный ответ от начальника указанной тюрьмы №4 Д. Елисеенко, номер газеты «Каталіцкі веснік» за май 2021 года не был вручен заключенному, поскольку по ч. 2 арт. 89 Уголовно-исполнительного кодекса «осужденным запрещается получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание расовой, национальной и религиозной вражды, насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписка на них». Какая именно запрещенная информация содержится в указанном номере газеты «Каталіцкі веснік» в письме не уточняется. 8 ноября стало известно из ответа руководителя СИЗО-1 Андрей Цендрика на обращение родственников одного из политзаключенных, что 30 июня в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов были внесены следующие изменения, которые вступили в силу 23 сентября: был исключен пункт 169 «Подписка может быть оформлена на имя лица, содержащегося под стражей, его родственниками или иными лицами». Таким образом, теперь подписка может быть оформлена только сотрудником СИЗО.

В-четвертых, существует серьезная проблема с организацией пастырских визитов для верующих, находящихся в СИЗО.

Православный верующий Павел Северинец был задержан 7 июня 2020 года и сначала последовательно отбывал административные аресты на протяжении 75 суток. Позже он был переведен в СИЗО №1 г. Минска в статусе подозреваемого по ст. 293 УК (организация массовых беспорядков), где и находился до апреля 2021 года, а в апреле был этапирован в следственную тюрьму №4 города Могилева. Во время нахождения в СИЗО №1 Северинец как минимум пять раз обращался с письменной просьбой о пастырском визите православного священника, трижды с просьбой о таком визите обращалась и супруга заключенного Ольга Северинец. С ходатайствами о разрешении посещения Павла Северинца выступали также представители религиозных организаций. Однако на протяжении девяти месяцев такой пастырский визит не был разрешен ни разу. Впервые пастырский визит для Павла Северинца оказался возможным в период после вынесения приговора и до вступления его в силу, во время его нахождения в следственной тюрьме №4 г. Могилева. Тогда органом, в компетенции которого было разрешение подобного визита, являлся суд, вынесший приговор. Визит состоялся 8 июня 2021 года и проиходил на общих основаниях краткосрочных свиданий (через защитное стекло, при помощи телефонного аппарата, без возможности физического контакта для проведения таинств и без обеспечения конфиденциальности разговора).  

Уже упомянутая известная католическая верующая Ирена Бернацкая из Лиды, признанная политической заключенной, находящаяся в СИЗО-1 г. Минска, обращалась с заявлением о разрешении пастырского визита католического священнослужителя как минимум дважды, однако в этой просьбе ей было отказано, об этом 16 апреля сообщила ее дочь Вероника Пиута в своем фейсбуке. В своих отказах следственные органы ссылаются на эпидемическую ситуацию, связанную с коронавирусом.

С проблемой препятствования пастырскому визиту столкнулась в СИЗО-1 и уже упомянутая католическая верующая Ольга Золотарь, которая несколько раз направляла заявления с просьбой о посещении священнослужителем. Следственный комитет, который ведет расследование в отношении женщины, отказывает. 70 католических священников из Беларуси подписали ходатайства в Следственный комитет о прекращении уголовного преследования в отношении Ольги Золотарь, двое, в том числе ксендз Александр Фамяных, настоятель прихода, к которому принадлежит Ольга, написали за нее поручительство для изменения меры пресечения. 2 июня 2021 года верующую в СИЗО посетил с пастырским визитом апостольский нунций в Беларуси архиепископ Анте Йозич.

По поводу препятствий пастырских визитов к Павлу Северинцу, Ирене Бернацкой и Ольге Золотарь группа «Христианская визия» 4 мая 2021 года приняла специальное заявление. Также 5 мая было направлено обращение в Конференцию католических епископов Беларуси и в Апостольскую нунциатуру в Республике Беларусь с просьбой предпринять шаги по разрешению сложившейся ситуации в отношении католических верующих женщин.

Православный верующий Артём Боярский, задержанный 24 марта 2021 года с тех пор находился под арестом и под стражей, а 9 декабря 2021 года к пяти годам усиленного режима, также ни разу не смог получить пастырского визита. Находясь в СИЗО-1 г. Минска, Боярский после вынесения приговора до вступления его в силу, пытался получить пастырский визит, который организовывала для него мать, но судья Елена Шилько, которая вынесла приговор и поэтому должностным лицом органа, в компетенции которого было разрешение подобного визита, отказала в таком разрешении. Мать Боярского Ольга отметила по этому поводу:  «Люди год сидят в СИЗО и не могут увидеться со священником, исповедоваться, я считаю, что это ущемление прав верующих».

В июне 2024 года белорусский католический ресурс katolik.life привел свидетельство верующей католички, которая недавно вышла на свободу, о том, как устроена религиозная жизнь в тюрьме. Во-первых, несмотря на то, что верующая дважды подавала заявление начальнику тюрьмы о возможности встречи с католическим священником, она получила ответ, что визит священника «не предусмотрен» для находящихся под следствием. Во-вторых, верующая также не имела разрешения посещать хотя бы православную литургию в тюремной часовне – по той же причине.

В-пятых, серьёзной проблемой является препятствование религиозной жизни осужденным, находящимся в колониях, учреждениях открытого типа и отбывающих «домашнюю химию».

Так, со стороны православной верующей Елены Мовшук, приговоренной к 6 годам колонии общего режима по «пинскому делу», которая отбывает наказание в ИК №24, находящейся в г. п. Заречье, Речицкого района, Гомельской области, были запросы на общение со священнослужителем. Православный священник, протоиерей Петр Прокопцов (Гомельская епархия БПЦ) написал политзаключенной письмо, в котором проинформировал ее о проведении православного богослужения 25 августа 2021 года и возможности духовной беседы или исповеди с ним как священником, однако администрация колонии воспрепятствовала Мовшук принять участие в указанном богослужении. Только 24 октября 2021 года стало известно из письма Елены Мовшук, что у нее наконец получилось пообщаться со священником.

Данная проблема имеет системный характер. Об этом заявила освобожденная 16 сентября 2021 года в рамках процедуры помилования медсестра из Витебска Юлия Кашеверова, которая до освобождения содержалась в ИК №4 (г. Гомель). По ее словам, политическим заключенным не позволяется посещать «ни клубы, ни церковь, ни спортзал, ни место учебы». В апреле 2023 года правозащитники сообщили, что администрация женской гомельской колонии № 4 препятствует некоторым полизаключенным женщинам посещать церковь, таким образом оказывая на них давление. О том,

Политзаключенный Никита Емельянов, отбывающий в тюрьме №4 г. Могилева наказание в виде четырех лет лишения свободы в колонии усиленного режима, летом 2021 года подал заявление с просьбой разрешить посещение его священнослужителем. 11 октября 2021 года Емельянов поместили в карцер на 20 дней за якобы нарушение правил внутреннего распорядка, в тот же день он начал голодовку в знак протеста против недопуска к нему священника. Голодовка продолжается. Группа «Христианская визия» 25 октября 2021 года приняла по поводу нарушения права на свободу религии политического заключенного Никиты Емельянова специальное заявление. По информации правозащитников, 27 октября администрация тюрьмы запросила у Никиты Емельянова новое заявление на пастырский визит, пообещав, что таковой состоится, после чего 30 ноября Емельянов остановил голодовку. По информации правозащитников и близких Никиты Емельянова, 3 или 4 ноября пастырский визит к нему состоялся — исповедь и причастие совершил епископ Александр Яшевский SBD.

С невозможностью пастырского визита столкнулся верующий реформат Владимир Мацкевич. С 4 по 17 февраля он находился в голодовке и просил встречу с пастором. Пастор полноевангельской церкви «Новая Жизнь (Минск) Вячеслав Гончаренко пытался попасть к Владимиру Мацкевичу в СИЗО-1, где последний содержится, однако получил отказ со стороны администрации. Пастор Евангелическо-реформатской церкви г. Могилева Сергей Удальёв даже не смог подать ходатайство на посещение, поскольку его община не зарегистрирована. Ряд протестантских церквей Германии обратились с письмами к Паско Сергею Мирославовичу, начальнику управления Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску и Цедрику Андрею Михайловичу, начальнику учреждения «Следственный изолятор № 1» с просьбой о разрешении пастырского визита, однако письма остались без ответа. Группа «Христианское видение» приняла по поводу голодовки Владимира Мацкевича специальное заявление, с требованием обеспечить Владимиру Мацкевичу реализацию его права на встречу со священнослужителем для получения духовной помощи.

В феврале 2023 года стало известно, что администрация Исправительного учреждение открытого типа № 46 в г.п. Круглое Могилевской области препятствует верующему католику Сергею Васильеву посещать католический храм. В частности подполковник милиции Игорь Ивицкий отказал в возможности посещать костел, поскольку якобы костел «не указан в списке мест, которые разрешается посещать осужденным».

В сентябре 2023 года стало известно, что осужденным с желтой биркой, которой обозначают политических заключенных, в ИК №17 (г. Шклов) было запрещено посещать православный храм, находящийся на территории колонии.

Бывший политазключенный и журналист Егор Мартинович, отбывавший срок в ИК № 2 г. Бобруйска, отметил также, на осужденным с низким статусом было прямо запрещено посещать православный храм — объявление об этом висело при входе в храм.

Кроме того, политическим заключенным не позволяется участвовать в церемониях прощания (похоронах) с своими умершими близкими родственниками. Так, Павел Северинец, отбывающий наказание в ИК №17 (г. Шклов), не смог получить разрешение на участие в похоронах своего отца Константина Северинца, скончавшегося 1 октября 2021 года от коронавирусной инфекции. Накануне похорон группа «Христианская визия» опубликовала обращение к главам православной и католической церквей, а также епископам, управляющими епархиями в Могилевской области, где находится Шкловская колония, и к апостольскому нунцию Анте Йозичу, с просьбой ходатайствовать перед Департаментом исполнения наказаний о возможности для Павла Северинца участвовать в похоронах отца.

Ограничения касаются и преследуемых по политическим мотивам, которые отбывают наказание в виде «домашней химии» — ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Так бывшая политзаключенная Регина Лавор, создательница Ивьевского музея национальных культур, осужденная на 2 года «домашней химии» отмечала, что ей можно было только на два часа в день выходить из дому и при этом было запрещено ходить в костел.

16 июля 2021 года правозащитная организация Форум 18 сделала обзор нарушений прав задержанных, арестованных и заключенных на свободу религии, отмечая, что отказ во встречах со священнослужителями и в доступе к религиозной литературе политическим заключенным противоречит как белорусскому законодательству, так и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными ООН (известным как Правила Манделы). В новом обзоре от 12 ноября 2021 года правозащитная организация Форум 18, обратив внимание на препятствование пастырским визитам и ограничения доступа к религиозной литературе.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава