Православие как способ манипуляции
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
Событием этого дня стал международный скандал вокруг белорусской олимпийки Кристины Тимановской, которую начальство безуспешно попыталось экстренно депортировать в Минск. Причиной такого шага официально называлось нестабильное психическое состояние девушки, хотя проблемы у Кристины начались после того, как она раскритиковала хамское отношение спортивных функционеров к спортсменам.
Вечером канал «Ник и Майк» опубликовал аудио разговора, в котором, как утверждается, главный тренер сборной Беларуси по легкой атлетике Юрий Моисевич уговаривает Кристину молчать. Что интересно — в качестве инструмента давления он использует православные ценности: «Я тебя просто вот прошу это понять и принять. Вот вера говорит православная, понимаешь, она говорит так: «смирись». Смирение человека растет, понимаешь, смирись, не выставляй свою гордыню. <…> И начинает тебя опять в круговорот дьявол брать и крутить, понимаешь? Вот так люди суицидом заканчивают, к сожалению». Его собеседница срывается в слезы.
Смирение — если под ним понимать насилие человека над своим разумом и волей, отказ от защиты собственного достоинства и прав — в самом деле может быть эффектным орудием манипуляций. Сколько судеб сломали горе-духовники, призывающие своих чад к «смирению и послушанию», знают не понаслышке многие постсоветские православные. Не удивительно, что в Беларуси к смирению не брезгует апеллировать режимная пропаганда: показательны рассуждения Марата Маркова с ОНТ о том, что православные призваны смиряться, терпеть и не пытаться решать, где добро и где зло.
Мы лишь напомним, что Образец смирения для православных христиан — Христос («научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» — Мф. 11:29). Но при этом Спаситель не молчал в ответ на несправедливые обвинения. «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 19-23). Видим мы здесь пассивное «смирение» в обывательском смысле слова или достоинство уважающего Себя Человека — решать вам.