Царква і палітычны крызіс у Беларусі

«Бог с нами…» Риторика беларусской пропаганды и политические клише фашизма

«Бог с нами…» Риторика беларусской пропаганды и политические клише фашизма

«Бог с нами…» Риторика беларусской пропаганды и политические клише фашизма
Аўтар
Хрысціянская візія

Арганізацыя"Хрысціянская візія"

Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.

Псевдорелигиозная риторика современной беларусской пропаганды, а также многие совместные действия представителей режима и Беларусской православной церкви указывают на один из важных признаков фашизма. Например, британский политолог Лоуренсу Бритт, который, изучив опыт семи режимов — от Гитлера до Пиночета, сформулировал 14 признаков фашизма, в том числе, связь между религией и правящим классом.

Коротко этот признак раскрывается так: пропаганда поддерживает иллюзию того, что фашистские лидеры выступают защитниками веры, а их оппозиция — это якобы безбожники. У людей должно сложиться ощущение, что противиться находящейся у власти элиты — все равно что восстать против религии.

Кроме того, правительства фашистских стран используют религию как инструмент управления общественным мнением. Религиозная риторика и терминология используются правительственными лидерами, даже когда главные принципы религии диаметрально противоположны действиям или политике правительства.

«Христос приземлится здесь. Батька готовит место. Потому так бесы ненавидят нас»

Именно так и действует беларусская пропаганда, что особенно характерно для выступлений работников государственного телеканала СТВ Григория Азарёнка и Евгения Пустового. Помимо обожествления лидера режима Александра Лукашенко они часто цитируют Святое Писание, «православных старцев», изворачивая суть, используют христианское учение в своих целях, при этом говоря языком ненависти — неприемлемым в христианстве.

В частности, Азарёнок, называя Лукашенко «помазанником Божьим», использует в отношении «врагов» (оппонентов режима, западных политиков, президента Украины) такие определения как «слуги дьявола», «люди с черными нимбами», «предтеча Антихриста». Протесты в 2020 году — против фальсификации выборов и насилия — он называл «разгулом сатанизма».

Мы собрали несколько цитат из последних выступлений пропагандистов, которые ярко характеризуют тот самый признак фашизма, сформулированный Бриттом. К примеру, вот одно длинное, но очень характерное высказывание Азарёнка, прозвучавшее в эфире СТВ 8 июля:

«Монах Филофей хотел обустроить Псковщину — новый Иерусалим. Подготовить для второго пришествия Христа место, куда он и должен прийти. Оказалось, что оно находится чуть западнее. Здесь раздавлены либеральная, экуменическая, автокефальная и униатская ереси. Здесь царит справедливость. Здесь богатый не обжирает бедного, а на капитализм надета узда. Сюда убегают гонимые современными иродами. Здесь безопасное место для всех.

Святая земля. Христос приземлится здесь. Батька готовит место. Потому так бесы ненавидят нас. Потому все люди с чёрными душами и чёрными нимбами так хотят разрушить и наше государство, и нашу церковь. Потому проститутка, блудница и поганое идолище, первым делом по приезду в Америку едут к сектантам из пронацистской ереси. Поэтому сегодня старая еретичка открыла смердящую пасть на наше православие. Но что вы можете сделать. Вы сгорите, расплавитесь, обуглитесь. А мы согреемся. Солнцем Александрии, которая собрала друзей. И выйдем из святой купели просветлённее. И ежели Бог с нами, то кто же на ны?»

«Лукашенко — тот скреп, та ось, то солнце, вокруг которого создана беларусская галактика»

А вот яркий пример от Пустового в эфире за 28 апреля:

«Мы как говорили, так и будем говорить. Беларусь — це Лукашенко. Он тот скреп, та ось, то солнце, вокруг которого создана наша, своя (сейчас будут смеяться — смейтесь, уржитесь, змагары) беларусская галактика. Где справедливость, где социально ориентированная экономика и где правда».

Кстати, в одном из своих последних выступлений Азарёнок набросился на… автора знаменитого советского фильма «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, обозвав его «вонючей либердой»:

«Рассказывают, что после просмотра документального фильма «Обыкновенный фашизм» Суслов подошел к Ромму и спросил: «За что же вы нас так не любите?» В фильме латентно проводилась мысль о сходстве гитлеровского и сталинского режимов. И тем не менее без последствий для режиссера. Упаси господь трогать вонючую либерду — хай поднимут, Запад озаботится. А вот, например, патриота Бородина можно и в тюрягу упрятать. Это вам не Солженицын, не либераст, за него мировая лживая интеллигенция не заступится».

Здесь, к слову, проявляется ещё один признак фашизма по Бритту — презрение к интеллигенции. Азарёнок продолжил:

«Но был период, когда такие сети жглись. Жглись беспощадно. Сталин растоптал все эти салончики Лили Брик. Сталин поставил интеллигенцию на службу Родине. И сегодня хитроумные западные деятели — знайте. Лукашенко вам не по зубам! Хоть нож доставайте, хоть эклеры. Космополиты и низкопоклонники будут разгромлены, не дождавшись своих райских времен, своего 1991 года. Есть великая культура, есть гиганты, есть народ. Народ с ним. Воля и сила Президента безусловны. И вместо салончиков и чуланчиков его воспоют гиганты. С ним прошлое, настоящее и будущее. С ним Великая Победа — та, что была и та, что будет. На него равняются и старики, и дети. Лукашенко — неодолим!»

Что же касается главного признака, который мы рассматриваем, то к нему, конечно, относится и демонстрирование диктатором своей религиозности. Посещение храмов на Рождество и Пасху, «зажигание свечи» напоказ, окунание в прорубь на Крещение, «упаси Господь» и другие частые упоминания Бога в речах — всё это является целенаправленными действиями на присвоение себе неких «божественных» черт, подчеркивание своей якобы близости к Богу.

«Лукашенко — как Богообразный Иосиф» 

О том, что продвижение подобных нарративов — тенденция в беларусской пропаганде, говорит и совсем недавнее выступление Азарёнка на тему вывоза из Украины детей в Беларусь. 

Выплеснув ненависть на «врагов» («Как я хочу посмотреть, чтобы урсулиха фон дер ляля корчилась с куском беспилотника в глотке, чтобы через эту глотку хлестала кровь и она дрыгала своими грязными кочерыжками, умоляя о помощи»), пожелав европейским чиновникам, чтобы их «трупы изнасиловали мигранты», пропагандист заявил: 

«Христос укрылся в Египте, а современные мученики укрываются в Беларуси. И как Богообразный Иосиф тогда, сейчас их спасает Александр Лукашенко. Алексей Талай прокладывает путь. Этот путь освещают библейские звезды. И как нет избавления от страшных мук детоубийцам, иродам, так и нет той силы, которая бы воспрепятствовала в святом деле нашему Президенту. За детское счастье, за материнскую радость, за жизни спасенные – слава Лукашенко».

Белорусская теологиня Наталля Василевич отмечает, что характерной особенностью такой псевдорелигии, элементы которой представлены в данной заметке, является эмоциональное возбуждение и накачивание ненавистью аудитории программы и публичного дискурса в целом. Задача стоит не в трансляции каких-то концепций или идей, а скорее эмоций, которые должны индуцировать подобные же эмоции в среде сторонников режима и выступить триггером негативных эмоций разного спектра: от страха до возмущения – среди оппонентов режима. При этом пропагандистам приходится всё время повышать степень собственной экзальтации, повышая голос, срываясь на крик и сводя высказывания до своеобразной копролалии – “темного двойника” древного христианского духовного дара – глоссолалии, когда проповедники или молящиеся, находящиеся в экстатическом состоянии, славят Бога и проповедуют благую весть.

Оценка же содержания тех или иных высказываний, ругательств или проклятий, которые изрыгают в припадке злобы пропагандисты, по ее словам, находятся вне компетенции академического богословия.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава