14 сентября — день памяти игумена Вениамина (Новика)
Игумен Вениамин (Новик) — это священнослужитель РПЦ, диссидент, главной жизненной миссией которого стало богословское осмысление концепции демократии и прав человека и выработка православного подхода к ним. Особое внимание он уделял защите свободы совести и открыто противостоял попыткам введения репрессивного законодательства в России. Он скончался 14 сентября 2010 года.
Священник Александр Шрамко, который знал игумена Вениамина лично, посвятил свою исследовательскую деятельность наследию этого, как он его называет «Рыцарю свободы в русском православии». Статью с таким названием мы предлагаем для вас сегодня. ➡️ Текст полностью.
Цитаты:
«В обосновании божественных истоков достоинства и прав человека отец Вениамин исходит из теории «естественного права» в христианской ее интерпретации. Смысл этой интерпретации в том, что базовые принципы понимания достоинства и свобод человека именно потому «естественны», что они даны свыше, а не потому, что обусловлены какими-то природными законами. Ведь в дикой природе господствует право сильного, «закон джунглей». «В этом смысле, — пишет отец Вениамин, — правовое государство, признающее равные права различающихся по силовым способностям людей, очень даже «неестественно», но именно эта «неестественность» возвышает человека над животным миром».
«Как замечает игумен Вениамин, пути западной и восточной традиции по отношению к власти радикально разошлись — несмотря на то, что в основании и западного, и восточного христианства лежали одни и те же основы, выводы из них делали различные и даже противоположные: «Если для Запада (особенно англосаксонского) ключевым словом была «свобода», то для Востока — «послушание» и “смирение”». В результате для Запада стала характерна презумпция недоверия к государству и автономности человеческой личности, в то время как на Востоке — безусловное, полностью лишенное критики подчинение государству и даже его сакрализация.
«XX век связан с секуляризацией, которую по сей день в христианских кругах принято оценивать негативно. Игумен Вениамин в этом смысле шел наперекор христианскому мейнстриму. Он подчеркивал, что «государева служба» церкви, унижающая ее, ставящая на службу мирским интересам, — вот что было самой пагубной фактической секуляризацией, когда «на практике не государство «воцерковляется», а церковь секуляризируется, как это было при Петре I». Нынешняя, современная секуляризация, напротив, освобождает церковь от этого ярма, несет свободу человеческой личности, в том числе и в вере.
«Борьба христианина с грехом должна распространяться и на социальную сферу и реализовываться разными методами, вплоть до протеста или забастовки. Несмотря на апостольский призыв «быть в мире со всеми людьми» (Рим. 15:18), сам Павел прибавляет к этому призыву оговорку: «если возможно». Новик приходит к выводу, что поскольку невозможно быть в мире со злодеем, обманщиком, жуликом, политика также становится сфера деятельности христиан. Игумен Вениамин призывает перестать рассматривать политику как грязное дело. Он полемизирует, призывая «взять метлу, пойти и превратить это грязное дело в чистое дело».