Преследование Католической Церкви, клира и мирян в Беларуси
В ходе политического кризиса в Беларуси католическая церковь, ее общины, духовенство и верующие — как римо-католики, так и греко-католики — столкнулись с гонениями за свою религиозную и гражданскую деятельность: мартирию — свидетельство об истинности учения Христа; диаконию — заботу о преследуемых; литургию — молитву и богослужение.
Административные преследования, аресты, штрафы, обыски
Во время президентской избирательной кампании в Беларуси католики выступали за честные выборы. Артём Ткачук, католический активист, член семейного движения, был одним из инициаторов кампании «Католик не фальсифицирует». Она была призвана напомнить католикам, что манипуляция голосами людей, даже если она осуществляется под давлением властей, является тяжким грехом. Эту кампанию, носившую нравственный, а не политический характер, поддержали многие приходские священники в Беларуси, чтобы вдохновить и сподвигнуть членов избирательных комиссий воздерживаться от участия в фальсификации выборов.
Во время акции протеста в октябре 2020 года Ткачук и его друг, евангельский христианин Змитер Дашкевич, подняли транспарант с надписью: «Отпусти народ мой!» Обращение содержало отсылку к Книге Исход, в которой пророк Моисей требовал от фараона освободить избранный народ из рабства. Ткачук — отец двух маленьких дочерей; он просил о штрафе, однако судья отправил его в тюрьму на двенадцать дней.
Были и другие католические активисты, арестованные во время мирных акций протеста. Марина Булатовская, греко-католичка из Витебска, молилась на розарии со своими друзьями в непосредственной близости от мирного шествия. Она была оштрафована. Андрей Лухин и Елена Полочанская из христианской музыкальной группы Laudans были арестованы на 15 суток. Их наказали за концерт перед несколькими десятками людей в одном из районов Минска. Максим Ковалёв был приговорен к 15 суткам ареста за траур — зажжение свечи и молитву на Площади Перемен — по убитому Роману Бондаренко. Алла Рощинская, католичка из Витебска, по аналогичному поводу была приговорена к десяти суткам ареста. 74-летний греко-католик Борис Хамайда из Витебска был оштрафован за несение хоругви с вышитым текстом молитвы «Отче наш». Хоругвь была сделана другой христианкой, Антониной Пивонос. 65-летнюю католичку Марию Ревуцкую задержали на сутки после того, как она вышла из кафедрального собора Имени Пресвятой Девы Марии в Минске, где пела в хоре во время торжественной мессы в честь 75-летия архиепископа Тадеуша Кондрусевича. По дороге под дождем Ревуцкая держала раскрытый зонт в бело-красных цветах польского флага и со словом Polska (т.е. Польша). На следующий день ее оштрафовали: анонимный свидетель утверждал, что Ревуцкая размахивала зонтом в руках. КГБ взломал и обыскал квартиру Руслана Таштимирова, римско-католического активиста, отца десятерых детей и основателя молитвенной группы в Viber «Священное Писание за Родину». Были изъяты флаги, компьютер и телефон, а Таштимирова задержали. Его допросили, заставили подписать подписку о неразглашении и отпустили.
Два журналиста-католика столкнулись с преследованием. В отношении редактора греко-католической газеты “Царква” Игоря Барановского из Бреста возбуждено административное дело за то, что он разместил в социальных сетях ссылки на несколько публикаций телеканала «Белсат», признанного белорусскими властями экстремистским. Журналист католической газеты “Каталіцкі веснік” из Глубокого Дмитрий Лупач был задержан вместе с еще пятью лицами в качестве подозреваемых по уголовному делу за то, что якобы разместил в одном из Telegram-чатов анонимное видео с призывами к насилию в отношении правоохранительных органов.
Тюремные заключения, пытки, нарушения свободы вероисповедания
Несколько католических верующих стали политическими заключенными и/или подверглись пыткам и бесчеловечному обращению; их право на свободу религии или убеждений ограничивалось и нарушалось во время содержания под стражей.
Католика Виталия Шаталова задержали и с особой жестокостью избили за то, что он верующий. После избиения он был госпитализирован. Милиция опознала его как верующего по множественным религиозным татуировкам на теле, в т.ч. распятию на спине и изображению святого Иоанна Павла II на внутренней стороне локтя.
Еще один католик, активист лидской католической общины Витольд Ашурок, был замучен до смерти 21 мая 2021 года. Он скончался при невыясненных обстоятельствах в исправительной колонии № 17 в Шклове. Ашурка судили в закрытом режиме и 18 января 2021 года приговорили к пяти годам лишения свободы. Его тело отдали родственникам, на нем были множественные травмы. Ашурок был арестован в 2020 году с розарием в руке, когда возвращался с молитвы.
У греко-католика Дениса Ивашина, журналиста, случился сердечный приступ в камере-«стакане» в тюрьме № 1 в Гродно, где он был содержался с целью расследования.
Приговоренный к колонии строгого режима католик Никита Емельянов сталкивается с продолжающимися ограничениями свободы вероисповедания в исправительной колонии № 14 в Могилеве. Ему не разрешают подписаться на газету “Каталіцкі веснік”, а его просьбы о пастырских визитах отклоняются. В октябре 2021 года Емельянов был помещен в карцер на двадцать суток за якобы нарушение правил внутреннего распорядка колонии. Он объявил голодовку в знак протеста против запрета на священнические визиты. Такой визит, наконец, состоялся в начале ноября. Емельянов принял таинства исповеди и причастия от епископа Александра Яшевского SBD, однако подаренный епископом розарий был немедленно конфискован.
Задержания, тюремные заключения, пытки и ограничения свободы религии или убеждений католических женщин также являются обычным явлением. С 18 марта 2021 года Ольга Золотарь, мать пятерых детей и активная католическая верующая, содержится в СИЗО № 1 в Минске. Ее обвинили в создании «экстремистской группы» — соседского интернет-чата. 70 католических священников обратились в Следственный комитет с ходатайством о прекращении уголовного преследования Золотарь. Два священника, в том числе отец Александр Фамяных, прихожанкой которого являлась Ольга, представили поручительства об изменении меры ее пресечения. Процесс над верующей длился с 15 ноября по 3 декабря 2021 года в Минском городском суде. В своем последнем слове Золотарь заявила, что все ее слова и действия не были мотивированы ничем иным, кроме веры, желания следовать заповедям Божьим и сделать мир подобным Царству Небесному: «Все мои действия и высказывания определяются любовью к людям и ненавистью ко лжи и насилию». 3 декабря 2021 года Золотарь была приговорена к четырем годам колонии общего режима.
Ольга Золотарь сообщила, что подвергалась пыткам и насилию во время задержания 18 марта 2021 года и во время допросов. Адвокат Золотарь Андрей Мочалов показал, что лично видел следы пыток на теле женщины: гематомы на руках, шее и ягодицах. После заявления о пытках лицензия адвоката была аннулирована.
Золотарь несколько раз просила о пастырском визите, но все ее просьбы были отклонены. Только 2 июня 2021 года Апостольский нунций в Беларуси архиепископ Анте Йозич смог посетить Золотарь в СИЗО.
Вместе с другими членами сообщества «Матери в молитве» Ирена Бернацкая, католичка из Лиды, инициировала молитву за Беларусь в форме Помпейской новенны, молитвы на розарии, которая длилась 54 дня. Молебен прошел перед фарным Крестовоздвиженским костелом в Лиде Гродненской области. В октябре Лидский районный суд признал Бернацкую виновной в нарушении порядка проведения массовых мероприятий и оштрафовал верующую. 25 марта 2021 года Бернацкую обвинили в якобы разжигании ненависти. Она была задержана и содержалась в следственном изоляторе № 1 в Минске. Верующая просила о пастырском визите по крайней мере два раза, но все ее просьбы были отклонены. 25 мая 2021 года Бернацкую насильно выслали в Польшу.
Преследование священников и епископов
Несколько католических священников подверглись преследованиям в связи с протестами; они были задержаны, судимы, арестованы или оштрафованы:
— римо-католики: отец Эдуард Синкевич SCJ (Поставы), отец Александр Федотов SCJ (Гродно), отец Дмитрий Приступа SCJ (Ляховичи), отец Ежи Вилк, отец Виктор Жук SJ (Витебск);
— греко-католики: отец Игорь Кондратьев (Брест), отец Виталий Быстров (Брест), отец Алексей Воронко (Витебск).
Наиболее заметным случаем преследования священников является дело отца Вячеслава Барка, приходского священника из небольшого городка Россоны Витебской области. Отец Барок — популярный блогер, проповедующий христианское социальное учение и его актуальность в повседневной жизни, а также рассуждающий о социально-политическом кризисе в Беларуси в свете социального учения Католической Церкви. Его преследование началось в ноябре 2020 года, когда власти устроили проверку канала священника на YouTube. Следователь направил посты во влоге и Instagram отца Барка на лингвистическую экспертизу для выявления призывов, «направленных на разжигание экстремизма и нанесение ущерба национальной безопасности Республики Беларусь». 1 декабря 2020 года начался процесс по обвинению отца Барка в нарушении статьи 17.10 КоАП РБ — «пропаганда и (или) публичная демонстрация, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики». Обвинение утверждало, что отец Барок совершил преступление, разместив в Instagram репост плаката «Стоп лукашизм!» работы известного графика Владимира Цеслера. 3 декабря отец Барок был приговорен к 10 суткам ареста. 29 января 2021 года его снова вызвали в Следственный комитет и сообщили, что начато девять новых экспертиз восьми видеозаписей.
В июне 2021 года отец Барок репостнул в своем Instagram фото детей с транспарантом «SOS! Моя Родина в большой беде!» Эти дети — белорусские беженцы в Польше. Их родители, Антонина Коновалова и Сергей Ярошевич, являются политзаключенными в Беларуси. Дети уехали из страны со своей бабушкой, чтобы не попасть в приют. Отца Барка вызвали в милицию. Ему сообщили о разрешении прокурора произвести обыск в костеле, приходском зале и доме священника, и изъять всё оборудование и носители информации, чтобы сорвать проповедь священнослужителя в интернете. Во время допроса у отца Барка изъяли смартфон. Ему также сообщили о вынесенном прокурором официальном предупреждении в связи с якобы размещенными в соцсетях священника экстремистскими материалами. Отец Барок покинул Беларусь 5 июля 2021 года и сейчас живет в Варшаве, окормляя белорусских беженцев и продолжая миссионерскую деятельность в интернете.
Возвышая голос за справедливость, верховенство закона и права человека: преследование епископов
Одним из первых католических лидеров, осудивших насилие и призвавших к диалогу и справедливости, был архиепископ Тадеуш Кондрусевич. После его призыва к диалогу 11 августа; воззвания к властям «начать конструктивный диалог с обществом, прекратить насилие и освободить всех невиновных граждан, задержанных на мирных митингах» 14 августа; встречи с министром внутренних дел Юрием Караевым по поводу ничем не сдерживаемого насилия со стороны правоохранительных органов в отношении мирных жителей, архиепископу Кондрусевичу запретили возвращаться в Беларусь из поездки в Польшу. Такой запрет был незаконным: он нарушал международные соглашения, конституцию и законодательство Беларуси. Он был направлен на запугивание религиозного лидера лично и всей религиозной общины.
4 сентября Лукашенко прокомментировал ситуацию с архиепископом Кондрусевичем. Он обвинил его и всю Католическую Церковь в Беларуси в работе против государства. Только после ряда дипломатических шагов со стороны Святого Престола архиепископ Кондрусевич смог вернуться в Беларусь в канун Рождества, 24 декабря 2020 года. Практически сразу, 3 января 2021 года, в день 75-летия архиепископа Кондрусевича, Папа Франциск принял его отставку в связи с достижением пенсионного возраста.
Вспомогательный епископ Минско-Могилевской римско-католической Архиепархии Юрий Кособуцкий подвергся гонениям за свою нравственную позицию. 18 ноября 2020 года он вместе с пресс-секретарем Белорусской Православной Церкви отцом Сергием Лепиным был вызван в Генеральную прокуратуру. Епископу Кособуцкому и отцу Лепину были вынесены письменные предупреждения за их посты в Facebook, в которых оба критиковали власти за вандализм в отношении народного мемориала в память об убитом Романе Бондаренко. Этому предшествовало указание Лукашенко обуздать активность священнослужителей. 24 ноября Лепина и Кособуцкого снова вызвали в Следственный комитет. Им сообщили, что их посты в социальных сетях проходят лингвистическую экспертизу. По результатам экспертизы будет определено, может ли быть возбуждено уголовное дело.
Приходы, церковные организации, литургическая жизнь и вся католическая община под угрозой
По крайней мере, три католических прихода испытали давление.
Греко-католический приход святых братьев-апостолов Петра и Андрея в Бресте получил предупреждение от Брестского облисполкома с угрозой закрытия прихода по решению суда в связи с деятельностью приходского священника. 16 августа 2020 года отец Игорь Кондратьев выступил перед многотысячным митингом протестующих. Он призвал освободить задержанных и жестоко избитых демонастрантов. Отец Кондратьев также давал интервью, в которых рассказывал о морально-этических аспектах ситуации в стране.
Греко-католический приход Жировичской Божией Матери в Ивацевичах получил официальное предупреждение в связи с «участием священника в несанкционированных мероприятиях». Это последовало за десятисуточным арестом осужденного 30 ноября 2020 года в Бресте отца Виталия Быстрова. Отец Быстров живет в Ивацевичах, но не принадлежит к местному приходскому духовенству.
Вход в римско-католический костел святых Симона и Елены (Красный костел) в Минске был заблокирован 26 августа 2020 года во время разгона протестующих на Площади Независимости. Это создавало препятствие для деятельности данной приходской общины. 31 августа власти без разрешения общины заменили дверные замки костела. 11 сентября 2020 года у Красного костела на Площади Независимости в Минске произошло еще одно жестокое задержание женщин ОМОНом в масках.
С марта 2021 года римско-католические приходы по всей стране подвергаются проверкам, связанным с началом уголовного преследования общественной организации «Союз поляков». Местные прокуратуры и отделы по идеологической работе местных исполнительных властей по поручению прокуратур требовали от духовенства отчеты, планы катехизического обучения и другие сведения о приходской деятельности. В интервью Папскому фонду «Помощь Церкви в нужде» (ACN) глава Конференции католических епископов Беларуси епископ Олег Буткевич заявил, что власти усилили контроль за деятельностью некоторых священников и приходов из-за продолжающегося политического кризиса.
Государственные органы предпринимали и другие враждебные действия по отношению к римско-католической общине Беларуси. Еще в августе 2020 года католики лишились трансляции воскресной Мессы из римско-католического архикафедрального костела. Это было крайне болезненно в ситуации пандемии коронавируса, поскольку для многих верующих радиопередачи были единственной возможностью принять участие в воскресной Мессе. Белорусское национальное радио прекратило передачи якобы по техническим причинам, однако неисправность так и не была выявлена. Епископ Юрий Кособуцкий заявил, что резкое прекращение вещания было направлено на запугивание Римско-Католической Церкви. Трансляции пока не возобновились.
7 августа 2021 года газета Минского облисполкома «Минская правда» опубликовала на своей первой полосе карикатуру на католических священников. На ней они были изображены со свастикой вместо наперсных крестов, один держал под мышкой бело-красно-белый белорусский флаг, исполняя гимн “Магутны Божа”. Эта карикатура на католических священников имела признаки преднамеренной дискредитации Римско-Католической Церкви в Беларуси, продвижения негативного образа католических священников как «нацистов», разжигания религиозной ненависти и розни в отношении католического духовенства. Антикатолическая пропаганда распространена в белорусских государственных СМИ и среди представителей режима Лукашенко. Проект Media IQ, изучающий государственную пропаганду, опубликовал анализ антикатолических диффамационных нарративов с марта по август 2021 года и привел ряд таких примеров.
Благотворительная деятельность Католической Церкви в Беларуси ограничена. В феврале 2021 года благотворительному обществу римско-католической Минско-Могилевской архиепархии «Каритас» было отказано в получении зарубежного финансирования для обеспечения малоимущих скотом, саженцами растений и продуктами питания. Для приема зарубежных пожертвований требуется разрешение Департамента по гуманитарным вопросам Управления делами Президента Республики Беларусь. В этом отказе разрешить зарубежную помощь католической организации имеются признаки запугивания религиозной общины белорусскими государственными органами и препятствования общине в исполнении своей диаконической миссии.
Даже литургическая жизнь находится под угрозой. В частности, речь идет о гимне “Магутны Божа”, традиционной литургической песне, исполняемой в римско- и греко-католических и многих православных приходах Беларуси и зарубежья. Такое название носит и фестиваль церковной музыки в Могилеве, на который съезжаются хоры различных христианских конфессий. Текст гимна был написан белорусской поэтессой Натальей Арсеньевой в 1943 году. Музыку к нему написал церковный композитор Микола Равенский, находившийся в изгнании после Второй мировой войны. Гимн стал одной из самых любимых песен белорусов, разбросанных по миру. Это форма молитвы, в которой к Богу обращена просьба благословить людей в их повседневной работе и жизни и сделать страну и народ свободными и счастливыми. Гимн стал популярен во время мирных протестов 2020 года. Его часто исполняли на флешмобах в различных общественных местах.
В 2021 году, ко Дню Республики, отмечаемому 3 июля, органы государственной власти призвали религиозные общины провести молебен о народном единстве. Некоторые общины получили указание сделать это от своих епископов или местных властей. В ответ курия Минско-Могилевской архиепархии предложила молиться за единство и мир в стране, завершая Святую Мессу песнопением “Магутны Божа”. Накануне Лукашенко пригрозил католикам, если те споют ее. Из-за этого запугивания впервые с 1990 года “Магутны Божа” не исполнялся ни на одной из четырех публичных Месс во время ежегодного паломничества к марийной святыне в Будславе.
Вывод
Все эти случаи свидетельствуют о том, что католическая община Беларуси, ее приходы, духовенство, миряне и церковные организации подвергаются попыткам контроля, преследованиям, угрозам, запугиваниям, пыткам, ограничению свободы религии или убеждений и других прав. Другие христианские общины также испытывают враждебность со стороны белорусского режима. Рабочая группа «Христианское видение» отслеживает соответствующие случаи преследования всех христианских общин и отдельных лиц; отчет о преследовании можно найти в регулярно обновляемом мониторинге.