Отстранение от настоятельства гомельского православного священника Иоанна Лендела
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
В сети появилась информация об отстранении от настоятельства гомельского священника украинского происхождения Иоанна Лендела. Причина напрямую не зависит от епархиальной власти – иностранному гражданину — а у Лендела украинское гражданство — для осуществления религиозной деятельности в Беларуси требуется специальное «разрешение» от Уполномоченного по делам религий.
Лендел служит в Беларуси с 1996 г. и такое разрешение ему продлевалось беспрепятственно, поэтому неожиданный отказ в продлении сейчас выглядит подозрительно, учитывая факт наличия профессиональной юридической службы в Гомельской епархии, а также статус приходов, где служил Лендел — это скромные приходы в поселках Гомельского района.
Ситуация проясняется в контексте ее предыстории.
После кончины 2012 году Гомельского архиеп. Аристарха (Станкевича) на «вдовствующую» кафедру активно метил еп. Стефан (Нещерет) из провинциального Мозыря. Его участие в Поместном соборе РПЦ 2009 года и голосование за будущего патр.Кирилла, некоторые связи в аппарате патриархии, подавали ему амбициозные надежды, после Гомеля идти дальше – на митрополию.
В Гомельской епархии Нещерета знали очень хорошо. Это было время т.н. «кадрового голода». Епархия возрождена в июле 1990 г., а в ноябре 1990 г. там получает приход неизвестный иеромонах из Украины, который через год на своем небогатом приходе «обретает» святые мощи, после чего его карьера резко идет в гору — он становится сначала игуменом, потом архимандритом, а в 2004 году – епископом. О епископстве Нещерета в Москве ходатайствовал архиеп. Аристарх, а секретарем епархии и настоятелем кафедрального собора в те годы был наш сегодняшний протагонист — свящ.Иоанн Лендел.
Первые годы на новой кафедре были для Нещерета непростые: противостояние местного духовенства, многие из которых как ставленники Аристарха теряли посты, влияние и материальное положение; в 2014 г. по наводке Кураева разразился публичный скандал о том, что Нещерет является представителем гейлобби в РПЦ — по совокупности многочисленных жалоб в Митрополию и Патриархию даже была создана комиссия и провена проверка. Кроме того, новым гомельским епископом активно интересовались и спецслужбы. Но в 2018 г. патр. Кирилл как бы реабилитировал Нещерета, наградив саном архиепископа.
За это время приехавшая с еп. Стефаном из Мозыря команда уже полностью вошла в управление новой епархией. Люди нового епископа: секретарь, дьякон и иподьяконы, бухгалтер, юрист — заняли все ключевые позиции. Секретарь епархии (он же настоятель собора) сменился в первую очередь. Прежний — Лендел — вынужден был отойти в тень на сельский приход.
Постепенно, из числа прежних городских настоятелей остались лишь те, кто проявил исключительную лояльность. Вакансии замещались людьми из числа молодых, которые должны были быть лично благодарными епископу за назначение. Пройдя через ряд скандалов, Нещерет был вынужден учитывать новые условия «работы»: разговоры даже в личном кабинете записываются на диктофон и могут оказаться и в Патриархии и в Интернете, как и фотографии документов, и вообще, информация распространяется слишком быстро и бесконтрольно.
Все серьезные отставки в Гомельской епархии носят отсроченный характер, часто – по нескольку лет. На неугодного накапливается компромат и создаются нужные обстоятельства. Личная неприязнь или участие епископа не должны прослеживаться. За еп. Стефаном (Нещеретом) утвердилась репутация злопамятного и мстительного человека.
Свящ.Иоанна Лендела, несомненно, по-человечески жалко. Он стал жертвой существующей церковной системы РПЦ, частью которой он сам был при архиеп. Аристархе.
Главные проблемы в данном случае это не предполагаемое преследование на священника из-за гражданства или гражданской позиции, но во-первых, кадровая политика в РПЦ в целом, построенной на кадровых чистках при смене епископа. А во-вторых, это зависимое от воли властей положение в Беларуси священнослужителей, являющихся иностранными гражданами.