Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Молитва в Дортмунде: история трех белорусских верующих политзаключенных

Молитва в Дортмунде: история трех белорусских верующих политзаключенных

Placeholder
Аўтар
Наталля Васілевіч

НаталляВасілевіч

Тэолагіня, паліталагіня, юрыстка, мадэратарка «Хрысціянскай візіі».

9 октября 2022 года в Евангелической церкви св. Варфоломея в Дортмунде состоялась молитва солидарности с Беларусью. Во время этой молитвы Наталля Василевич рассказала истории трех политзаключенных — православной Татьяны Ласицы, католика Александра Данилевича и реформата Владимира Мацкевича.

Александр Данилевич

Александр Данилевич, многодетный отец, прихожанин костела Св. Симеона и Елена в Минске, известный адвокат, более 20 лет преподавал на факультете международных отношений Белорусского государственного университета. После начала российского вторжения в Украину он подписал антивоенное обращение белорусских адвокатов и юристов против войны, выражая солидарность с украинским народом и протестуя против использования Беларуси как плацдарма для военной агрессии как нарушающего Конституции. 

После этого он столкнулся с преследованиями: в адвокатуре на него завели дисциплинарное производство, его уволили из университета. Но уезжать из страны он не хотел:

Здесь мои родные, друзья. Я люблю Беларусь. Может мне нравится не всё, что здесь происходит, но я люблю эту страну. Не хочу уезжать. Но свою позицию я показал, подписав обращение.

Что еще может сделать рядовой беларус? Знаете, я не лидер… Но я верю в Бога. И я считаю, что нужно хотя бы не нарушать заповеди. Если бы мы хотя бы не лгали — много чего было бы иначе. Если бы не лгали печально известные чиновники и телеведущие… Потому что ложь покрывает насилие. Никто не хочет быть насильником, поэтому говорит: это не я! Такого не было!

Поэтому просто нужно иметь совесть. Совесть — понятие, которое воплощает все Божьи заповеди. Имейте совесть — и все будет хорошо. Я сам не святой человек, но такой совет могу дать. Бо мне просто досадно, что всё это происходит. Мне стыдно, что мы в это всё влезли”.

20 мая 2022 года Александр был задержан и помещен в СИЗО под стражу, где находится и сейчас, ожидая суда. Ему было вынесено обвинение по ч.3. ст. 361 Уголовного кодекса (Призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Беларуси).

Адрес: 

Александр Станиславович Данилевич
СИЗО-1. 220030, г. Минск, ул. Володарского, 2.

————————

Татьяна Ласица

Татьяна Ласица, 43 года, правозащитница и феминистка из города Речицы, выпускница православной школы, волонтерка правозащитного центра «Вясна», руководитель которого Алесь Беляцкий два дня назад получил Нобелевскую премию мира. Татьяна выступала за участие женщин в политике, против списка запрещенных профессий для женщин, против смертной казни. Во время мирных демонстраций вела мониторинг происходящего.

Ее арестовали 21 января 2021 года в Минском аэропорту и поместили в СИЗО по обвинению в «организации и подготовке действий, которые грубо нарушают общественный порядок» и в «обучении лиц для участия в таких действиях, а также их финансировании».

В СИЗО она сильно болела. Суд по ее делу был закрытым. 2 ноября 2021 года Татьяну Ласицу приговорили к двум с половиной годам колонии. Она содержалась в женской колонии в Гомеле.

Вспоминает ее подруга Ольга:

«С Татьяной мы познакомились на отдыхе в Крыму и сразу нашли общий язык.Из нашего домика всегда был слышен смех. Татьяна покорила меня своей простотой, легким нравом и желанием помогать людям. Тогда мы с ней решили, что будем переезжать в Минск вместе. Так и случилось: уже в феврале этого же года мы переехали, долго не могли найти работу, отчаивались и я вспомнила про школу звонарей, которая находится при храме иконы Божьей матери “Всех скорбящих Радость”.

Эта школа нас спасла тогда, от уныния, от грустных мыслей, от непростой жизни.Мы учились и очень старались. У Тани была небольшая проблема с координацией и мы приходили в тренировочную и занимались почти каждый день, так хотелось научиться. После окончания школы звонарей, мы однажды поехали на службе в Свято-Еслисаветинском монастыре увидели объявление, где требовались работницы в валяльную мастерскую, так мы нашли первую работу в Минске.

Мы с Таней очень любим горы и вообще очень часто вместе путешествовали, были в Польше в Карпатах, поднимались по серпантину туда 9 км и обратно, по пути выпадал иней и наши ресницы и волосы были все белые помню, но мы шли вверх веселые и уставшие.«

Ольга очень ждала, когда ее подруга Таня выйдет из тюрьмы, и они снова смогут на Пасху звонить в колокола в разных храмах; и снова заберутся в горы, наверх, ближе к небу.

Еще когда мы только готовили эту молитву, она уже оказалось действенной — Татьяна вышла из тюрьмы раньше срока.

—————————

Владимир Мацкевич

Владимир Мацеквич, 66 лет. Философ, христианин-реформат. Он родился в 1959 году в Сибири, куда были сосланы семьи его родителей. Он вернулся в Беларусь в 1994 году, в тот самый год, когда диктатор-популист Александр Лукашенко был впервые избран Президентом, чтобы так и не покинуть этот пост до сегодняшнего дня. Это было время, когда Мацкевич избрал свое философское кредо: «Думать Беларусь».

С одной стороны, для Мацкевича философия не является сферой абстрактных понятий, но инструментом для реальной деятельности и практики. С другой стороны, по его мнению, никакая деятельность или практика не может быть успешной без критического философского мышления.

С 2000 года Мацкевич — активный участник христианского сообщества Беларуси. Он стал последователем реформатского христианства и присоединился к небольшой реформатской общине в Минске. Этот выбор был довольно необычным для преимущественно православной и католической Беларуси, но в XVI веке реформатская евангелическая традиция процветала среди интеллектуальной элиты.

Мацкевич был захвачен не только идеей Божественного суверенитета, но и тем, что каждый человек призван благодатью к определенной профессии, в которой он или она может служить Богу. Для Мацкевича таким призванием является его философская, просветительская и политическая деятельность.

Когда я впервые встретила Мацкевича на рубеже веков, я только начинал свой путь и в христианской вере, и в мире белорусских интеллектуалов. Для меня, как православной христианки, его христианское свидетельство, его богословские размышления и его способность чутко относиться к образам и идеям из Библии были примером того, как религиозная вера и верность христианским принципам, с одной стороны, и интеллектуальный дискурс — с другой, могут взаимно обогащать друг друга. Для меня в интеллектуальном ландшафте постсоветской Беларуси это был редкий пример христианского творчества. И спустя двадцать лет, прошедших с тех пор, Мацкевич продолжает оставаться христианским голосом в своих философских текстах, публицистике и публичных выступлениях, делая христианство актуальным для современного белорусского общества.

С 2002 по 2006 год Мацкевич участвовал в гражданской инициативе «За свободу вероисповедания», защищавшей свободу религии в Беларуси и выступавшей против изменений в законе «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 г.), сделавших государственную политику в сфере религии гораздо более репрессивной. Я сама присоединилась к этой инициативе в 2006 году и до сих пор свобода религии и убеждений являются одним из моих приоритетов. Например, группа «Христианское визия», к которой я принадлежу, ведет регулярный мониторинг нарушений прав и свобод отдельных лиц и сообществ, связанных с их религиозной принадлежностью и убеждениями, в условиях текущего политического кризиса.

В ноябре 2020 г. Владимир Мацкевич написал письмо из тюрьмы на заседание Синода Реформатской церкви Северной Германии. Я бы хотела прочитать отрывок из этого письма:

«Одним из важнейших достижений Реформации является уважение и развитие человеческой личности. Согласно догме «первородного греха», каждый человек несет личную ответственность и каждый имеет право на справедливый суд и правосудие. Личное, личное отношение к Богу не позволяет судить о человеке по делам его предков и по его принадлежности к определенной общности. Когда это происходит, это посягательство на Божью привилегию. Ни одному человеку не позволено делать это, какой бы властью он ни обладал. Христианское отношение к уважению к власти и государству, как неоднократно подчеркивает в своих посланиях апостол Павел, не касается власти, присваивающей божественные силы.

Белорусский режим лишил граждан справедливой системы правосудия и уничтожил правосудие. Я думаю, что каждый христианин легко может отличить христианские заповеди от демагогии, которую иногда используют криминальные авторитеты. Печально, что не все христианские конфессии в Беларуси заняли подлинно христианскую позицию против режима, попирающего заповеди и закон.

В самом сердце Заповедей и Закона лежит Любовь, а пока держимся Верой и Надеждой!«

Он был задержан 4 августа 2021 года. С 4 по 17 февраля 2022 году держал голодовку. Его книги и статьи были отправлены на экспертизу по экстремизму. Владимира обвиняли по ст. 342 УК (Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), ст. 368 Уголовного кодекса — Оскорбление Президента Республики Беларусь, ст. 361-1 Уголовного кодекса — Создание экстремистского формирования или участие в нем. 23 июня 2022 года ему был вынесен приговор: пять лет лишения свободы в колонии усиленного режима.

Адрес:
Мацкевич Владимир Владимирович
Тюрьма №4, г. Могилев, ул. Крупской, 99А, 212011.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава