Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Белорусские христианские реакции против российского вторжения в Украину

Белорусские христианские реакции против российского вторжения в Украину

Белорусские христианские реакции против российского вторжения в Украину
Аўтар
Наталля Васілевіч

НаталляВасілевіч

Тэолагіня, паліталагіня, юрыстка, мадэратарка «Хрысціянскай візіі».

Deutsch

То, как церкви и церковные сообщества реагируют сейчас на российское агрессию против Украины, во многом связано с влиянием на эти сообщества мирного протеста 2020 года, а также подавлением этого протеста и репрессиями, развернувшимися на протяжении 2021 года.

В протестах 2020 года белорусские церковные сообщества значительно оживились — епископы, священники и миряне разными публичными способами протестовали против насилия и беззакония в Беларуси. Образовались разные группы — на базе молитвенных чатов, неформальных групп френдов в соцсетях, профессиональных церковных сообществ, например, православных регентов или евангельских пасторов. Они вместе ходили на марши, реализовывали общие проекты, обменивались информацией и поддерживали друг друга. Среди примеров можно привести католический проект “Католик не фальсифицирует”, православное сообщество “Людзьмі звацца”, которое сделало православное видеообращение против насилия, а также протестантский видео-проект “Голос церкви”. Многие активисты православной, католической и евангельской церквей также координировали свою деятельность через группу “Христианское видение”, которая стала межконфессиональной “точкой сборки” других сообществ.

Однако из-за репрессий режима, а также внутреннего церковного давления, публичный протест был подавлен. Последними точками для каждого конфессионального сообщества стали свои события.

У православных это было насильственное смещение от управления Гродненской епархией архиепископа Гродненского Артемия (Кищенко) в июне 2021 года при молчаливом согласии Синода БПЦ. За этим последовал последний всплеск солидарности с ним, после чего открытая протестная активность православных в Беларуси сошла на нет и целиком переместилась в подполье.

Одному из публичных православных священников, Александру Шрамко, из-за угрозы ареста пришлось срочно выехать из Беларуси. По стране прошел ряд обысков православных священнослужителей, по ряду активных священников начали работать спецслужбы, это всё оказало негативное влияние на всю православную среду в Беларуси. Более того, активисты про-российского и про-режимного крыла более интенсивно начали мониторить социальные сети священнослужителей и жаловаться на любые проявления солидарности с про-демократическим движением священноначалию, с требованием принять меры, а также в силовые структуры. Многие были вынуждены закрыть свои страницы в соцсетях либо перевести их в режим “только для друзей”. Прошли кадровые чистки по удалению с преподавательских, редакторских, административных должностей лиц, которые тем или иным образом проявили себя в протесте или просто не являлись достаточна лояльными.

У католиков ситуация тоже усложнялась. Последним значительным проявлением протеста в Беларуси стало исполнение запрещенного режимом гимна “Магутны Божа” в кафедральном соборе г. Минска в день “Молитвы за Беларусь” 3 июля. Эта молитва была инициирована в директивном порядке государством на 3 июля, День Республики, национальный праздник режима, и должна была стать символом поддержки церквями режима. Однако уже в паломничестве в общенациональную католическую святыню Беларуси в Будславе, впервые с начала 1990-х гг. гимн не исполнялся. Кадровые изменения также повлияли на публичную активность — на место Тадевуша Кондрусевича, отправленного в отставку Ватиканом в январе 2021 года, был назначен новый митрополит Минский Иосиф Станевский, один из наименее проявивших себя в ситуации 2020 года. Спасаясь от преследований, срочно вынужден был выехать из страны ксендз Вячеслав Барок, а также ряд других католических активистов. Режим оказывал давление на католическую церковь в том числе через препятствия в получении спонсорской помощи от иностранных партнеров.

Евангельские христиане также столкнулись с беспрецедентным давлением — в результате был удалены из доступа видео-проекты “Голос Церкви”, “Свидетели насилия”, приостановлены другие проекты, например, “Пастор в городе” Сергея Лукьянова. Часть религиозных общин, участвующих в демократическом движении, не имеет государственной регистрации, а в уголовный кодекс была возвращена статья 193-1, предусматривающая уголовную ответственность за деятельность без регистрации, поэтому проявление любой публичной позиции могло бы привлечь внимание к таким общинам и поставить их существование под угрозу.

Таким образом, почти вся продемократическая деятельность христианского сообщества Беларуси сосредоточилась или вокруг “Христианского видения”, потенциал которой даже вырос благодаря эмиграции ряда христианских активистов, которые смогли более открыто и более интенсивно и эффективно участвовать в работе группы, или вокруг социальных и культурных проектов без прямого выхода на публичную деятельность. В первую очередь, следует отметить здесь помощь политзаключенным. Таким образом, несмотря на то, что в целом в активном христианском сообществе Беларуси продемократические позиции оставались достаточно сильными, они практически перестали появляться публично.

Неудивительно, что первым в этом контексте заявлением по поводу российского вторжения в Украину стало заявление группы “Христианское видение”[1], составленное утром 24 февраля и сразу переведенное на множество языков.

Из более раннего опыта работы группы стало очевидно, что многие церковные заявления опираются на уже существующие, поэтому от того, какие аспекты отмечены и какие акценты поставлены в самых первых заявлениях, во многом зависит база для последующих. Как отмечается в анализе миссии “Христианского видения”, проблема с церковными заявлениями по поводу значимых событий следующая: “Даже если у церковного руководства есть намерение и мотивация действовать более взвешенно или реагировать на определенные ситуации, ему не хватает качественного экспертного взгляда для понимания манипуляций или для быстрой и хорошо подготовленной реакции в конкретных случаях”[2]. Поэтому для “Христианского видения” так важно делать документы с нужными формулировками и тематическими акцентами. Так, например, заявление группы “Христианское видение” по поводу разжигания государственными СМИ религиозной розни в отношении католических священнослужителей[3] стало основой для заявления самой Католической церкви в Беларуси по тому же поводу[4].

Кроме того, важность принимать подобные обращения есть и для информирования мирового христианского сообщества о происходящих событиях в правильном свете, помогая им также в своих заявлениях делать правильные акценты. В контексте войны в Украине, имея негативный опыт экуменических реакций на вторжения Российской Федерации в Украину в 2014 году, значительное влияние на которые оказала Русская Православная Церковь, исходя из своих политических и национальных интересов, перед “Христианским видением” стояла задача как можно более четко артикулировать позицию и донести ее до экуменического сообщества, чтобы предупредить дезинформацию со стороны международных функционеров РПЦ.

 И здесь сыграли два фактора. Во-первых, заявленная патриотическая позиция Предстоятеля Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) Митрополита Онуфрия, который четко и однозначно высказался о войне в Украине как российском вторжении и агрессии, назвав ее “братоубийственной”[5]. Эта позиция стала противовесом для любых заявлений со стороны Московского Патриархата, а также показала консенсус религиозных лидеров и сообществ в Украине. Эта позиция была переведена группой “Христианское видение” на английский язык и распространена среди экуменической аудитории.

Во-вторых, это проведение 25-26 февраля европейской пред-ассамблеи к Ассамблее Всемирного Совета Церквей, в которой приняли участие представители церквей со всей Европы, и у украинской и белорусской сторон была возможность донести свою солидарную позицию.

Четыре важных аспекта в заявлении “Христианского видения” — это, во-первых, однозначное определение происходящей в Украине войны как российской военной агрессии. Во-вторых, это указание также на роль режима Лукашенко по предоставлению территории Республики Беларусь в качестве плацдарма для военной агрессии и необходимости привлечения внимания к фактической оккупации страны Россией. В-третьих, это возложение ответственности конкретно на режим Владимира Путина: “путинский режим осуществил военную агрессию против Украины”, а также на режим Александра Лукашенко и тех, кто их поддерживает, а не на весь российский и белорусский народ. В-четвертых, это указание на роль религиозных лидеров соответствующих стран и необходимость реакций: “Мы просим церковных лидеров России и Беларуси возвысить свой авторитетный голос в защиту мира, осудить агрессию, призвать действующие власти России и Беларуси прекратить всякие военные действия и всеми возможными средствами компенсировать уже нанесенный вред.”

Религиозные организации Беларуси — Римско-католическая и Белорусская православная церковь, наоборот, пытались в своих заявлениях всех этих тем избежать.

26 февраля Конференция католических епископов Беларуси выступила с довольно коротким Сообщением “в связи с конфликтом в Украине”[6]. В данном сообщении ни слова не было посвящено роли России и Беларуси в “конфликте”, а основным содержанием документа был призыв к посту и молитве “в интенции мира”.

В среде католических активистов данное сообщение вызвала бурю негодования. Член “Христианского видения”, католик Артем Ткачук, в 2020 году инициатор кампании “Католик не фальсифицирует”[7], опубликовал достаточно резкую реакцию на документ — “чем говорить такое, лучше уж ничего не говорить”[8]. Он также через канал “Христианского видения” инициировал обращение от католиков к епископам Конференции католических епископов Беларуси[9], призвав собрать срочное заседание ККЕБ и требованиями высказаться в определенном ключе, в том числе, “дать четкую и понятную моральную оценку агрессии российских войск против Украины, участию в ней Беларуси и возможной мобилизации, которая проходит или планируется.” За один вечер петиция собрала более 350 подписей, которые немедленно были разосланы в курии[10].

Свое возмущение позицией римско-католических епископов высказывали священник Юрий Решетко, который в 2020 году протестовал против поведения нового апостольского нунция архиепископа Анте Йозича на вручении верительных грамот Лукашенко, где нунций в хорошем расположении духа чокался шампанским с диктатором. Тогда Решетко вышел с плакатом “CONTRADICITUR” к Архи-кафедральному костелу[11]. Сейчас же священник написал в своем блоге “Зачем нам такой епископ?” в качестве реакции на молчание Пинского епископа Антония Демьянко о войне в Украине в послании на Великий пост[12]. С критикой позиции церкви выступил и автор популярного телеграм-канала “Rerum Novarum”: “Пора, может, собрать все свои тестикулы и сделать нормальные и жесткие заявления, где войну назвать войной, а не спецоперацией, тяжелой ситуацией или конфликтом? Убийц – убийцами, захватчиков – захватчиками, а сумасшествие – сумасшествием?”[13]

 В результате такого давления “снизу” Конференция католических епископов Беларуси действительно созвала экстренное заседание и приняло новое заявление[14]. В данном заявлении два требования мирян и священников были выполнены — во-первых, выражена солидарность с Украиной; во-вторых просьба “чтобы те, от кого это зависит, не допустили, чтобы наша страна принимала участие в этой войне”.

Что касается Белорусской Православной Церкви, то она также не спешила делать какие-либо обращения по поводу ситуации. Автор данной статьи, Наталля Василевич, 25 февраля назвала в своем телеграм-канале такое молчание “кричащим”, особенно в контексте того, что Митрополит Вениамин последовательно продвигал теорию единства русского, беларуского и украинского народов[15]. Через несколько часов было опубликовано заявление лидера БПЦ, в котором Митрополит Вениамин сравнил войну в Украине с “семейным конфликтом” и призвал к примирению и молитве о мире. В то же время гродненский архиепископ Антоний (Доронин), зная настроения своего клира, запретил им молиться за Украину. В качестве единственно допустимой молитвы стала версия, предложенная Московским Патриархатом, в которой в конфликте в Украине обвинялись “иностранные народы”[16], что для многих было неприемлемым. Даже тот факт, что самые южные епархии БПЦ, с территории которых осуществлялась российская военная агрессия против Украины, являются украинцами по национальности, не сподвиг их к выражению какой бы то ни было солидарности с Украиной. Это Брестская епархия (Иоанна Хома), Туровская епархия (Леонид Филь) и Гомельская епархия (Стефан Нещерет).

Такое молчание белорусского епископата вызвало недоумение у украинских православных. Духовенство Ровенской епархии Украинской православной церкви обратилось к Митрополиту Вениамину с заявлением, в котором содержался даже не призыв, а мольба, “крик о помощи”: “не молчать и обратиться к главе вашей православной церкви и Президенту вашей страны, чтобы не допустить убийства украинского народа!”, “не стоять в стороне от войны в Украине. Просим публичного осуждения действий России и ее Президента Путина! Просим не пускать своих детей убивать наших! Просим помощи во введении мира в Украине”[17]. С таким же обращением выступили и духовенство и миряне Сарненско-Полесской епархии УПЦ МП[18].

Однако после насильственного смещения от управления кафедрой архиепископа Гродненский Артемий (Кищенко) именно в связи высказываниями во время протестов 2020 года против насилия и беззакония[19], в Беларуси не осталось епископов, которые могли бы возвысить свой голос против политики, идущей вразрез с политикой режима.

Огромное количество священников в своих соцсетях “только для друзей” размещали антивоенные призывы и декларации, которые собирала группа “Христианское видение” и публиковала на своем телеграм-канале[20]. Среди священников, открыто заявивших о своей антивоенной позиции были те, кто высказывался против насилия и беззакония в 2020 году — это прот. Сергий Лепин, священник Андрей Ноздрин, священник Георгий Глинский[21], а также члены “Христианского видения” прот. Владимир Дробышевский и свящ. Александр Шрамко, находящиеся в вынужденной эмиграции. С сильной антивоенной проповедью выступил диакон Дмитрий Дудкин[22]. Целый ряд священников из Беларуси подписали Обращение священнослужителей Русской православной церкви с призывом к примирению[23]. Кроме того, один священник из Минска, Михаил Маруго, был арестован во время антивоенной акции 28 февраля и осужден на 13 суток административного ареста[24]

При этом те известные священники, которые выступали в поддержку режима Лукашенко в 2020 году, в ситуации войны в Украине поддержали российскую военную операцию — среди них прот. Андрей Лемешонок, архим. Савва (Мажуко)[25]. Последний заявил, что русские всегда правы: “Русский мир лучше русской войны! Хотя, и то, и другое мы делаем по справедливости.”[26]

Внутри БПЦ появился также ряд инициатив “снизу”, призванных отмежеваться от позиции как Московского Патриархата, так и его белорусского филиала. Известно, что в некоторых храмах хор отказывался петь в многолетии имя Патриарха Кирилла. Православные миряне из Беларуси инициировали также обращение к Патриарху, в котором “с последней надеждой” призывали его сделать все возможное, чтобы прекратить Российскую агрессию: “Именно в этом Ваша историческая миссия как Предстоятеля Русской Православной Церкви. Именно за действия и слова в эти дни придется давать ответ на Страшном суде Христовым. Именно сегодня уже совершается этот Страшный суд! Страшный суд, в котором каждый из нас выбирает сам — с какой стороны от Господа мы станем и какой плод ему принесем. Это Страшный суд для всей нашей Церкви, ключевой момент, который определит ее судьбу в будущем.”[27]

3 марта православные миряне провели целых три акции. Во-первых, был создан телеграм-канал “Православный профсоюз Беларуси”[28], который начал собирать различные материалы по войне в Украине — важные, на взгляд его авторов, для белорусских православных верующих.

Во-вторых, на сайте главного православного храма Беларуси — Свято-Духова кафедрального собора в Минске появилось обращение против войны[29], которое переадресовывала на сайт Украинской Православной Церкви Московского Патриархата — обращение Синода УПЦ и Митрополита Онуфрия с осуждением российской агрессии. Известно, что почти сразу в собор и в БПЦ наведались спецслужбы, а Белорусская православная церковь была вынуждена дистанцироваться от заявления на сайте, утверждая, что сайт был взломан, а информация против войны была названа “политической” и не имеющей отношения к официальной позиции[30]. Интересно, что в скором времени, после того как группа “Христианское видение” критически высказалась об абсурдности таких формулировок[31], они были удалены из сообщения о хакерской атаке[32]. Это указывает на наличие обратной связи и возможность ограниченно влиять на официальные церковные заявления даже в рамках БПЦ.

В-третьих, православные женщины, в первую очередь те, у которых есть сыновья призывного возраста, организовались на участие в молитве Богородице в Минском кафедральном соборе, о чем заранее сообщили в телеграмм-канале “Союз матерей”[33]. Режим также довольно жестко отреагировал на подобную молитву — к началу вечернего богослужения на прилегающей к собору территории было собрано большое количество милиции и милицейских автобусов, а также милиционеров, переодетых в гражданскую одежду. Женщин, входящих в храм, снимали на камеру и проверяли документы. Всего собралось около сотни женщин. Они были без плакатов и просто молились, никак не выражая своего участия в какой-либо политической или гражданской акции. За двадцать минут до начала молитвы были арестованы супруги-журналисты Диана Середюк и Яуген Батура, на них было наложено административное взыскание за неподчинение сотрудникам милиции в виде 15 суток ареста. После молитвы были задержаны четверо женщин, в том числе известная православная мирянка Анастасия Некрашевич, одна из инициаторок всехристианской молитвы 13 августа 2020 года. Священник собора прот. Игорь Латушко пытался защитить женщин-прихожанок, однако они все равно были задержаны. После нескольких часов в отделении милиции женщин отпустили.

Таким образом, в рамках католической церкви активным мирянам и священникам удается влиять на позиции епископата, что связано в том числе и с более сбалансированной позицией “начальства” этого епископата в Ватикане, в первую очередь с позицией Папы. Для православного же епископата гораздо сложнее высказываться на тему украинской войны в поддержку Украины и украинских православных — ведь руководство Русской Православной Церкви, в том числе Патриарх Кирилл, заняли позицию, лояльную к режиму Путина с оправданием военной агрессии. Исходя из опыта 2020 года, любой епископ, чьи высказывания выходят за рамки дискурса Московского центра, а также политики белорусского режима, попадает под угрозу недовольства со стороны этих двух стейкхолдеров, и возможного смещения или других санкций. Поэтому ожидать, что белорусские православные иерархи возвысят свой голос, не приходится. Получается, мирянам и священникам остается просто руководствоваться собственной совестью и, несмотря на угрозы, самим быть голосом Церкви.

Ссылки


[1] https://belarus2020.churchby.info/zayavlenie-gruppy-hristianskoe-videnie-po-povodu-voennoj-agressii-protiv-bratskoj-ukrainy-i-uchastiya-rezhima-aleksandra-lukashenko-v-nej/

[2] https://belarus2020.churchby.info/missiya-gruppy-hristianskoe-videnie-v-tekushhem-politicheskom-krizise-v-belarusi/

[3] https://belarus2020.churchby.info/statement-of-the-christian-vision-group-of-the-coordination-council-on-state-media-incitement-to-religious-discrimination-against-catholic-clergy/

[4] https://catholic.by/3/news/belarus/13762-kastsjol-u-belarusi-asudzhae-publikatsyyu-gazetse-minskaya-pra-da-i-rastsenvae-yae-yak-raspalvanne-varozhastsi

[5] https://news.church.ua/2022/02/27/appeal-beatitude-metropolitan-kyiv-ukraine-onufriy-faithful-citizens-ukraine/?lang=en

[6] https://catholic.by/3/news/belarus/14340-kkbb-ucraine-26-02-2022

[7] https://noek.info/hintergrund/1663-position-der-kirchen-in-belarus-vor-den-wahlen

[8] https://t.me/christianvision/2181

[9] https://docs.google.com/document/d/11Lt17BmeNQuiRFFa7oxnS627LdILJ1HVveWl1XyGIQs/edit

[10] https://t.me/christianvision/2202

[11] https://t.me/christianvision/69

[12] https://t.me/christianvision/2239

[13] https://t.me/rerumnovarum/488

[14] https://catholic.by/3/news/belarus/14359-zvarot-kanferentsyi-katalitskikh-biskupa-u-belarusi

[15] https://t.me/burbalka/394

[16] http://www.patriarchia.ru/db/text/5905833.html

[17] https://rivne.church.ua/2022/03/02/duxovenstvo-chernectvo-ta-viryani-napisali-zvernennya-do-svyashhennikiv-ta-viryan-biloruskoji-pravoslavnoji-cerkvi/

[18] https://sarny.church.ua/2022/03/03/zvernennya-do-duxovenstva-i-miryan-respubliki-bilorus/

[19] https://belarus2020.churchby.info/erklarung-der-arbeitsgruppe-christliche-vision-zur-erzwungenen-absetzung-von-erzbischof-artemij-aus-der-leitung-der-diozese-von-grodno/

[20] https://t.me/christianvision/2092

[21] https://t.me/christianvision/2182

[22] https://t.me/christianvision/2328

[23] https://docs.google.com/forms/d/1yOGuXjdFQ1A3BQaEEQr744cwDzmSQ1qePaaBi4z6q3w/viewform?edit_requested=true

[24] https://t.me/christianvision/2198

[25] https://t.me/christianvision/2166

[26] https://belarus2020.churchby.info/apologiya-hristianskoj-russkoj-vojny-na-marshe-svyashhennik-vladimir-drobyshevskij-kommentiruet-filosofiyu-gomelskogo-arhimandrita/

[27] https://www.change.org/p/патриарх-московский-и-всея-руси-кирилл-остановить-войну-против-украины-мир-для-украины-и-россии?utm_content=cl_sharecopy_32499646_en-US%3A3&recruiter=19851541&utm_source=share_petition&utm_medium=copylink&utm_campaign=share_petition

[28] https://t.me/OrthodoxBelarus

[29] https://t.me/christianvision/2241

[30] https://t.me/christianvision/2243

[31] https://t.me/christianvision/2275

[32] https://t.me/christianvision/2254

[33] https://t.me/souzmaterey/141


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава

Религия и права человека в Греции

Религия и права человека в Греции

Наталля Васілевіч