Царква і палітычны крызіс у Беларусі

БПЦ далучаецца да новай традыцыі малітвы аб ахвярах савецкіх рэпрэсій

БПЦ далучаецца да новай традыцыі малітвы аб ахвярах савецкіх рэпрэсій

Placeholder
Аўтар
Хрысціянская візія

Арганізацыя"Хрысціянская візія"

Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.

Сегодня в церковном календаре совпали празднование Собора новомучеников и исповедников белорусских с новым днём памяти жертв советских репрессий, установленным на уровне всей Русской православной церкви. В храмах на литургии звучали как прославления признанных святых, так и молитвы обо всех остальных «безвинно богоборцами убиенных».

В этом, конечно, принял участие и митрополит Вениамин. В своей проповеди на литургии он поделился своей специфической картиной мира, которая позволяет одновременно чтить память новомучеников, освящать часовню на «Линии Сталина» и поддерживать уже современную террористическую власть.

Вначале митрополит говорит о революциях, разрушивших «государственный устрой великой когда-то Российской державы», после чего начались Гражданская война и репрессии против целых сословий. Объясняет он это тем, что «всегда есть конкуренция в этом мире, а для конкурентов все способы, к сожалению, бывают хороши, если они не знают закона Божьего». Иными словами, Российская империя была столь успешной, что недовольные этим неназванные враги её разрушили, а внутренних причин для кризиса не было. Далее мы узнаём, что Октябрьская революция, произошла… в Москве!

Продемонстрировав, как именно он понимает историю, митрополит Вениамин переходит к главной теме проповеди — новомученикам и исповедникам. Он говорит: «Священнослужители не могли оставаться в стороне, они высказывали своё мнение о происходящем, давали нравственную оценку событиям. Но затем, когда увидели, что те моменты политической жизни страны, которых они касаются, не приносят никакого положительного результата людям и Церкви, они стали говорить только на евангельские темы, чисто нравственного порядка. Но и это не сохранило им жизнь, хотя они и не заботились по большому счёту о сохранении жизни. А заботились больше о том, чтобы послужить Матери-Цекрви, и чтобы то зло, которое стало распространяться по лицу белорусской земли, принесло меньший вред».

Крайне интересно применяется эта логика к теперешним событиям, а также к позиции самого митрополита Вениамина. Он зачем-то пытается доказать, что убитые советской властью священники были «вне политики», хотя в то же время подчёркивает, что врагами этой власти они были просто по принадлежности к своему сословию, то есть даже независимо от действий и высказываний. Соответственно сохранение Церкви, как сообщества и как организации, прямо противоречило целям советского режима. Таким образом, верующие были именно политическими врагами нового государства, и на политическом уровне потерпели в этой борьбе поражение — как совершенно верно напоминает митрополит Вениамин, к 1937 году на территории Советской Беларуси не оставалось ни одного открытого православного храма.

Однако, по словам митрополита, «во время Великой отечественной войны советское правительство осознало, что необходима духовная поддержка народу, и тогда стали открываться храмы, тогда священники стали возвращаться из мест заключения». Таким образом, логическая картина получает своё завершение. Сталин одновременно и уничтожал священников как сословие, и решил использовать их как инструмент в годы войны. Получается, что главное — это правильно уловить текущее настроение «государственного строя».

Единственное, что остаётся непонятным после этой проповеди — почему пострадавшие от советской власти верующие вообще причислены к лику святых? Задачу сохранить Церковь как организацию они не выполнили, им не хватило политической чуткости, чтобы дожить до тех времён, когда они станут нужны «советскому правительству». Ответ прост — понятия совести, принципов и убеждений в картине мира митрополита Вениамина нет. А может быть, нет и понятия о верности Христу.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава