Заявление Рабочей группы «Христианское видение» Координационного совета Беларуси по поводу гуманитарного кризиса: «Кто мой ближний?»
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
16 ноября 2021 года
Рабочая группа «Христианское видение» Координационного совета Беларуси глубоко обеспокоена гуманитарным кризисом, который продолжается в Беларуси в связи с организованным режимом Александра Лукашенко массовым скоплением на белорусско-польской границе иностранных граждан, в том числе из зон конфликтов, а также последствиями, которые он может иметь как для затронутых им людей, так и для ситуации в Беларуси в целом.
Во-первых, мы настаиваем, что всю полноту ответственности за сложившуюся критическую ситуацию несет режим Александра Лукашенко, включая чиновников всех уровней, дипломатические ведомства, силовые структуры, государственные компании и средства массовой пропаганды, которые участвовали в организации доставки людей в Беларусь, поддерживали их в стремлении нарушать государственную границу, руководили перемещением людей к границе и блокировали возможность возвращения из пограничной зоны, а также побуждали осуществлять действия насильственного характера как по отношению к пограничникам Польской Республики, так и направленные на разрушение пограничной инфраструктуры.
Мы глубоко убеждены, что гуманитарный кризис на границе ЕС и Беларуси был бы невозможен, если бы белорусские власти придерживались своих юридических обязательств по соблюдению прав человека и международных обязательств по отношению к своим собственным гражданам, а также тем, кто ищет убежища в Беларуси или за рубежом.
Целью организованного гуманитарного кризиса со стороны режима является решение своего собственного кризиса легитимности, возникшего в связи с захватом и удержанием власти неконституционным путем, а также беспрецедентными беззаконием и террором, нарушением прав человека, развернутыми против мирных белорусских граждан. В ответ на жестокие и беззаконные действия белорусских властей, создающих угрозу как для белорусского народа, так и для безопасности всего европейского региона, Европейский Союз был вынужден пойти на политические и экономические санкции в отношении организаций, предприятий и лиц, несущих ответственность за фальсификацию результатов президентских выборов 2020 года, подавление демократической оппозиции и независимой прессы, насилие в отношении мирных граждан. В этом контексте мигранты, их человеческое достоинство, жизнь, судьбы, трагедии и надежда на лучшую и безопасную жизнь в Европейском Союзе, используются режимом как рычаг воздействия на правительства стран Европы и институты Европейского Союза, а эскалация конфликта на приграничной территории направлена на дестабилизацию Европейского Союза.
В результате этого люди, в том числе женщины и дети, остаются на территории белорусской пограничной зоны, лишенные доступа к базовым благам, медицинской и юридической помощи, в жестких погодных условиях, опасных для здоровья и жизни. Белорусский режим прибегает к террористическим методам взаимодействия с Европейским Союзам, используя мигрантов в качестве заложников.
Мы считаем недопустимой любую инструментализацию людей, тем более людей, находящихся в уязвимом положении, покидающих свои страны в стремлении к лучшей жизни и более безопасному будущему, но часто оказывающиеся жертвами мошенников и манипуляторов, преследующих собственные корыстные цели, ни во что не ставящих человеческую жизнь и благополучие.
Во-вторых, мы исходим из непреходящей ценности каждой человеческой личности и дарованного Богом человеческого достоинства. Христианство, основанное на личности и учении Иисуса Христа, не может игнорировать крайнюю нужду человека, но в каждом нуждающемся в помощи видит ближнего, которому эту помощь нужно оказать, даже если его трудная жизненная ситуация является результатом его собственных ошибочных действий. Образ милосердного самарянина, который помог ограбленному и избитому незнакомцу на дороге в Иерихон (Лк. 10:25-37), — один из ключевых и вдохновляющих образов Писания.
Поэтому мы высоко ценим работу “добрых самарян” по обе стороны границы — общественных организаций, церквей, волонтеров и всех людей доброй воли — по оказанию гуманитарной помощи, медицинской и юридической поддержки мигрантам. Особенное восхищение у нас вызывают усилия белорусских правозащитников и гуманитарных организаций, которые при этом сталкиваются с противодействием со стороны режима. Мы встревожены судьбой самых уязвимых людей из числа мигрантов — женщин и детей, зажатых сейчас между вооруженными силовиками двух государств. Необходимо незамедлительно обеспечить им гуманитарную помощь и гарантировать доступ к ним международных наблюдателей, правозащитников, юристов, медиков и независимых журналистов.
В-третьих, мы считаем, что страны Европейского Союза должны неуклонно следовать своим международным обязательствам и защищать права человека, в том числе и право на убежище и на поиск убежища. Все люди, ищущие защиты и убежища в Европейском Союзе, должны быть допущены к справедливой процедуре по получению такого убежища. Международное право запрещает насильно выталкивать людей с территории государства, когда они обращаются за убежищем.
Мы выражаем признательность европейским странам за поддержку, которые они оказывают белорусскому демократическому движению, за солидарность и помощь пострадавшим от преследований беларусам, а также за меры, направленные на прекращение репрессий, насилия и беззакония, царящих в Беларуси.
В ситуации сложившегося гуманитарного кризиса мы призываем европейские страны подходить к его решению комплексно, устраняя его первопричину. В силу правового дефолта любой человек в Беларуси, будь то гражданин страны или человек, ищущий убежища, находится под угрозой унижения своего человеческого достоинства, похищения и/или незаконного задержания, жестокого обращения — вплоть до пыток и лишения жизни. Пренебрежение властей санитарными мерами в условиях пандемии COVID-19, препятствование доступу к признанным на международном уровне вакцинам, репрессии против неправительственных организаций и правозащитников, адвокатов и журналистов — всё это уже превратило Беларусь в зону риска и нестабильности в центре Европы, и эта ситуация усугубляется.
В-четвертых, мы призываем белорусское гражданское общество к проявлению солидарности с жертвами сложившегося гуманитарного кризиса. Мы с глубоким сожалением отмечаем, что в качестве побочного эффекта искусственно созданного кризиса беженцев в белорусском обществе наблюдается рост ксенофобии и негативной эмоциональной реакции по отношению к беженцам и мигрантам. Это приводит к разрушению того чуда солидарности и всеобщей поддержки перед лицом общей опасности, которое произошло с беларусами в связи с событиями выборов 2020 года. Мигранты на границе, политические заключенные в тюрьмах, врачи в красных зонах белорусских больниц — они все являются заложниками безответственной и антигуманной политики незаконного режима Лукашенко.
В-пятых, мы осуждаем любые проявления насилия, провокации и подстрекательство к насилию, как и преступное бездействие в отношении совершающихся актов насилия. Также неприемлемыми являются умышленное искажение и сокрытие фактов, дезинформация, использование языка вражды.
Наконец, библейская система ценностей предполагает как деятельное сострадание нуждающимся чужеземцам и защиту уязвимых людей, так и бескомпромиссное следование правде и справедливости: «Господь, Бог ваш, есть <…> Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор. 10:17-18). Поэтому группа «Христианское видение» надеется, что основой для разрешения миграционного кризиса на границе Европейского Союза и Беларуси, а также политического кризиса внутри самой страны, станет милосердие к людям в беде и восстановление справедливости.
Нельзя быть просто пассивными сторонними наблюдателями, потому что именно в них, как отмечает в своей Энкциклике «Fratelli Tutti» Папа Римский Франциск,«грабители» находят «тайных союзников» (§75). Мы задаем себе вопрос «Кто мой ближний?» Но в реальности это отсутствие выбора! В сочувствии к обманутым, ограбленным, избитым, заключенным, уволенным, преследуемым, лишенным справедливости выбора быть не может. Выбор стоит только, на чьей стороне быть — жертв или тех, кто их обманывает, грабит, избивает, несправедливо бросает в тюрьмы, увольняет и преследует. И этот выбор ставит перед нами вопрос — «Кто мы сами?»
Христианское Видение