Христиане Белоруссии требуют перемен. Ведущие конфессии страны вовлечены в предвыборную кампанию: обзор Независимой газеты
В Республике Беларусь на 9 августа назначены президентские выборы. Кампания в этом году сопровождается небывалой политической активностью, в том числе и среди верующих.
В один день, 31 июля, к гражданам обратились лидеры крупнейших духовных общин страны – православной и католической. На сайте Белорусской православной церкви (БПЦ) было опубликовано сразу два послания иерархов. Первое – действующего главы белорусского экзархата РПЦ митрополита Павла (Пономарева), второе – бывшего экзарха, а ныне митрополита на покое Филарета (Вахромеева). Оба иерарха призывают граждан к сохранению «спокойствия и благоразумия» в условиях, когда «заметно обострилась общественно-политическая ситуация в стране». «Помните, что мы – одна семья и что брат не должен поднимать руку на брата. Независимо от ваших взглядов и предпочтений – соблюдайте закон, слушайте голос своей совести, будьте людьми», – убеждает митрополит Филарет.
В заявлении католического митрополита Минского и Могилевского Тадеуша Кондрусевича говорится: «Участие в выборах — это проявление ответственности и зрелости в построении будущего нашей страны. В этом случае выбор должен быть сделан не под влиянием эмоций, а как плод постоянных размышлений в соответствии с совестью. Для этого необходимо не только тщательно изучить программы кандидатов с политической, экономической и социальной точек зрения, но и принять во внимание их отношение к социальному учению церкви, общечеловеческим ценностям и моральным принципам. В решающий момент нашей истории и во имя счастливого и мирного будущего Беларуси избирательная кампания и сами выборы должны проводиться в духе взаимного уважения к оппонентам со свободным волеизъявлением народа на общее благо нашего общества».
Однако на более низких уровнях церковной иерархии священнослужители позволяют себе откровенно свидетельствовать о политических предпочтениях. Так, священник храма Святой Анастасии Узорешительницы Виталий Малишевский, отвечая на жалобы прихожан о том, что в современной Белоруссии «стало страшно жить, повсюду автозаки и ОМОН всех хватает», сказал: «Представитель власти на службе у Бога – для пользы. Если же ты делаешь злое – берегись: он не зря носит меч. Меч – это все те меры, которые принимаются, чтобы остановить беззаконие. Он, представитель власти, – слуга Божий. Удивляемся: а разве Христос его поставил? Да!» После этого в эфире канала ОНТ настоятель прихода храма-памятника в честь Всех Святых протоиерей Федор Повный раскритиковал предвыборную кампанию оппозиционеров, заявив среди прочего: «Если кандидат в президенты призывает народ на площади, ему нельзя доверить страну». Заметим, что еще 9 мая, когда президент Александр Лукашенко посещал храм Всех Святых, он назвал его «главным собором Минска», и это вызвало недоумение у верующих, поскольку кафедральным храмом белорусской столицы считается Свято-Духов собор. Следом дифирамбами действующей власти отметилась настоятельница гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря схиигумения Гавриила (Рисицкая). «Господь послал нашей стране мудрого руководителя. И это – величайшая милость Божия для всех жителей нашей синеокой Беларуси», – агитировала монахиня.
Подобных мнений в среде верующих много, рассказал «НГР» доцент кафедры религиоведения Института теологии БГУ Сергей Шатрафский: «Из Telegram-каналов, которые я читаю, видно, что многие значимые фигуры Белорусской православной церкви преимущественно выступают за нынешнюю власть. Но есть и отдельные оппозиционные священники, например, Александр Шрамко, которые выступают за честные выборы».
Сам священник Александр Шрамко пояснил «НГР», что подобная активность со стороны иерархов в поддержку власти как раз несвойственна БПЦ. «Православная церковь в Белоруссии обычно пассивно находится на стороне существующей власти. Традиционно накануне президентских выборов Лукашенко собирает так называемые народные собрания и туда приглашаются церковные деятели. Митрополит Павел (Пономарев) говорит что-то комплиментарное в адрес Лукашенко, но формально в церкви всегда предпочитали отмалчиваться и принимать все как есть», – заметил Шрамко, добавив, что «церковь не должна поддерживать какую-то определенную сторону, партию или кандидата в политической борьбе». «Однако церковь может и должна высказать свое отношение к беззаконию, фальсификациям, то есть вещам, которые имеют общую моральную ценность. Это закреплено даже в Основах социальной концепции РПЦ».
«Похоже, болезнь церковного рабства в этом году перешла в терминальную стадию. То есть исцеление, к сожалению, практически невозможно, – так прокомментировал выступления верноподданных клириков гродненский священник Андрей Яворец. – Это старый и проторенный путь нашего церковного рабства, которому духовная и идеологическая служба государства была естественной функцией со времен Византии и Российской империи. И даже отсечение живого организма Церкви от уже существовавшей в 1917 году империи трупов не помешало возрождению Церкви в наше время с той же болезнью».
Оппозиционный настрой демонстрируют единоверцы Тадеуша Кондрусевича. Группа жителей Минска и Гомеля запустила акцию «Католик не фальсифицирует». «У нас порядка 10–15% католиков, в западной части страны многие избирательные комиссии состоят преимущественно из них, поэтому мы хотели напомнить верующим о том, что социальное учение Католической церкви ясно говорит: фальсификация на выборах – это тяжкий грех», – пояснил в беседе с «НГР» идею акции ее инициатор Артем Ткачук. «Так явно, как мы, об этом никто не говорит. Митрополит Тадеуш Кондрусевич, конечно, заявил о том, что выборы должны быть справедливыми, однако сказать о том, что выборы должны быть честными, и призвать не фальсифицировать их – это несколько разные вещи. Выборы в Беларуси никогда не были честными. Это ясно уже и потому, что за все время президентства Лукашенко митрополит Кондрусевич ни разу не поздравлял его с победой, так как хорошо понимал цену этим выборам. Поэтому сегодня главная цель нашей акции – чтобы католики хотя бы не принимали участия в подсчете голосов, который может быть фальсифицирован», – заметил Ткачук, добавив, что акцию одобрили большинство католических священнослужителей.
К призывам католиков присоединились протестанты. Пастор минской Церкви христиан полного Евангелия (ХПЕ) Вячеслав Гончаренко выступил с «проповедью о власти». Священнослужитель признался, что предвыборная кампания в стране ввергает его «в шок». «Существует ли граница повиновения властям? Мы признаем и поддерживаем власти в том, где законы власти не идут вразрез с требованиями Бога… И мы всегда испытываемы, останемся ли мы верными совести своей, верными своим принципам или мы продадим совесть, и истину, и принципы. Беззаконие во власти – это начало ее конца. Рано или поздно придут ветры перемен и будет установлен другой порядок», – предрекает проповедник.
Молиться за будущее Беларуси призвало своих последователей руководство основных деноминаций евангельских христиан страны. «Как христиане и как граждане Беларуси объединимся в посте и молитве о том, чтобы было честное и справедливое проведение выборов, чтобы был избран наиболее достойный кандидат на пост президента Беларуси, который будет мудро и справедливо руководить нашей страной», – говорилось в призыве, опубликованном на сайте Объединенной церкви христиан веры евангельской в Республике Беларусь. Религиозная ассоциация христианских церквей полного Евангелия объявила о начале молитвенного марафона, который продлится до 30 августа. «Бог ожидает, что мы согласимся встать, как стражи на стенах. Он ожидает, что мы будем Его голосом для народа Беларуси, что провозгласим и утвердим в молитве Его волю для этого времени», – отмечается на сайте организации.
Еще в начале июня было опубликовано открытое письмо одного из лидеров не зарегистрированной в стране партии «Белорусская христианская демократия» (БХД) Павла Северинца. «Крушение коммунизма в Польше началось, когда папа (Иоанн Павел II. – «НГР») сказал миллионам поляков: «Пусть Дух Святой сойдет и обновит лицо земли. Этой земли». Крушение коммунизма в Восточной Германии началось с того, что обычный евангельский пастор из Лейпцига организовал молитву за свободу и пригласил всех собраться на нее. Еженедельные митинги превратились в массовые демонстрации, а через несколько недель режим рухнул вместе с Берлинской стеной. Крушение коммунизма в Румынии началось, когда семья венгерского священника в Трансильвании была выселена из его дома – и он собрал верующих и молился о переменах. Поэтому, дорогие митрополиты, епископы, батюшки, ксендзы, священники и пасторы, хватит молчания! Белорусский народ хочет услышать ваше слово. Божье слово. Если сейчас вы замолчите – камни будут кричать», – говорится в тексте.
7 июня в Минске во время пикетов по сбору подписей за выдвижение кандидатов в президенты Северинец был арестован. «Мы, верующие – православные, католики, протестанты, – часть общества и не должны оставаться в стороне, просто смотреть и не реагировать на то, что происходит вокруг, – пояснила «НГР» жена активиста Ольга Северинец. – Режим диктатуры действует в Беларуси уже много лет, но в этом году власти перешли все границы: абсурдные задержания людей на улицах, штрафы и аресты за мирное высказывание своей позиции». Ольга Северинец уверена, что активная политическая позиция христиан в состоянии изменить ход голосования: «Мы можем повлиять на итоги выборов, не принимая участия в незаконных действиях: в фальсификациях и обманах, разговаривая об этом со своими друзьями и родными. Мы можем выходить на мирные акции протеста, чтобы высказать свое мнение по поводу фальсификаций и беззакония. А также молясь за Беларусь, свободные выборы и падение диктатуры». Среди причин недовольства верующих она называет то, что «Закон о свободе вероисповедания» так и остался без поправок, хотя в 2006–2007 годах верующие собрали около 50 тыс. подписей за его изменение». «Согласно этому закону, судьбу иностранных священников решает председатель Комитета по делам религий и национальностей. Он может без особенной причины запретить священнику въезд в Беларусь, и он же дает разрешение на служение месс иностранными священниками. Благодаря этому человеку многие хорошие священники лишились права служить в Беларуси», – пояснила собеседница «НГР».
В последнее время Александр Лукашенко согласился на некоторые уступки. Так, власти Гродно приняли решение выделить землю для возведения нового костела в городе. За этой новостью тут же последовала благодарственная речь пресс-секретаря Гродненской епархии Римско-католической церкви священника Юрия Мартыновича. «Сегодня мы видим, что происходит во многих странах Запада, когда в конфликтах страдают невинные люди, и благодарим Бога, что живем в государстве, где мир и покой – главные ценности… Мы всегда просим верующих молиться за свою страну и людей, которые ею руководят», – заявил ксендз.
«Лукашенко всегда настороженно относился к католикам, – заметил в разговоре с «НГР» руководитель аналитических проектов информационной компании БелаПАН Александр Класковский. – Католическая конфессия Белоруссии, пожалуй, настроена более либерально, и там большое количество сторонников перемен. Более того, католики всегда более активны, а Лукашенко в принципе не любит, когда церковники начинают лезть в политику. У него была раздраженная реплика по отношению к католикам в прошлом году, когда по его указанию начали выкапывать кресты в Куропатах, на месте расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Граждане там поставили кресты, а Лукашенко воспринял это как оппозиционную акцию. И тогда он возмутился, что католики вмешиваются в конфликт и высказывают свое мнение. В свое время Лукашенко дважды, в 2009 и 2016 годах, встречался с римскими понтификами, и тогда это было возможностью прорваться в Европу, с которой у него напряженные отношения. Одно время у Лукашенко даже была идея фикс пригласить папу Римского в Белоруссию, но, по неофициальным данным, эти замыслы натолкнулись на закулисное противодействие со стороны Московского патриархата».
Впрочем, и с православными верующими у президента в последнее время не все складывается гладко, продолжает Класковский. «По некоторым данным, отношения Лукашенко с митрополитом Павлом сейчас не самые теплые. В свое время президент осторожно пробовал забрасывать идеи о большей самостоятельности Белорусской церкви от РПЦ, но, видимо, реакция из Москвы была достаточно жесткой, и он свел на нет эти инициативы. Хотя в глубине души скорее всего такая мысль у него сохраняется. Поговаривали и о том, что после ухода с поста в декабре 2013 года митрополита Филарета (Вахромеева) главой БПЦ Лукашенко хотел видеть своего человека и у него даже был такой кандидат – протоиерей Федор Повный. Но в итоге Москва назначила митрополита Павла, человека из России. Лукашенко понимает, что в условиях, когда существует напряженность отношений с Кремлем и то происходят терки по энергетическим вопросам, то начинают на него нажимать, чтобы он подписал «дорожные карты» углубления и интеграции, именно церковь может стать еще одним орудием воздействия на него со стороны Москвы. Поэтому наблюдается эволюция отношения Лукашенко к Белорусской православной церкви. Когда-то он хотел сделать ее ручной, и даже был подписан конкордат между правительством и церковью. Но потом охладел к этой идее, очевидно почувствовав, что здесь ему особо не дадут хозяйничать». При этом, добавляет политолог, «православие в стране тяготеет к традиции почитания царя, идее «вся власть от Бога» и так далее, и в этом смысле православные всегда были более лояльны к официальной власти и в большей степени обслуживают ее в идеологическом плане».
Милена Фаустова, NG.RU