Форум 18. Беларусь: «поставить Церковь на место»

Read in English

Норвежская организация Форум 18, содействующая религиозной свободе в мире, опубликовала статью о давлении белорусского режима на верующих. В центре внимания авторов — отставки «нелояльных» представителей Православной Церкви, прессинг на Церковь со стороны КГБ, притеснения католиков, запрет на исполнение гимна «Магутны Божа», попытка организовать день «провластной» молитвы «За Беларусь». Группа «Христианское видение» представляет перевод статьи.

Увольнение «нелояльного» православного духовенства

Белорусскую Православную Церковь, которая является структурным подразделением Московского Патриархата (Русской Православной Церкви), рассматривают как наиболее лояльное к Лукашенко религиозное сообщество.

После начала протестов в августе 2020 года Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел (Пономарёв) мягко выразил поддержку стратегии примирения и тому, чтобы положить конец насилию со стороны режима. Он также извинился за то, что его пресс-секретарь протоиерей Сергий Лепин назвал «поспешным» поздравление Лукашенко после выборов.

25 августа 2020 года Патриарх Московский Кирилл отправил митрополита Павла в отставку с должность Патриаршего Экзарха, заменив его Вениамином (Тупеко), который многими рассматривался как более лояльный режиму. Форуму 18 не удалось установить, были ли митрополит Павел отправлен в отставку по настоянию режима, либо это было решение самого Патриарха Московского Кирилла.

18 ноября 2020 года Генеральная прокуратура вынесла официальное предупреждение пресс-секретарю Белорусской Православной Церкви протоиерею Сергию Лепину, а также викарному католическому епископу Минско-Могилевской архиепархии Юрию Кособуцкому по поводу предполагаемых нарушений закона. Протоиерей Сергий Лепин покинул пост пресс-секретаря Церкви в конце ноября 2020 года. 

27 ноября 2020 года тогдашний Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко вынес Белорусской Православной Церкви письменное предупреждение. Он указал на «неукоснительную обязанность» всех религиозных организаций соблюдать статью 16 Конституции, которая, среди прочего, запрещает религиозные организации, деятельность которых «направлена против суверенитета Беларуси, ее конституционного строя и гражданского согласия». Предупреждение также ссылается на ст. 8 Закона «О свободе совести», которая, среди прочего, запрещает проведение в культовых сооружениях «мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан».

В предупреждении также указывалось, что если религиозная община повторит «нарушение» в течение года, уполномоченный может обратиться в суд с заявлением о лишении религиозной общины ее легального статуса (и, следовательно, ее права на существование).

17 декабря 2020 года глава Белорусской Православной Церкви митрополит Вениамин в своем письме архиепископу Гродненскому Артемию (Кищенко) информировал последнего о вынесении предупреждения и поручил ему обеспечить выполнение его епархией указанных требований.

Архиепископ Артемий неоднократно в своих проповедях осуждал фальсификации и насилие, последовавшее за выборами в августе 2020 года. Он не запрещал священникам, находящимся под его юрисдикцией, принимать участие в мероприятиях, не санкционированных государственными органами. В ответ некоторые местные православные во время проведения прорежимных молитвенных мероприятий инициировали сбор подписей под петициями об отстранении архиепископа. 

9 июня 2021 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял просьбу Экзархата БПЦ об увольнении 69-летнего архиепископа Артемия на покой «по состоянию здоровья». Сам архиепископ сказал 13 июля белорусской службе Радио Свобода: «Это [снятие с должности] произошло по указке государства», — добавив, что они «сочли нужным со мной расправиться».

Архиепископ Артемий объяснил, как, по его мнению, произошла его отставка: «По инициативе этой власти представители нашей системы говорили с Патриархом в Москве и попросили его оказать содействие ради умиротворения обстановки в Беларуси. Видимо, на это он дал им благословение и согласие. Синод сразу же объявил о своем решении».

Среди претензий к архиепископу было «разделение общества», однако он отверг это обвинение. Одна из жалоб заключалась в том, что на фотографиях, которые ему продемонстрировали, в одной из церквей епархии мальчик нарисовал на раскрашенном пасхальном яйце изображение «Погони» — герба Беларуси в период с 1991 по 1995 год, который Лукашенко считает символом оппозиции. Архиепископ назвал эту жалобу «смехотворной».

Архиепископ Артемий добавил: «Второе обвинение — почему у нас пели [оппозиционный гимн] «Магутны Божа»? (см. далее).

Архиепископ Артемий добавил, что после выборов в августе 2020 года режим проводит «всеобщую чистку»: «Пока у них затишье — время для того, чтобы немножко и поставить церковь на место. Потому что церковники не все поддерживают существующий режим».

В середине 2000-х архиепископ Артемий сопротивлялся давлению со стороны нынешнего КГБ с требованием убрать из гродненского собора иконы, изображающие 10 православных епископов, казненных советской тайной полицией. Епископы были среди более чем 1000 новомучеников, официально канонизированных Русской Православной Церковью (Московского Патриархата) в августе 2000 года.

Однако давление по поводу икон в гродненском соборе продолжается до сих пор. 10 апреля 2021 года провластные видеоблогеры разместили на YouTube видео с нападками на архиепископа Артемия за то, что он заказал иконы, которые они сами описали не как «иконы», а как «картинки», которые «излучают ненависть».

После смещения архиепископа Артемия и прибытия его преемника Гродненская епархия отправила в отставку с ранее занимаемых должностей нескольких священников, которые, как считалось, поддерживали протесты. Среди них был священник Георгий Рой, настоятель гродненского православного собора.

По замечанию группы “Хрысціянская візія” от 19 июля, «протоиерей Георгий Рой — один из немногих священнослужителей, которые открыто выражали свою скорбь по поводу насилия и беззакония в стране. Он говорил об этом не только в сетях, но и с амвона собора. Кроме того, в соборе проводилась регулярная молитва за прекращение террора и мир в Беларуси. В знак этого и для поддержки пострадавших и их близких после выборов ежечасно звучал большой колокол собора».

Православная Церковь и КГБ

Тайная полиция КГБ (сохранившая свое название с советских времен) внимательно следит за явными и предполагаемыми политическими оппонентами. Среди их целевых групп также находятся духовенство и активные члены широкого круга религиозных общин и инициатив, об этом корреспонденту Форума 18 сообщили правозащитники. Известно, что в рамках данной деятельности сотрудники КГБ посещают и предупреждают религиозных лидеров, в том числе православных священников.

Четвертое главное управление КГБ контролирует организации гражданского общества, в том числе религиозные, отмечает Telegram-канал «Ник и Майк». (Канал сообщает об утечках из правительства).

По сообщению Telegram-канала «Ник и Майк» от 10 июня, стало известно, что летом 2021 года Белорусская Православная Церковь сообщила режиму имена около 100 священников, которые считались нелояльными к режиму. В этом сообщении говорится, что в список вошли отец Владислав Богомольников и отец Александр Кухта, которые совершили службу под открытым небом в Минске в память о Романе Бондаренко, демонстранте, избитом неизвестными нападавшими в ноябре 2020 года и скончавшимся от полученных травм вскоре после ареста.

В январе 2021 года Белорусская Православная Церковь уволила священника Александра Кухту с занимаемой должности.

Атака на католическое духовенство

Пока Белорусская Православная Церковь смещала или перемещала многих священнослужителей в наказание за поддержку оппозиции, в том числе предполагаемую, государство открыто выступило против католического духовенства и приходов.

2 сентября 2020 года католический епископ Витебский за один день был уведомлен о том, что режим без объяснения причин аннулирует разрешение на служение польскому священнику Ежи Вильку. Отец Вильк служил в Беларуси с 2003 года. Многие годы режим произвольно отказывал в разрешении на работу другим иностранным католическим священникам. В 2018 году двум российским священникам, приглашенным Белорусской Православной Церковью, также было отказано в разрешении на служение.

26 августа 2020 года минский костел Святых Симона и Елены (Красный костел), у которого есть давний имущественный спор с режимом, был заблокирован ОМОНом, когда в нем укрылись около 100 антиправительственных демонстрантов. Тогдашний глава Католической Церкви в Беларуси архиепископ Тадеуш Кондрусевич назвал 40-минутную блокаду «незаконной» и призвал наказать виновных.

31 августа режим отказался позволить архиепископу Кондрусевичу, гражданину Беларуси, вернуться в свою страну. Ему позволили вернуться только 24 декабря, а 3 января 2021 года он ушел в отставку.

В марте в различных частях Беларуси начались проверки в костелах после того, как прокуратура возбудила уголовное дело против Союза поляков, отмечает “Хрысціянская візія”. Прокуроры, а также местные идеологи по запросу прокуроров требовали от священников отчетов, катехизических планов и другой внутренней информации о приходской жизни.

1 июля милиция пришла в приход отца Вячеслава Барка в Россонах на севере Витебской области. Звонивший, который назвался начальником местной милиции, потребовал по телефону от отца Вячеслава, объяснить фотографию протеста против режима, которую он разместил в Instagram. Милиция заявила, что отец Барок сделал снимок в близлежащем Городке и на нем были запечатлены дети прихожан из Витебска.

Прокуратура начала расследование в отношении аккаунтов отца Барка на YouTube и в других социальных сетях в ноябре 2020 года, за три недели до того, как 3 декабря его арестовали на 10 суток. Его нарушение заключалось в том, что он опубликовал в Instagram копию изображения белорусского художника Владимира Цеслера «Стоп лукашизм!»

На фото, которое ранее широко разошлось в интернете, показана акция 12 июня 2021 года в Польше, а не в Городке. Сам отец Барок не делал фото, поэтому «вообще отсутствует само событие, которое могло бы быть квалифицировано как правонарушение», — отметила 7 июля “Хрысціянская візія”.

В милиции заявили о начале административного процесса против отца Барка по статье 24.23 КоАП («Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия»). Его вызвали на допрос в РОВД. Милиция предъявила ему ордер прокурора на обыск костела, дома священника и его жилых помещений. Милиционеры забрали его мобильный телефон. Однако, поскольку в ордерах на обыск были указаны неверные адреса храма и дома, сотрудники милиции не смогли их обыскать.

Сотрудник россонской прокуратуры Сергей Олесько зачитал священнику официальное предупреждение, сделанное 25 июня первым заместителем прокурора Витебской области Денисом Шаповаловым, за размещение «экстремистских» материалов в интернете. И это несмотря на то, что 22 апреля «экспертиза» пришла к выводу, что в его сообщениях нет «экстремизма». Таким образом, официальное предупреждение «имело безосновательный характер и противоречило результатам экспертиз», отмечает “Хрысціянская візія”.

«Когда читался тот грозный текст, — отметил отец Барок в своем Telegram-канале 4 июля, — у меня сложилось впечатление, что меня пытаются обвинить в экстремизме, разжигании вражды, в пропаганде фашизма, неуважении к государству, в распространении клеветы на госслужащих и неверной информации о фальсификациях выборов и даже в неуважении к митрополиту Вениамину и неверии в Великую Победу, празднуемую 9 мая. Это всё вспоминаю по памяти из услышанного, потому что на руки мне ничего не выдали, пожалуй, секретный документ получился».

Согласно повестке, представленной Форуму 18, отец Барок должен был 4 июля предстать перед административным слушанием, первоначально назначенным на 1 июля 2021 года. После того, как 4 июля милиция, продержав пять часов, отпустила священника, отец Барок уехал в Польшу. В результате приход в Россонах остался без священника.

В прокуратуре Витебской области 23 июля отказались соединить Форум 18 с заместителем прокурора Шаповаловым, заявив, что правила не позволяют связываться с прокурорами по телефону.

Россонский прокурор Александр Казакевич настаивал на том, что его прокуратура не начинала административного процесса против отца Барка. «Дело возбуждено в Городке», — сказал он Форуму 18 23 июля. Он отметил, что его сотрудник Олесько зачитал официальное предупреждение отцу Барку, но его подготовил Шаповалов. Казакевич утверждал, что отцу Барку не был предоставлен текст, поскольку «в законе указано, что такие документы не подлежат передаче».

Прокурор Казакевич добавил, что он следил в социальных сетях за публикациями отца Барка по делу против него, а также за другими проповедями и сообщениями, которые тот размещал в интернете. «Моя работа требует, чтобы я прочитал и ознакомился с этими сообщениями», — сказал Казакевич «Форуму 18». Он отказался комментировать то, что он думал о сообщениях отца Барка против государственного насилия после президентских выборов.

Запрет на гимн

Лукашенко и его режим пытаются препятствовать пению гимна “Магутны Божа” в церквях и вообще где бы то ни было.

“Магутны Божа” — это гимн, основанный на стихотворении Натальи Арсеньевой, написанном в 1943 году, и положенный на музыку в 1947 году композитором Миколой Равенским. В 1995 году он был предложен в качестве государственного гимна, но не был принят, однако с августа 2020 года часто исполнялся протестующими против фальсификации выборов и насилия со стороны режима.

Когда Белорусская Православная Церковь отправила архиепископа Артемия в отставку с Гродненской кафедры (см. выше), одним из обвинений против него касалось разрешения на исполнение гимна “Магутны Божа”. 14 октября 2020 года, почти сразу после своего назначения Патриаршим Экзархом, митрополит Вениамин запретил исполнять гимн, говоря о нем как о песнопении светского характера, которое “разделяет наше общество”.

Архиепископ Артемий отметил, что “Магутны Божа” у них «пели годами», «а тут вдруг это стало запрещено и чуть ли не антицерковным. И вот в одном из приходов детский коллектив устраивал пасхальный концерт и спел «Магутны Божа», что посчитали государственным преступлением». 

16 июня 2021 года Минско-Могилевская архиепархия разослала всем священникам сообщение, подписанное кс. Романом Страшко, в котором выражалось недовольство тем, что власти предписывают проведение 3 июля специальных молитв во всех храмах. Сообщение также было размещено на официальном сайте Catholic.by. Менее чем через три часа объявление на сайте было отредактировано так, чтобы прямое недовольство отсутствовало.

В отредактированном сообщении всех священников призывали  «при возможности» добавить молитвы «о единстве и мире в нашей стране, а также призыв к тому, чтобы решения, которые принимаются сегодня, в ХХІ веке, не вели к тому ужасу, который происходил в ХХ веке». Также священникам предлагалось в конце мессы 3 июля исполнить гимн “Магутны Божа”: «Этим песнопением мы будем просить Всемогущего Бога, чтобы сохранил нас и наш край от всякого зла».

В выступлении, как сообщает официальный президентский сайт, 2 июля Лукашенко пригрозил тем, кто пытается  «крушить суверенное государство» и собирается в «сакральных местах нашей государственности» под нацистскими знаменами. «И последнее время наши средства массовой информации все больше распространяют факты о том, что в костелах хотят помолиться  (завтра, не то сегодня) под “Магутны Божа”. Смотрите, нарветесь».

3 июля гимн “Магутны Божа” впервые с 1990-х годов не исполнялся на массовом паломничестве в католической святыне в Будславе. Как отметил канал “Хрысціянская візія”: «Перед началом Будславского феста появилась информация о том, что на его организаторов власти оказывают давление, чтобы они не исполняли этот гимн». Как объяснили эксперты ХВ, это означало, что гимн не исполнялся ни на одной из четырех публичных месс во время паломничества.

Также 3 июля прорежимные видеоблогеры посетили гродненский кафедральный католический собор святого Франциска Ксаверия, поскольку «бчбесы обещали спеть нацистский гимн “Магутны Божа” во всех костелах Беларуси». «По данным моих источников», добавили провластные видеоблогеры, в соборе якобы молились о смерти Лукашенко.  «К сожалению, у меня на тот момент не было возможности произвести запись «молитв», поэтому  просто остаются свидетельские показания», — заявили они.  Примерно через 40 минут служащий собора и священник вежливо попросили прорежимных видеоблогеров прекратить съемку, но те отказались.

Однако после воскресной мессы 4 июля священник и прихожане архикафедрального костела Имени Пресвятой Девы Марии в столице спели “Магутны Божа”.  Газета “Наша Ніва” (которую режим запретил несколькими днями позже) опубликовала на своем Telegram-канале короткое видео с гимном, который исполнялся в конце одной из месс.

После одной из месс 4 июля в архикафедральный костел приехала милиция «с претензией, что нарушена какая-то норма законодательства насчет молитвы “Магутны Божа”, — написал епископ Юрий Кособуцкий в своем Facebook 6 июля. — Что конкретно, они не понимали сами…»

Епископ Кособуцкий спросил: «И что же не так с нашим любимым религиозным гимном?» Он добавил, что гимн «стал молитвой, которая используется на богослужениях католиков, православных и протестантов, а также в последнее время этот гимн поют люди, не отождествляющие себя ни с какой религией». Он резюмировал: «Почему мы не можем петь “Магутны Божа”? Вопрос риторический…»

Сотрудник аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Александра Румака 15 июля заявил Форуму 18, что Румак «не говорил о том, запрещен он [“Магутны Божа”] или нет». Чиновник отказался обсуждать официальные предупреждения не исполнять этот гимн или рейд милиции в католический архикафедральный собор в Минске после того, как гимн был там исполнен. 

О ком церкви не должны молиться?

Режим пытается препятствовать религиозным общинам совершать публичные молитвы о политических заключенных.

В июле, после своего увольнения с должности, архиепископ Артемий заявил, что «представители власти разъезжают по епархиям» и разговаривают с церковными людьми. «Даже я слышал, что просят не молиться за тех, кто в заключении, — заявил архиепископ «Радио Свобода». — Такие молитвы запрещены, чтобы нигде не было ни малейшего инакомыслия».

Провластный «день молитвы»

Согласно постановлению Совета министров от 2 февраля, определявшему мероприятия на 2021 год, названный «годом народного единства», уполномоченному по делам религий и национальностей Александру Румаку и «основным конфессиям» было поручено организовать 2 июля мероприятие под названием «Всебелорусская молитва “За Беларусь!” » Позднее дата, очевидно, была перенесена на 3 июля, субботу, так называемый День Независимости.

Постановление также обязывало религиозные организации, уполномоченного и другие организации в течение 2021 года организовать и принять участие в различных мероприятиях, включая направленные против «экстремизма» и нацизма, а также на распространение информации о «роли православия в формировании белорусской государственности».

В июне Уполномоченный Румак разослал государственным организациям письмо, которое видели представители Форума 18. Он предписывал им следующее: «В целях наиболее широкого вовлечения граждан в данное мероприятие» является «целесообразным провести всебелорусскую молитву в формате утреннего богослужения в субботу, 3 июля 2021 г., во всех храмах, костелах, мечетях, синагогах традиционных конфессий Республики Беларусь с широким привлечением верующих, а также представителей органов государственного управления, общественности, культуры и искусства».

Румак добавил, что соответствующие письма о проведении богослужений 3 июля были разосланы в адрес руководителей Белорусской Православной Церкви, епархий Римско-Католической Церкви, иудейских религиозных и мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь. В письме Румака от 11 июня (его видел представитель Форума 18), направленном апостольскому администратору Минско-Могилевской архиепархии Римско-Католической Церкви в Республике Беларусь, подготовленном Андреем Аряевым (начальником отдела по делам религий), руководство архиепархии призывалось организовать 3 июля во всех костелах утреннее богослужение «с широким привлечением верующих».

23 июля чиновник заявил Форуму 18, что Уполномоченный Румак не будет с нами разговаривать. «Никаких комментариев», — добавил чиновник из аппарата Румака перед тем, как положить трубку. Телефонный номер Аряева не отвечал.

В преддверии дня молитвы «За Беларусь» 3 июля Алексей Ляхнович, первый замминистра транспорта и коммуникаций, подготовил письмо руководителям всех профильных организаций. Он слово в слово повторил инструкции, которые давал в своем письме Румак.

Ляхнович поручил руководителям подведомственных министерству организаций «организовать участие в мероприятии представителей организаций в соответствии с их религиозной принадлежностью».

Оппозиционная группа «Нехта» опубликовала недатированное письмо в своем телеграм-канале 17 июня. Описав инструкцию как «сгон» сотрудников государственных предприятий на молитву и отметив, что они должны делать это «в соответствии с их религиозной принадлежностью», авторы «Нехта» добавили: «А как насчет атеистов и агностиков?»

Примерно 50 сотрудников в униформе МЧС приняли 3 июля участие в богослужении в витебском Свято-Успенском православном соборе. В коротком видео с богослужения, размещенном на сайте МЧС в тот же день, не видно, чтобы другие верующие принимали участие в данном богослужении.

Дмитрий Корнеенко, православный христианин из Витебска, утверждал, что режим заставляет сотрудников государственных предприятий и учреждений принимать участие в молитвах за Беларусь в Русской Православной Церкви. По его мнению, необходимость государственного принуждения была продиктована падением доверия местных православных христиан к своим религиозным лидерам.

«Малочисленной была посещаемость молитвы “За Беларусь”, организованной в Успенском соборе, — отметил Корнеенко у себя в Facebook 11 июля. — Для обеспечения картинки массовости были принудительно созваны десятки сотрудников МЧС Витебской области».

На вопрос, заданный 23 июля, относительно того, было ли участие в молитве в православном соборе добровольным, Денис Захаров, заместитель начальника отдела по кадровому обеспечению Витебского городского отдела по чрезвычайным ситуациям, попросил представителя Форума 18 перезвонить через пять минут. Когда ему снова позвонили, он отказался что-либо обсуждать и перенаправил все вопросы пресс-секретарю областного управления МЧС Софье Глинской. Однако ее номер на протяжении всего дня 23 июля не отвечал, сколько бы представитель Форума 18 ни пытался дозвониться.

На вопрос, заданный 15 июля, почему режим приказал религиозным общинам совершать молитвы за Беларусь 3 июля, чиновник Аппарата Уполномоченного ответил Форуму 18: «Никаких приказов не было. У вас искаженная информация».

Государственные чиновники зачастую издают предписания православным лидерам. Так, 10 июня, заместитель начальника главного управления по идеологической работе и делам молодежи Гродненского исполкома Сергей Шумейко направил православному Лидскому епископу Порфирию (Преднюку) письмо, в котором предписывал ему организовать колокольный звон в его епархии в полдень 22 июня, в память о 80-летии нападения нацистской Германии на Советский Союз.

«Просим до 16.06.2021 информировать главное управление о принятом решении, с указанием храмов, которые примут участие в данной акции», — предписывает подписанное Шумейко письмо, которое представители Форума 18 видели, направленное епископу Порфирию. В написанной от руки резолюции епископ предписывает священникам исполнить указанную инструкцию.

Владимир Скрипко, заведующий сектором по делам религий, который составил текст письма Шумейко, отрицал, что это было предписанием. «Никого ни к чему не принуждали, — 23 июля заявил Скрипко, будучи в Гродно, Форуму 18. — Они могли согласиться или нет — это было только предложение». Чиновник отказался от дальнейших разговоров и бросил трубку.

“Нереальные” заявления режима о планах основания независимой православной церкви

На протяжении долгого времени режим препятствовал деятельности всякой православной церкви, кроме Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. Несмотря на то, что несколько приходов различных православных юрисдикций всё-таки действуют без регистрации, количество людей, которые в них участвуют, остается малым.

Создание автокефальной (независимой) Православной Церкви под прямой властью Вселенского Патриархата никогда серьезно не обсуждалось. Архиепископ Артемий опроверг слова Александра Лукашенко, который заявил, будто такие планы есть, охарактеризовав идею автокефалии как «вообще нереальную вещь». 13 июня он заявил «Радио Свобода»:  «У нас даже речи не было ни о какой автокефальной церкви, как на Украине…  Этот вопрос еще не созрел даже для обсуждения. Это домысел и лжеобвинение».

Тем не менее, 25 июня, выступая перед духовенством во время своего визита в православный Жировичский монастырь недалеко от Слонима на западе Беларуси, Лукашенко выступил с критикой против того, что по его мнению является “попыткой сломать православие в Беларуси”.

“Письма пошли в Константинополь [Стамбул, где располагается Вселенский Патриархат], к нашему патриарху (он об этом мне говорил), да и тут мы уже видим этот разворот,” — заявил Лукашенко духовенству. Он также сказал, что поручил Наталье Кочановой, спикеру верхней палаты парламента, “чтобы она осуществляла между государством, руководством страны и владыкой [Митрополитом Вениамином] контакт”, видимо, чтобы предотвратить любое появление такой автокефальной церкви.

“К сожалению, и храмы были подключены к этому. Католические — попытка была почти все их подключить и многие поддались на это. Ну и у нас, среди православных, были определенные шатания, с которыми, как я вижу на сегодняшний день, и Владыка [Митрополит Вениамин] и церковь справились, православная церковь.”

Форум 18 попытался выяснить, какую именно роль Лукашенко назначил Кочановой. Однако помощник самой Председателя Совета Республики Кочановой 23 июля ответил Форуму 18, что она и ее пресс-секретарь в данное время находятся в командировке.

Руководящие принципы относительно правосубъектности религиозных общин и общин, придерживающихся определенных убеждений, принятые БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссией Совета Европы, отмечают, что по международному праву прав человека: “Свобода отправления и обучения религии или убеждениям включает, среди прочего, такие неотъемлемые аспекты основной деятельности религиозных групп, как право организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой” (п.15).

Руководящие принципы также отмечают, что “государства должны выполнять свои обязанности, обеспечивая, чтобы национальное законодательство предоставляло религиозным общинам или общинам, придерживающимся определенных убеждений, самим решать вопросы о своих руководителях” (п.31).