Что же находится на Дне народного единства?
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
В субботу 17 сентября впервые отмечался так называемый День народного единства, учрежденный указом Лукашенко от 7 июня этого года и увязанный с датой начала присоединения Западной Беларуси к БССР (17.09.1939).
Мы уже писали, почему для нас День народного единства — так называемый. Во-первых, годовщина вступления Советского Союза во Вторую мировую войну на стороне нацистской Германии не была праздником даже в СССР. Во-вторых, приход большевиков в Западную Беларусь обернулся насилием над верующими: здесь, например, можно почитать о том, что сделали в сентябре 1939 года коммунистические активисты со священником Николаем Недведским. В-третьих, по версии белорусского режима, народное единство — это искусственная гомогенизация общества путем репрессий в отношении инакомыслящих и запугивания всех без исключения. Единство такого же (общего для всех диктатур) образца насаждалось в державе, которая была союзником СССР в 1939 году. Ein Volk, ein Reich, ein Führer.
Изначально было ясно, что ради картинки власти постараются вовлечь в празднества представителей конфессий. Посмотрим, что получилось.
17 сентября католический епископат Беларуси, включая новоназначенного митрополита Минского-Могилевского Юзефа Станевского, собрался в Белыничах, чтобы совершить мессу по случаю 260-летия коронации Белыничской иконы Божией Матери. Возглавивший богослужение председатель Конференции католических епископов Беларуси епископ Витебский Олег Буткевич в проповеди среди прочего сказал, что «в день национального единства» верующие обращаются к Богородице с просьбой о материнском заступничестве «в деле единения, преодоления разделений и освобождения от ненависти».
Епископ Буткевич — иерарх не прорежимный (скорее наоборот), ему наверняка известны все проблемы с датой 17 сентября и с «национальным единством» в 2021 году. В его исполнении такие слова выглядят сознательной уступкой властям.
На следующий день главную мессу в Белыничах возглавил Апостольский нунций Анте Йозич. В своей речи он приветствовал решение властей освободить 13 заключенных и призвал ускорить «процесс амнистии».
При сопоставлении слов председателя ККЕБ и главы дипмиссии Ватикана создается впечатление, что католические иерархи используют элементы провластной риторики как некую «плату вперед» за освобождение политзаключенных. В случае нунция Йозича это не только риторика: «Пул Первого» заснял его в числе слушателей обращения Лукашенко на форуме «Символ единства». Жизнь покажет, насколько были оправданы эти компромиссы.
Рядом с нунцием сидел православный митрополит Минский и Заславский Вениамин. Комментировать здесь нечего — предстоятель БПЦ был в своем амплуа. Ожидаемо.
Епископ Казимир Великоселец, покидающий пост администратора католического Минско-Могилевского архидиоцеза, посетил мероприятие «Диалог культур и религий как основа народного единства», проходившее в православном храме-памятнике в честь Всех святых. Тоже ожидаемо — как для пожилого епископа, ментально всё еще живущего в Советском Союзе, так и для построенного при участии Лукашенко храма, который площадкой идеологических мероприятий был всегда. К участию были приглашены также иудеи и мусульмане, сообщает сайт БПЦ. Митрополит Вениамин и недавно смещенный им с должности настоятеля Всехсвятского храма протоиерей Федор Повный событие проигнорировали. Всехсвятский храм вообще преследуют неудачи — 18 сентября на площади перед ним должен был пройти гала-концерт акции «Хоровое вече», приуроченной к «году народного единства», но его перенесли во Дворец Республики: помешал дождь.
Не обошлось и без единства церковных функционеров разного калибра с силовиками. Представитель Жировичского монастыря Сергей Колдеко сходил в Академию МВД на встречу матерей курсантов, сборная команда православной Гродненской епархии выиграла матч по мини-футболу «между государственными учреждениями, организациями, силовыми структурами и духовенством».
Из регионов характерную новость выдала мемная Шчучыншчына. Там чиновники приняли гениальное (нет) решение — создать 17 сентября массовку за счет первоклассников. Семилеткам выдали «дневники личных достижений» с портретами Лукашенко и губернатора Караника. Среди гостей под красными и зелеными флагами на площади в Щучине стояли православный священник Александр Пастерняк и ксендз Анджей Агель — тот самый, у кого летом на приходе любезно приглашенная милиция устроила для детей шоу с оружием. Что ж, щучинских детей нам искренне жаль.
Единство — христианская ценность. Мы помним слова апостола Павла о единстве духа в союзе мира (см. Еф. 4:3). Но в нашем понимании подлинное единство — это инклюзия и защита слабых, это солидарность и взаимная поддержка, это равенство перед общим для всех законом.
И не забудем, что апостол Павел призывал христиан к «единству духа в союзе мира», находясь в тюрьме, куда попал за свои убеждения. «Ради Господа я стал узником» (Еф. 4:1, перевод Андрея Десницкого).
Нельзя говорить о народном единстве, пока в стране есть хотя бы один узник совести.