«Бог с нами…» Риторика беларусской пропаганды и политические клише фашизма


Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
Псевдорелигиозная риторика современной беларусской пропаганды, а также многие совместные действия представителей режима и Беларусской православной церкви указывают на один из важных признаков фашизма. Например, британский политолог Лоуренсу Бритт, который, изучив опыт семи режимов — от Гитлера до Пиночета, сформулировал 14 признаков фашизма, в том числе, связь между религией и правящим классом.
Коротко этот признак раскрывается так: пропаганда поддерживает иллюзию того, что фашистские лидеры выступают защитниками веры, а их оппозиция — это якобы безбожники. У людей должно сложиться ощущение, что противиться находящейся у власти элиты — все равно что восстать против религии.
Кроме того, правительства фашистских стран используют религию как инструмент управления общественным мнением. Религиозная риторика и терминология используются правительственными лидерами, даже когда главные принципы религии диаметрально противоположны действиям или политике правительства.
«Христос приземлится здесь. Батька готовит место. Потому так бесы ненавидят нас»
Именно так и действует беларусская пропаганда, что особенно характерно для выступлений работников государственного телеканала СТВ Григория Азарёнка и Евгения Пустового. Помимо обожествления лидера режима Александра Лукашенко они часто цитируют Святое Писание, «православных старцев», изворачивая суть, используют христианское учение в своих целях, при этом говоря языком ненависти — неприемлемым в христианстве.
В частности, Азарёнок, называя Лукашенко «помазанником Божьим», использует в отношении «врагов» (оппонентов режима, западных политиков, президента Украины) такие определения как «слуги дьявола», «люди с черными нимбами», «предтеча Антихриста». Протесты в 2020 году — против фальсификации выборов и насилия — он называл «разгулом сатанизма».
Мы собрали несколько цитат из последних выступлений пропагандистов, которые ярко характеризуют тот самый признак фашизма, сформулированный Бриттом. К примеру, вот одно длинное, но очень характерное высказывание Азарёнка, прозвучавшее в эфире СТВ 8 июля:
«Монах Филофей хотел обустроить Псковщину — новый Иерусалим. Подготовить для второго пришествия Христа место, куда он и должен прийти. Оказалось, что оно находится чуть западнее. Здесь раздавлены либеральная, экуменическая, автокефальная и униатская ереси. Здесь царит справедливость. Здесь богатый не обжирает бедного, а на капитализм надета узда. Сюда убегают гонимые современными иродами. Здесь безопасное место для всех.
Святая земля. Христос приземлится здесь. Батька готовит место. Потому так бесы ненавидят нас. Потому все люди с чёрными душами и чёрными нимбами так хотят разрушить и наше государство, и нашу церковь. Потому проститутка, блудница и поганое идолище, первым делом по приезду в Америку едут к сектантам из пронацистской ереси. Поэтому сегодня старая еретичка открыла смердящую пасть на наше православие. Но что вы можете сделать. Вы сгорите, расплавитесь, обуглитесь. А мы согреемся. Солнцем Александрии, которая собрала друзей. И выйдем из святой купели просветлённее. И ежели Бог с нами, то кто же на ны?»
«Лукашенко — тот скреп, та ось, то солнце, вокруг которого создана беларусская галактика»
А вот яркий пример от Пустового в эфире за 28 апреля:
«Мы как говорили, так и будем говорить. Беларусь — це Лукашенко. Он тот скреп, та ось, то солнце, вокруг которого создана наша, своя (сейчас будут смеяться — смейтесь, уржитесь, змагары) беларусская галактика. Где справедливость, где социально ориентированная экономика и где правда».
Кстати, в одном из своих последних выступлений Азарёнок набросился на… автора знаменитого советского фильма «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, обозвав его «вонючей либердой»:
«Рассказывают, что после просмотра документального фильма «Обыкновенный фашизм» Суслов подошел к Ромму и спросил: «За что же вы нас так не любите?» В фильме латентно проводилась мысль о сходстве гитлеровского и сталинского режимов. И тем не менее без последствий для режиссера. Упаси господь трогать вонючую либерду — хай поднимут, Запад озаботится. А вот, например, патриота Бородина можно и в тюрягу упрятать. Это вам не Солженицын, не либераст, за него мировая лживая интеллигенция не заступится».
Здесь, к слову, проявляется ещё один признак фашизма по Бритту — презрение к интеллигенции. Азарёнок продолжил:
«Но был период, когда такие сети жглись. Жглись беспощадно. Сталин растоптал все эти салончики Лили Брик. Сталин поставил интеллигенцию на службу Родине. И сегодня хитроумные западные деятели — знайте. Лукашенко вам не по зубам! Хоть нож доставайте, хоть эклеры. Космополиты и низкопоклонники будут разгромлены, не дождавшись своих райских времен, своего 1991 года. Есть великая культура, есть гиганты, есть народ. Народ с ним. Воля и сила Президента безусловны. И вместо салончиков и чуланчиков его воспоют гиганты. С ним прошлое, настоящее и будущее. С ним Великая Победа — та, что была и та, что будет. На него равняются и старики, и дети. Лукашенко — неодолим!»
Что же касается главного признака, который мы рассматриваем, то к нему, конечно, относится и демонстрирование диктатором своей религиозности. Посещение храмов на Рождество и Пасху, «зажигание свечи» напоказ, окунание в прорубь на Крещение, «упаси Господь» и другие частые упоминания Бога в речах — всё это является целенаправленными действиями на присвоение себе неких «божественных» черт, подчеркивание своей якобы близости к Богу.
«Лукашенко — как Богообразный Иосиф»
О том, что продвижение подобных нарративов — тенденция в беларусской пропаганде, говорит и совсем недавнее выступление Азарёнка на тему вывоза из Украины детей в Беларусь.
Выплеснув ненависть на «врагов» («Как я хочу посмотреть, чтобы урсулиха фон дер ляля корчилась с куском беспилотника в глотке, чтобы через эту глотку хлестала кровь и она дрыгала своими грязными кочерыжками, умоляя о помощи»), пожелав европейским чиновникам, чтобы их «трупы изнасиловали мигранты», пропагандист заявил:
«Христос укрылся в Египте, а современные мученики укрываются в Беларуси. И как Богообразный Иосиф тогда, сейчас их спасает Александр Лукашенко. Алексей Талай прокладывает путь. Этот путь освещают библейские звезды. И как нет избавления от страшных мук детоубийцам, иродам, так и нет той силы, которая бы воспрепятствовала в святом деле нашему Президенту. За детское счастье, за материнскую радость, за жизни спасенные – слава Лукашенко».
Белорусская теологиня Наталля Василевич отмечает, что характерной особенностью такой псевдорелигии, элементы которой представлены в данной заметке, является эмоциональное возбуждение и накачивание ненавистью аудитории программы и публичного дискурса в целом. Задача стоит не в трансляции каких-то концепций или идей, а скорее эмоций, которые должны индуцировать подобные же эмоции в среде сторонников режима и выступить триггером негативных эмоций разного спектра: от страха до возмущения – среди оппонентов режима. При этом пропагандистам приходится всё время повышать степень собственной экзальтации, повышая голос, срываясь на крик и сводя высказывания до своеобразной копролалии – “темного двойника” древного христианского духовного дара – глоссолалии, когда проповедники или молящиеся, находящиеся в экстатическом состоянии, славят Бога и проповедуют благую весть.
Оценка же содержания тех или иных высказываний, ругательств или проклятий, которые изрыгают в припадке злобы пропагандисты, по ее словам, находятся вне компетенции академического богословия.