Архимандрит Савва (Мажуко): Терпеть не могу Лукашенко
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
Прошёл почти год с тех пор, как «Христианское видение» прокомментировало политические высказывания архимандрита Саввы (Мажуко) — монаха православного Никольского монастыря в Гомеле. Нам нечего было добавить к заметке, опубликованной в прошлом январе. Однако недавно Мажуко вновь заговорил о «недомайдане» и совершил одно крайне интересное признание. Но обо всём по порядку.
Архимандрит Савва — своего рода «селебрити» в современной РПЦ. Многие знают его как оригинального проповедника и публициста, в интеллектуальной среде он известен ещё и как исследователь богословия протоиерея Сергия Булгакова. Его российская аудитория гораздо больше белорусской, и в российском контексте Мажуко раньше позволял себе «либеральные» политические жесты. Так, например, он был одним из белорусских священников, подписавших открытое письмо в защиту заключённых за протесты после выборов в Московскую городскую думу в в 2019 году.
Однако с выборами на родине всё оказалось совсем иначе. 13 августа, после трёх дней террора со стороны силовиков, архимандрит Савва записал видеообращение «Пощадите детей!», где под «детьми» имел в виду милиционеров. Из-за этого он потерял большую часть своей аудитории, которая так и не поняла, кто именно должен этих «детей» пощадить. После этого Мажуко стал часто выступать на пропагандистских ресурсах вроде «Спаса» и рассказывать о том, что протесты в Беларуси и России — это часть «глобальной войны против государственности как таковой».
Однако недавно к этой риторике добавилось кое-что новое. 21 ноября Мажуко презентовал в Москве свою новую книгу. После беседы на тему «Счастье», где много говорилось о Платоне, Достоевском и «слезинке ребёнка», гостю задали вопрос о ситуации в Беларуси. Молодой человек спрашивает: «Когда происходят такие очевидные, вопиющие репрессии, люди и в Церкви, и за её пределами ожидают хоть сколько-нибудь определённой оценки. Что бы Вы могли сказать?»
Архимандрит Савва сразу предупреждает, что он человек «предельно неполитичный», однако отвечает долго и развёрнуто. Как раз определённой оценки он всячески избегает, постоянно меняя тему и активно пользуясь различными манипуляциями. Здесь и многочисленные ссылки на безымянных друзей и знакомых, и мифы про оппозицию и автокефалию, и рассказы о переломанных позвоночниках омоновцев, «которые просто выполняли свою работу», и попытки «включить дурачка»: «Я вообще разочаровался в демократии и надеюсь, что мы вернёмся к монархии, лишь бы она не была антихристианская».
Это всё звучало и ранее, интересно другое. По словам Мажуко, его так напугал агрессивный Тихановский, что он, хотя никогда раньше не голосовал, «взял за руки маму свою и мы пошли голосовать за Лукашенко. И большое количество моих знакомых пошли голосовать за Лукашенко, хотя терпеть его не могут, как моя мама или я». Чуть позже он говорит, как ему «совершенно понятно, за что ненавидят Лукашенко», хотя и не уточняет, за что же именно.
Здесь можно задать целый ряд уточняющих вопросов:
Неужели архимандрит Савва настолько пуглив, что Сергей Тихановский пугал его даже сидя в тюрьме, где в день выборов он находился уже не первый месяц?
Если он не пуглив, а смел, то почему о своей нелюбви к Лукашенко он публично высказывается в России, но не в Беларуси?
Готов ли архимандрит Савва потерпеть Лукашенко, которого не может терпеть, ещё как минимум 18 лет (а именно такие планы строит режим, судя по приговору Тихановскому), особенно после того как открыто заявил о своей нелояльности?
Гомельский архимандрит Савва (Мажуко) сильно отличается от другого одиозного представителя белорусского монашества — гродненской игуменьи Гавриилы (Глуховой). Вместо показного верноподданничества он демонстрирует готовность «переобуваться» при любом изменении ситуации. Увидим ли мы его в скором времени среди борцов за ту самую автокефалию, сторонников монаршего трона для супругов Тихановских и гневных обвинителей на процессах над «парнишками» — бывшими омоновцами? Похоже, что в этом не будет ничего удивительного.