Превратить храмы в «укрепленные дзоты»?
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
На прошлой неделе пропаганда поиздевалась над религией, а теперь в очередной раз решила ею воспользоваться. В репортаже с игр в войнушку «Запад-2021» Евгений Пустовой показал на православную церковь вдалеке и произнёс следующее: «Вы думаете это храм и дома? Нет, это настоящие укрепленные дзоты, в которых территориалы будут отражать атаку диверсантов».
Вынесем за скобки неудобный вопрос о том, почему вообще в случае потенциального конфликта наша доблестная армия должна будет строить укрепления в Беларуси, вместо того чтобы гнать врага на его территории. Вернёмся к оборонительному потенциалу церквей и костёлов. Безусловно, в прошлом храмы часто использовались как крепости. Во многих поселениях церковь была единственным каменным зданием, и к тому же самым большим. Но это было тогда, когда оружием были мечи и луки, а закончились эти времена больше полутысячи лет назад с появлением артиллерии. На современной войне от храмов остаются только руины, как это случилось в прошлом году со средневековыми армянскими соборами в Нагорном Карабахе.
Можно было бы и не обращать внимание на очередной поток сознания на телевидении, но этот случай достаточно показателен. Дело в том, что пропагандист Евгений Пустовой позиционирует себя как верующего человека. Он является прихожанином минского Свято-Духова Кафедрального собора, а его передачи переполнены псевдобогословскими размышлениями и библейскими цитатами. Именно он — автор нашумевшего сравнения Лукашенко с Моисеем.
Однако и этот глубокий молитвенник ни на секунду не задумывается, когда по сценарию ему надо рассказать, как православные храмы станут мишенями для пушек.
Это очередной раз показывает, что за тонким поверхностным слоем показной набожности белорусское государство является по сути советским. Церковь оно воспринимает или как угрозу, или как инструмент для достижения своих сиюминутных целей. Третьего не дано — хотя бы просто не лезть в дела религиозных сообществ режим Лукашенко не способен, не говоря уже о том, чтобы относиться к ним как к самостоятельным субъектам политической и общественной жизни.
Обычно церковные иерархи, которые молчат перед лицом диктатуры, оправдываются тем, что делают это ради самой Церкви — хотят сохранить что-то важное, от предметов искусства до исторической преемственности. Однако за последний год режим Лукашенко дал понять, что ему безразличны любые ценности верующих. Можно силой сменить лидеров обеих крупнейших конфессий. Можно указывать православным, на какие иконы им молиться. Можно выгнать на улицу протестантскую общину. Можно называть католиков фашистами и глумиться над общим для всех христиан Крестом. Теперь мы видим что теоретически можно и храмы забрать и превратить в дзоты и овощехранилища.
Так что если после очередной бомбёжки Воложина пострадают местные памятники архитектуры — костёл святого Иосифа и церковь святых равноапостольных Константина и Елены, пусть епископы не возражают. Их предупреждали.