Священники в школах?
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
Сегодня мы уже писали об интервью митрополита Вениамина Евгению Пустовому и сейчас хотим рассмотреть один его фрагмент, который вызвал в соцсетях резонанс. Речь шла о том, что якобы «священники будут преподавать в школах».
Со слов митрополита (который высказывается на данную тему не по своей инициативе, а комментируя слова ведущего, предложившего укомплектовать вымирающие сельские школы священниками в качестве учителей), «сейчас мы совместно с Министерством образования рассматриваем возможность и перспективы получения нашими священнослужителями или выпускниками духовных школ дополнительного образования педагогического или же прохождения курсов соответствующих, что дало бы такую возможность. И, в принципе, это действительно один из возможных вариантов».
Тем не менее, такие мечты о дореволюционных временах, когда основным видом школ были церковно-приходские, а духовенство было одним из самых образованных сословий общества, — это сейчас не более чем благостные рассуждения, которые вряд ли воплотятся в жизнь.
Во-первых, и сейчас, конечно, образования священнослужителей хватит, чтобы научить школьников младших классов чтению и арифметике, возможно, даже провести урок физкультуры и заполнить уроки гуманитарного цикла общими рассуждениями, но для специальных предметов — химии, физики, биологии, математики — нужно специальное образование.
Во-вторых, на преподавание в сельских школах мало мотивированы сами священники, которые сейчас в массовом порядке осваивают не педагогические курсы, но ищут способы получить более востребованную в обществе профессию — в айти, коучинге, психологии, вождении большегрузных автомобилей (мало ли как повернется жизнь с таким епископатом — лучше иметь альтернативный род занятий). Зато выпускники Института теологии БГУ, которые получают специализированное образование для преподавания в школе именно религии, массово остаются нетрудоустроенными по специальности.
В-третьих, государственные органы, для которых школа является важным институтом контроля, всячески препятствуют любому вхождению религиозных организаций в школьные классы, за исключением очень незначительных, в размере статистической погрешности, конкретных случаев — даже в Германии, где православие отнюдь не религия большинства, гораздо больше школ и классов, где преподается православие, по сравнению с Беларусью.
В то время как почти во всех европейских странах религия в том или ином виде присутствует в школьном образовании — как в частных церковных школах, так и во многих странах в школах государственных, в Беларуси батюшек приглашают чисто для антуража. Это прямо предусмотрено в Кодексе об образовании, который предусматривает, что только во внеучебное время и только в рамках воспитательной, а не образовательной работы учреждения образования могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями (п. 4. Ст. 2).
Более того, по Положению о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся, такое взаимодействие может быть инициировано только «администрацией учреждения образования с согласия учредителя учреждения образования», но никак не самой религиозной организацией. А администрация учреждений образования, как правило, живет по принципу «как бы чего не вышло» и не сильно стремится приглашать в школу левых людей, которым не может доверять.
В целом о проблемах того, как сокращается религиозный компонент и сфера взаимодействия БПЦ и учреждений образования с принятием новых и новых соглашений и программ сотрудничества, читайте в тексте Наталли Василевич и Натальи Кутузовой в следующей публикации:
Кутузова Н., Карасева С., Василевич Н., Шавцова Д., Габрусь Т., Филипович Л., Хромец В. Религиозные организации в общественном пространстве Беларуси и Украины: формирование механизмов партнерства. — Вильнюс: ЕГУ, 2014. — С. 60-65.