Епископ Казимир Великоселец дал интервью государственной газете
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
Несколько дней назад православный миссионер Руслан Яроцкий написал: “Братья католики, Вы невероятно крутые! Помоги вам Бог! <…> Многие православные с доброй «завистью» смотрят на ваших епископов, священников, просто христиан, и молятся о вас. Христос посреди нас!” Действительно, лицом Католической церкви в Беларуси во время политического кризиса стали такие принципиальные пастыри как Тадеуш Кондрусевич, Юрий Кособуцкий или Вячеслав Борок, они не только повлияли на позицию самих католиков, но и сделали голос Костёла авторитетным среди верующих других конфессий и в обществе в целом.
Однако ситуация гораздо сложнее, о чём свидетельствует интервью временного администратора Минско-Могилевской епархии Казимира Великосельца пропагандистской газете «Минская правда». Читая его, можно пережить целый спектр эмоций от иронии и жалости до «испанского стыда» и возмущения.
Газета представляет епископа Казимира как «старейшего иерарха» Католической церкви в Беларуси. Многие помнят, как после крайне спорной отставки Тадеуша Кондрусевича «из-за возраста», именно Казимир Великоселец занял его место, хотя сам на год старше Кондрусевича. Но в интервью видно, что Великоселец не только самый старый епископ в Беларуси, но ещё и ментально оставшийся в давно ушедшей эпохе. «15 лет назад, или немного больше, в Киеве как-то съехались представители католической конфессии Советского Союза» — говорит он, забывая слово «бывшего». Он цитирует почти исключительно русских классиков из советской школьной программы — Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Толстого. Говоря о своей вере в Бога, он не находит ничего лучшего как сослаться на авторитет Менделеева, однажды сказавшего другим химикам «Да, я верю в бессмертие души». Впрочем, епископ Казимир сам объясняет пробелы в своём образовании — он вынужденно пропустил два курса семинарии.
Однако очевидно, что «Минская правда» хотела поговорить с епископом Казимиром не столько о Боге и вере, сколько о его отношении к власти и протестующим. Впрочем, собеседник опережает пропагандистов и на вполне невинный вопрос о том, есть ли в Беларуси молодые священники, отвечает:
«Есть, но мало. Западный материализм тоже воздействует на людей. Разве это нормально, когда мужчина с мужчиной? А эти парады! Лесбиянки… У них такие демонические лица!»
Пропагандистка не уточняет, как именно лесбиянки мешают учиться новым священникам, и продолжает, смешивая воедино всё и вся:
«— Во Франции были «желтые жилеты», в Польше женщины выступали против запрета на аборты, в Беларуси также было неспокойно. Не связано ли это с тем, что люди отошли от Христа?
—Да, это основная причина. Бог создает человека во время зачатия. Там, где произошло зачатие, есть и душа. Мы убиваем нерожденного человека, а его душа не крещена.»
Великоселец случайно или сознательно не замечает манипуляцию и воспроизводит риторику пролайф. Непонятно только, в чём она противоречит белорусским протестам против насилия, которые начались после убийства невинных людей.
«Журналистка» продолжает: «Зачем выходили люди на площади в Германии, США, Беларуси, если религия дает ответы на все вопросы?» На это епископ Казимир говорит, что все ответы даёт Библия, но «если мы отходим от Бога, то начинаются трагедии, революции и так далее». Кто же отошёл от Бога и ведёт Беларусь к трагедии — власти, готовые пытать и убивать, или граждане, которые требуют соблюдения законов? Великоселец не даёт ответа на этот вопрос, придётся искать его в Библии.
Лишь в конце разговора епископ Казимир обращается к Евангелию, а не только к Пушкину. Он напоминает слова Христа «Кто из вас без греха, пускай первым бросит камень» и призывает любить Бога и ближнего. Но само его интервью превращается в ещё один камень, брошенный в белорусов, измученных за год террора. Слова о «демонических лицах» неких мифических лесбиянок становятся в один ряд с речью игуменьи Гавриилы о «бесовских выкриках» на женских маршах. Манипуляция пропагандистки и собственная некомпетентность превращают «правильные» слова епископа Казимира в осуждение всех тех, кто борется за своё достоинство.