Пояснительная бригада по кейсу перешедших во Вселенский Патриархат священников Г. Роя и А. Кухты
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
- Что значит «перешли во Вселенский Патриархат»?
Это значит изменили свое подчинение — перестали подчиняться одному руководителю и стали подчиняться другому (применяя аналогию — перешли из одного филиала компании в другой).
- А что, так можно было?
В нормальной церковной ситуации переход из одной юрисдикции в другую, например, при смене места жительства, это обычная практика, и для нее разработана каноническая процедура, которая позволяет избегать злоупотреблений. Чем-то напоминает смену гражданства. Процедура такая: священнослужитель испрашивает у своего епископа документ — «отпускную грамоту», которая подтверждает, что священник не находится под каноническими наказаниями, к нему нет претензий со стороны прошлого руководства. На основании предоставленной отпускной грамоты священника принимает новый архиерей. В РПЦ при переходе в другую поместную церковь требуется решение Св. Синода, даже экзарх БПЦ такое решение принять не может.
- Почему священники не пошли по этой процедуре?
Потому что ситуация, в которой оказалась Белорусская Православная Церковь, не является нормальной ни с политической, ни моральной точки зрения. Если бы священники могли оставаться в Беларуси и не подвергались бы серьёзным рискам в плане своей физической безопасности или ограничениям продолжать служение в соответствии со своими христианскими и моральными убеждениями, им бы вообще не нужно было никуда переходить, шаг смены церковной юрисдикции являлся нравственно вынужденным. Руководство РПЦ открыто поддерживает войну, и для многих людей это создает проблему для совести и не позволяет и дальше оставаться в юрисдикции Московского Патриархата и ассоциировать себя с ним.
Не является нормальной и церковная ситуация — Московский Патриархат находится в затяжном конфликте со Вселенским Патриархатом, вплоть до того, что Москва прекратила евхаристическое общение с Константинополем, поэтому в рамках обычной процедуры перейти из одной юрисдикции в другую в данный момент невозможно.
- Если нельзя, то почему всё-таки можно?
Вселенский Патриархат — первый среди равных в структуре поместных православных церквей — выступает как высшая апелляционная инстанция, поэтому в исключительных случаях, разобравшись в ситуации, может воспользоваться своим правом принимать их в свою юрисдикцию без отпускной грамоты. Такие прецеденты есть, а в контексте российской агрессии против Украины, в рамках которой Московский Патриархат выступает идеологическим инструментов для оправдания агрессии, они участились. Священники Г. Рой и А. Кухта обратились ко Вселенскому Патриарху именно в рамках этой исключительной процедуры — и Вселенский Патриарх принял решение, что основания для смены юрисдикции у священников достаточно серьёзные. Фактически, это как предоставление канонического убежища.
- А за что запрет в священнослужении?
Поскольку РПЦ в принципе оспаривает исключительное право Константинополя, то считает незаконной любую смену юрисдикции без соблюдения формальной процедуры с отпускной грамотой. Поэтому вчерашние указы о запрещении Роя и Кухты в священнослужении — это обычная реакция в подобных случаях. БПЦ таким образом лишает священников права совершать богослужения от её имени. Это также значит, что в храме в юрисдикции РПЦ им могут запретить совершать богослужение.
- Так священники могут служить или нет?
Для Константинополя и всех, кто признает его (все поместные церкви кроме РПЦ), — они являются действующими священниками. С 6 апреля 2023 г. священники Г. Рой и А. Кухта были приняты во Вселенский Патриархат, находятся в прямом подчинении Патриарха Варфоломея. Значит, он теперь и является их непосредственным церковным руководителем, награждает их или наказывает. Решения епископов БПЦ о запрете на перешедших священников не распространяются — ни канонически, ни фактически. Они могут продолжать совершать богослужения и осуществлять пастырское окормление верующих — в полном соответствии со своей православной верой и христианской совестью.
@christianvision