Терюха: отжимай и властвуй
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
О судьбе одного христианского молодежного проекта
— Пишут, что на подворье Никольского монастыря прошел «епархиальный детский туристический лагерь», а по факту какие-то военные сборы с военными инструкторами, пулеметами, автоматами… Гомельская епархия и Никольский монастырь, вы учите детей кого убивать из пулеметов? Вы уверены, что Церковь должна пичкать детей знаниями про эффективные убийства летальным оружием? — возмущается уроженец Гомеля Александр Тарасенко.
Александр признаётся, что у него «фантомные боли от увиденного». Еще бы — ведь именно он когда-то придумал тот самый детский лагерь, который епархия теперь перевела в милый сердцу функционеров РПЦ «духовно-патриотический» формат.
Но, как говорится, обо всём по порядку.
Всё началось в далеком 2011 году в деревне Терюха под Гомелем. Бывший пионерлагерь взял под свою опеку Никольский монастырь, настоятелем подворья был назначен иеромонах Николай (Тарасенко), который позже вернется в мир под светским именем Александр. Вот как он описывает тогдашний замысел:
— С одним добрым католиком мы задумали и организовали межконфессиональный фестиваль. По задумке, этот фестиваль должен был нести единство, мир, любовь и дружбу между людьми разных конфессий и взглядов. Совместные песни, ужины, посиделки у костра, лекции, проповеди, игры — всё дышало миром и любовью.
Фестиваль получил название «Христос посреди нас». Это была низовая инициатива друзей, лишенная любого официоза и внешнего ценза (кроме христианской совести организаторов и участников) и поэтому искренняя и добрая, открытая ко всякому желающему участвовать и помогать.
В таком «домашнем и наивном» формате фестиваль просуществовал лишь 2 года. «Оказалось, мы всё делаем неправильно, и нам нужно объяснить и показать как надо», — горько усмехается Александр Тарасенко.
Поясним для людей, смотрящих на РПЦ извне: если у мирянина здесь еще есть минимальный шанс как-то сохранить и защитить свое детище на ниве социальных проектов, то у клириков шансов нет. Официальные епархиальные структуры либо запретят и уничтожат любое нетипичное для мейнстрима начинание (как бы оно ни было популярно), либо переформатируют его цели и содержание до полной противоположности, отстранят зачинателя и будут эксплуатировать в собственных целях. Эти цели просты: позитивный имидж епархии и поддержание культа личности правящего епископа (не забываем и про ежегодный отчет о деятельности епархии в Москву).
Вернемся в Терюху. В том, что произошло, сыграли свою роль и письменные жалобы на «отвращение молодежи от православия» и «попрание правой веры».
«Как надо», на второй и третий год начала показывать епархиальная структура — отдел по работе с молодежью. Казалось бы, чего лучше для молодежи: нет никаких правил и рамок. Хочешь чего-то, умеешь — делай! Но не в РПЦ…
Мелочное фарисейство епархиальных экспертов по нравственности впечатляет. Обсудили, например, предложение делать детям аквагрим — рисовать красками на лице мордочки зверят, крылья бабочек и т.п. Постановили: отказать, ибо «порочит сотворенный образ Божий».
Видимо, чувствуя себя хозяевами места (монастырское подворье) и претендуя на обладание Истиной (перед прочими христианами), православные вытеснили остальных и перешли к уже традиционной для себя спайке с государственной военизированной идеологией.
Епархии по-прежнему выгодно сохранять вывеску традиционного молодежного лагеря при Церкви. Только если вначале молодежь сама искала, как бы попасть в Терюху, сейчас поиск и привлечение подростков — задача для епархиального спецотдела.