Примем ли мы покаяние самого худшего из милиционеров?
Нидерландский реформатский ресурс CNE.news опубликовал колонку белорусского христианина-реформата Дмитрия Хведарука. Публикуем его колонку в переводе на русский язык.
Беларусь не очень религиозна, и люди не любят обсуждать духовные темы. Но на прошлой неделе на нас обрушилось что-то вроде религиозной атомной бомбы, и все, кто еще не боится читать независимые новости, начали обсуждать вопрос: похожа ли церковь на крохотный клуб? Существует ли она только для хороших и кротких людей? А может она подходит также для первых из грешников?
Что же произошло? Один из самых жестоких и коррумпированных милиционеров страны решил бросить работу и заняться небольшим бизнесом — начал печь хлеб. Не знаю, что проще: уйти из итальянской мафии или из белорусской милиции? Грищенко начинал свою карьеру в милиции. Вскоре он присоединился к группе, участвующей в политических преследованиях. Тут-то и началась его дорога к славе.
Ложные показания в суде
Можно только представить, как активно этот человек взялся за свою новую работу. Задачи были самые разные: от слежки и погони за активными политическими деятелями до задержаний, арестов, избиений внутри и вне отделений милиции и, конечно же, вишенкой на торте, — лжесвидетельства в суде. Наверное, трудно сосчитать, сколько раз этот слуга режима проделывал подобные вещи.
Во времена протестной молодости я не раз сталкивался с Грищенко. И несколько раз чувствовал на себе боль от его ударов, и думаю, что могу отличить его удары от других даже с закрытыми глазами. У этого человека было страшное лицо, и невозможно было даже смотреть в его глаза, настолько темными и глубокими они были. Всякий раз, когда вы пытались взывать к его совести, он отвечал криком, что он истинный православный и его служба президенту — это его служба Богу, и Бог простит его благодаря его милицейской должности. Похоже, что сейчас в Беларуси это довольно распространенное милицейское богословие.
Тяжело узнать
Так что, вы можете себе представить реакцию либерального общества, когда появилась новость (с фотографией) о том, что майор Грищенко уволился со службы и присоединился к местной евангелической церкви. На фотографии был человек, которого едва можно было узнать. Улыбающийся мужчина с бородой и в белом костюме пекаря. И самое интересное для меня было то, что я как будто впервые увидел его глаза.
Критики начали утверждать, что повода для радости нет. Многие люди отмечали, что не верят в такие покаяния, что Бог не может простить людей, которые сделали столько зла, и что церковь не должна открывать свои двери для Грищенко, даже если он раздаст весь хлеб. Другие сказали, что бывшие милиционеры должны попасть в тюрьму, прежде чем войти в церковь. Стало интересно, как много людей начали задумываться о пределах Божией благодати, прощении и природе Церкви.
Должен ли он остаться непрощенным?
Но вопросы, заданные онлайн, были вполне разумными. Может ли такой человек измениться? Можно ли оставить все, что он сделал, и стать пекарем? Сможет ли коррумпированный милиционер избежать суда и жить мирно? Сможет ли Грищенко спрятаться в церкви, или же он навсегда останется непрощенным?
Также для меня этот вопрос вдруг оказался довольно каверзным. Теоретически ответ прост, но практически — сложен. Легко прощать или думать об осуждении людей, которые обидели других, но не тебя.
Библия напоминает нам, что мы все находимся под Божьим судом после грехопадения в Эдемском саду. Мы стали врагами Бога и друг друга. Наши сердца испортились, и даже наши добрые дела могут стать еще одним кирпичом в стене между святым Богом и нами – «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3,23).
На суд надежды нет
Майор Грищенко совершил много преступлений против людей и заслужил стоять в суде и во всеуслышание отвечать за то, что он сделал. Вероятно, в другой стране это могло бы показать чью-то веру и приверженность Евангелию и заповеди Христа покаяться. Но в Беларуси пока на справедливость в суде рассчитывать не приходится.
Писание говорит нам, что по неизвестной причине Бог призывает в церковь самых разных людей из самых разных народов. Общим для всех них является то, что они настоящие грешники, которые по милости Божией были искуплены и спасены. Апостол Петр провозглашает, что Христос пострадал за грешников (1 Петра 3,18), а апостол Павел напоминает, что только во Христе есть прощение грешникам: «ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений». (Римлянам 5,16)
Великое свидетельство Евангелия
Как итог, мы должны признать, что история Грищенко является прекрасным свидетельством силы Евангелия и того, что Бог сделал для нас во Христе. Для людей, даже «первых из грешников», есть надежда.
Я надеюсь, что эта история поможет служителям в нашей стране свободно говорить о Божьем суде, благодати и грехе людей и напомнить людям, что церковь — это не крошечный клуб хороших людей. Однако это лечебница для разного рода грешников, которая показывает удивительную красоту Евангелия, примирившего людей с Богом и даже способного примирить злейших политических врагов, которые отныне вместе поклоняются своему Изумительному Спасителю за Его изумительную Благодать.