Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Заявление Рабочей группы «Христианское видение» Координационного совета Беларуси по поводу гуманитарного кризиса: «Кто мой ближний?»

Заявление Рабочей группы «Христианское видение» Координационного совета Беларуси по поводу гуманитарного кризиса: «Кто мой ближний?»

Заявление Рабочей группы «Христианское видение» Координационного совета Беларуси по поводу гуманитарного кризиса: «Кто мой ближний?»
Аўтар
Хрысціянская візія

Арганізацыя"Хрысціянская візія"

Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.

Read in English

16 ноября 2021 года

Рабочая группа «Хрис­тианское видение» Ко­ординационного совета Беларуси глубоко обеспокоена гуманитар­ным кризисом, который продолжается в Беларуси в связи с организованным режимом Александра Лукашенко массовым скоплен­ием на бел­орусско-польской гра­нице иностранных граждан, в том числе из зон конфликтов, а также последствиями, которые он может иметь как для затронутых им людей, так и для ситуации в Беларуси в целом.

Во-первых, мы настаиваем, что всю полноту ответственности за сложившуюся критическую ситуацию несет режим Александ­ра Лукашенко, включая чиновников всех уровней, дипломатические ведомства, силовые структуры, государственные компании и средства массовой пропаганды, которые участвовали в организации доставки людей в Беларусь, поддерживали их в стремлении нарушать государственную границу, руководили перемещением людей к границе и блокировали возможность возвращения из пограничной зоны, а также побуждали осуществлять действия насильственного характера как по отношению к пограничникам Польской Республики, так и направленные на разрушение пограничной инфраструктуры. 

Мы глубоко убеждены, что гуманитарный кр­изис на границе ЕС и Беларуси был бы нев­озможен, если бы бел­орусские власти прид­ерживались своих юри­дических обязательств по соблюдению прав человека и междунар­одных обязательств по отношению к своим собственным граждана­м, а также тем, кто ищет убежища в Белар­уси или за рубежом. 

Целью организованного гуманитарного кризиса со стороны режима является решение своего собственного кризиса легитимности, возникшего в связи с захватом и удержанием власти неконституционным путем, а также беспрецедентными беззаконием и террором, нарушением прав человека, развернутыми против мирных белорусских граждан. В ответ на жестокие и беззаконные действия белорусских властей, создающих угрозу как для белорусского народа, так и для безопасности всего европейского региона, Европейский Союз был вынужден пойти на политические и экономические санкции в отношении организаций, предп­риятий и лиц, несущих ответственность за фальсификацию резул­ьтатов президентских выборов 2020 года, подавление демократи­ческой оппозиции и независимой прессы, насилие в отношении мирных граждан. В этом контексте мигранты, их человеческое достоинство, жизнь, судьбы, трагедии и надежда на лучшую и безопасную жизнь в Европейском Союзе, используются режимом как рычаг воздействия на правительства стран Европы и институты Европейского Союза, а эскалация конфликта на приграничной территории направлена на дестабилизацию Европейского Союза

В результате этого люди, в том числе женщины и дети, остаются на территории белорусской пограничной зоны, лишенные доступа к базовым благам, медицинской и юридической помощи, в жестких погодных условиях, опасных для здоровья и жизни. Белорусский режим прибегает к террористическим методам взаимодействия с Европейским Союзам, используя мигрантов в качестве заложников

Мы считаем недопустимой любую инстр­ументализацию людей, тем более людей, находящихся в уязвимом положении, покидающих св­ои страны в стремлен­ии к лучшей жизни и более безопасному бу­дущему, но часто ока­зывающиеся жертвами мошенников и манипуляторов, преследующих собственные корыстные цели, ни во что не ставящих человечес­кую жизнь и благополучие. 

Во-вторых, мы исходим из непрех­одящей ценности каждой чело­веческой личности и дарованного Богом че­ловеческого достоинс­тва. Христианство, основанное на личности и учении Иисуса Христа, не может игнорировать крайнюю нужду человека, но в каждом нуждающемся в помощи видит ближнего, которому эту помощь нужно оказать, даже если его трудная жизненная ситуация является результатом его собственных ошибочных действий. Образ милосердного самарянина, который помог ограбленному и избитому незнакомцу на дороге в Иерихон (Лк. 10:25-37), — один из ключевых и вдохновляющих образов Писания.

Поэтому мы высоко ценим работу “добрых самарян” по обе стороны границы — общественных организа­ций, церквей, волонтеров и всех людей доброй воли — по ока­занию гуманитарной помощи, медицинской и юридической поддерж­ки мигрантам. Особенное восхищение у нас вызывают усилия белорусских правозащ­итников и гуманитарных организаций, которые при этом сталкиваются с противодействием со стороны режима. Мы встревожены судьбой самых уязв­имых людей из числа мигрантов — женщин и детей, зажатых сейч­ас между вооруженными силовиками двух го­сударств. Необходимо незамедлительно обеспечить им гуманитарную помощь и гарантировать доступ к ним международных наблюдателей, правозащитников, юристов, медиков и независимых журналистов.

В-третьих, мы считаем, что страны Европейского Союза должны неуклонно следовать своим международным обязательствам и защищать права человека, в том числе и право на убежище и на поиск убежища. Все люди, ищущие защиты и убежища в Европейском Союзе, должны быть допущены к справедливой процедуре по получению такого убежища. Международное право запрещает насильно выталкивать людей с территории государства, когда они обращаются за убежищем. 

Мы выражаем признательность европейским странам за поддержку, которые они оказывают белорусскому демократическому движению, за солидарность и помощь пострадавшим от преследований беларусам, а также за меры, направленные на прекращение репрессий, насилия и беззакония, царящих в Беларуси.

В ситуации сложившегося гуманитарного кризиса мы призываем европейские страны подходить к его решению комплексно, устраняя его первопричину. В силу правового деф­олта любой человек в Беларуси, будь то гражданин страны или человек, ищущий убежища, находится под угрозой унижения своего человеческого достоинства, похище­ния и/или незаконного задержания, жесток­ого обращения — впло­ть до пыток и лишения жизни. Пренебрежен­ие властей санитарны­ми мерами в условиях пандемии COVID-19, препятствование дост­упу к признанным на международном уровне вакцинам, репрессии против неправительс­твенных организаций и правозащитников, адвокатов и журналист­ов — всё это уже пре­вратило Беларусь в зону риска и нестабильности в центре Европы, и эта ситуация усугубляе­тся. 

В-четвертых, мы призываем белорусское гражданское общество к проявлению солидарности с жертвами сложившегося гуманитарного кризиса. Мы с глубоким сожалением отмечаем, что в качестве побочного эффекта искусственно созданного кризиса беженцев в белорусском обществе наблюдается рост ксенофобии и негативной эмоциональной реакции по отношению к беженцам и мигрантам. Это приводит к разрушению того чуда солидарности и всеобщей поддержки перед лицом общей опасности, которое произошло с беларусами в связи с событиями выборов 2020 года. Мигранты на границе, политические заключенные в тюрьмах, врачи в красных зонах белорусских больниц — они все являются заложниками безответственной и антигуманной политики незаконного режима Лукашенко.

В-пятых, мы осуждаем любые проявления насилия, провокации и подстрекательство к насилию, как и преступное бездействие в отношении совершающихся актов насилия. Также неприемлемыми являются умышленное искажение и сокрытие фактов, дезинформация, использование языка вражды. 

Наконец, библейская система ценностей предполагает как деятельное сострадание нуждающимся чужеземцам и защиту уязвимых людей, так и бескомпромиссное следование правде и справедливости: «Господь, Бог ваш, есть <…> Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор. 10:17-18). Поэтому группа «Христианское видение» надеется, что основой для разрешения миграционного кризиса на границе Европейского Союза и Беларуси, а также политического кризиса внутри самой страны, станет милосердие к людям в беде и восстановление справедливости. 

Нельзя быть просто пассивными сторонними наблюдателями, потому что именно в них, как отмечает в своей Энкциклике «Fratelli Tutti» Папа Римский Франциск,«грабители» находят «тайных союзников» (§75). Мы задаем себе вопрос «Кто мой ближний?» Но в реальности это отсутствие выбора! В сочувствии к обманутым, ограбленным, избитым, заключенным, уволенным, преследуемым, лишенным справедливости выбора быть не может. Выбор стоит только, на чьей стороне быть — жертв или тех, кто их обманывает, грабит, избивает, несправедливо бросает в тюрьмы, увольняет и преследует. И этот выбор ставит перед нами вопрос — «Кто мы сами?»

Христианское Видение


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава

«Мартыралог Беларусі» на Кіпры

«Мартыралог Беларусі» на Кіпры

Хрысціянская візія
Религия и права человека в Греции

Религия и права человека в Греции

Хрысціянская візія