Взаимное убаюкивание: о встрече архиепископа Станевского с могилевским губернатором
Арганізацыя"Хрысціянская візія"
Міжканфесійнае аб’яднанне беларускіх хрысціян, створанае на хвалі мірных пратэстаў 2020 г.
Інфармацыя пра «Хрысціянскую візію» Аб'ява аб заснаванні групы Місія групы Іншыя артыкулы
Разрешение процессии Божьего тела в Минске и паломничеств в Будслав является закономерным продолжением «нормализации» отношений Костела и режима Лукашенко. Стороны возвращаются к старой схеме — Церковь не высказывается на общественно-политические темы, а власти не ужимают ее поле деятельности.
Формально главной темой последней встречи митрополита Станевского с председателем Могилевского облисполкома Исаченко была передача собора Успения Девы Марии в Могилеве. Этот вопрос стоит на повестке уже много лет. Однако и Станевский, и Исаченко ясно понимают, что решить его может только один человек в Минске. Именно поэтому мероприятие было наполнено протокольными клише: «дружеская встреча», «конструктивный разговор с властями» (вспомогательный епископ Яшевский, также участник встречи) и, конечно же, «и власть, и костел делают всё для развития человека» (Станевский). Каждая публичная встреча иерарха превращается в шоу демонстрации лояльности режиму в общем.
Пробуя выторговать пространство для продолжения деятельности Костела хотя бы на уровне до августа 2020 г., архиепископ Иосиф позволяет загонять себя в угол. Возвращая паломничества в Будслав, он должен молчать о тысячах тех, кто оказались в изгнании и не могут принять в них участие. Католики даже организовывают пешее паломничество беларусов заграничья в Польше. Иерарх просит вернуть храм в Могилеве — областном центре с наименьшим количеством католиков, в то время когда в регионе не растет не только количество верующих, но и есть хроническая проблема с недостатком священников.
Всё это напоминает взаимное убаюкивание. Обе стороны вынуждены имитировать «конструктивный разговор». Консенсус властей и Ватикана по назначению Станевского Минско-Могилевским митрополитом не мог и не смог сделать из Костела послушную овцу в руках режима. Именно поэтому власти продолжают давить на католиков не только через иерархов, но и путем точечного непосредственного контроля. По всей Беларуси сотрудники спецслужб прослушивают проповеди священников, и любые нелояльные высказывания заканчиваются вызовом на профилактические беседы.
Играя роль лояльного архиепископа, митрополит Станевский смог вернуть локальной Церкви некую субъектность в отношениях между властями и Ватиканом. Достаточно ли этой прорежимности иерарха для уменьшения давления на католиков? Скорее нет. Только если власти убедятся, что могут это делать его руками. Как получилось с митрополитом Вениамином.