Религиозный фактор протеста в Беларуси: медиация церкви в политическом кризисе
РегинаЭльснер
Докторесса теологии, научная сотрудница Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS), Берлин, профессориня восточных церковных и экуменических исследований Мюнстерского Университета.
Статья Регины Эльснер была опубликована на английском языке: «A Religious Factor in Belarus’ Protest: Mediation of the Political Crisis by the Church» в издании Digital Icons. Предлагаем перевод данной статьи на русский язык, сделанный проектом «Христианская визия» ©
Аннотация: во время массовых протестов в Беларуси до и после президентских выборов в августе 2020 года несколько высокопоставленных религиозных представителей страны публично заняли критическую позицию по отношению к политическому подавлению протеста – событие, которое было неожиданным для религиозных общин в режиме автократии. С тех пор религиозное инакомыслие и публичная деятельность верующих стали важным элементом оппозиционного движения, а руководство церквей во многом выполнило требование политического руководства воздерживаться от политических заявлений. В этом эссе отражена общественная позиция церкви, включая использование медиа-платформ в то время. Я рассматриваю «медиацию» (mediation) как категорию для анализа использования «медиа» церковью, так и в смысле «медиатора» как посредника. Тем не менее, мой анализ демонстрирует массовую фрагментацию внутри церквей и снижение способности выступать в качестве последовательных посредников.
До недавнего времени религиозные общины/конфессии в Беларуси в основном неохотно участвовали в политических протестах. В 2020 году, однако, ситуация изменилась. Во время массовых протестов до и после президентских выборов в августе несколько высокопоставленных религиозных представителей в стране публично заняли критическую позицию – событие, которое примечательно для автократического режима, гарантирующего свободу вероисповедания на условиях политического невмешательства или лояльности1См. Shramko (2020), Vasilevich (2018). В этом эссе обсуждается использование церковью медиа-платформ в то время. Я рассматриваю «медиацию» не только в отношении использования средств массовой информации церковью, но и в смысле «медиатора» как посредника, что я буду обсуждать в дальнейшем. Прежде чем сделать это, необходимо сделать примечание о религиозном составе Беларуси.
Беларусь наименее религиозна по сравнению с другими постсоветскими странами (Pew 2018). Хотя большинство населения, около 70-75%, идентифицируют себя с Белорусской православной церковью, повседневная религиозность довольно низка, и замечается такого культурного значения или политического лоббирования, сравнимого с Россией или Украиной. Римско-католическая церковь с примерно 12-15% является второй по величине общиной и особенно на западе Беларуси является также важным общественным актором, но без претензий на национальную идентичность, как, например, позиционирует себя Греко-католическая церковь в Украине. Протестантские общины и представители других религий представляют собой небольшие меньшинства, хотя протестантские церкви весьма заметны благодаря своей общественной деятельности.
В преддверии выборов 2020 года католики призывали религиозных членов избирательных комиссий воздержаться от поддержки возможных фальсификаций на выборах под лозунгом «Католик не фальсифицирует». В свою очередь, православный диакон подхватил инициативу с лозунгом «Православные против подлога, унижения личности и притеснений», которая получила широкое распространение. В условиях репрессий, направленных на оппозиционных кандидатов в президенты перед выборами, православные, католические и протестантские религиозные деятели в своих проповедях и в социальных сетях открыто критиковали насилие. Более того, верующие/группы использовали социальные сети, такие как Facebook и Telegram, для распространения своей информации, деятельности и взаимной поддержки.
Когда после выборов и очевидных фальсификаций на выборах мирные массовые протесты были жестоко подавлены по всей стране, христианский протест продемонстрировал новую и уникальную динамику для постсоветского пространства. Хотя и Патриарх Московский Кирилл, и Митрополит Минский Павел сразу же протокольно поздравили Лукашенко с победой на выборах (Elsner 2020a), вскоре после этого митрополит Павел встретился с жертвами насилия со стороны силовиков в больнице и лично пришел на экуменическую молитву о мире поговорить с верующими о положении протестующих и заключенных. Католический архиепископ Минска Тадеуш Кондрусевич высказал четкую критику действий власть имущих, в том числе в личной беседе с министром внутренних дел в августе 2020 года в Минске (Арцыбіскуп Кандрусевіч сустрэўся 2020). Католические, православные и протестантские верующие с 13 августа организовали регулярную экуменическую публичную молитву за мир и ненасилие, а многочисленные священники и пасторы выступили с критикой государственного насилия. Солидарность верующих с политзаключенными и жертвами насилия со стороны силовиков выражалась в публичных молитвах, открытых письмах руководству церкви, а также в материальной поддержке.
Позже, в августе 2020 года, два церковных лидера – католический архиепископ Кондрусевич и православный митрополит Павел – были вынуждены покинуть Беларусь. Митрополит Павел был отозван Московской Патриархией, а архиепископ Кондрусевич столкнулся с запретом на въезд на белорусской границе, когда возвращался из зарубежной поездки. Несколько священников, публично выразивших солидарность с протестом, были допрошены, а некоторые ненадолго арестованы (Мониторинг 2021). Александр Лукашенко несколько раз угрожал церквям, если они не прекратят свои критические публичные заявления: наиболее ярко 22 августа 2020 г. во время массового собрания (‘Лукашенко: церкви, костелы — не для политики’ 2020 г.) и 27 ноября 2020 г. (Мониторинг 2021). Эта резкая реакция Лукашенко свидетельствует о растущей обеспокоенности по поводу возможного влияния церквей на общественное мнение. Хотя православное учение для него мало актуально, Лукашенко тем не менее рассчитывает на лояльную и стабилизирующую социальную роль православной церкви (в частности).
Растущее единство и доверие среди верующих, как католиков, так и православных, сопровождаемое активным и творческим использованием социальных сетей, изменило динамику протеста, сделав более заметной религиозную критику, а также открытую нелояльность репрессивному государству. Уже накануне выборов в социальных сетях стали вирусными протесты священников (‘Православные против фальсификаций’ 2020). В первые дни всенародного протеста против фальсификации выборов публикации проповедей епископа Гродненского Артемия, архиепископа Тадеуша Кондрусевича и епископа Юрия Кособуцкого придали верующим силу в их солидарности с протестующими. Православные священники Александр Кухта и диакон Дмитрий Павлюкевич уже имели огромную аудиторию на YouTube («Батюшка ответит»)2https://www.youtube.com/channel/UCfOMwpnqvDj49hTicfmhKDg (09.02.2021) и Instagram («Богословие»)3https://www.instagram.com/blogoslovie/(09.02.2021) и использовали эти каналы, чтобы привлечь внимание к фальсификации выборов и последующим репрессиям. Совместные действия, такие как петиции, открытые письма и новостные рассылки, использовали популярность социальных сетей, особенно Telegram, для распространения информации. Соответственно, в интернете также возникли новые структуры массового взаимодействия, наиболее заметной из которых стала рабочая группа «Христианская визия» Координационного совета. Однако возникла негативная реакция на более широкую видимость церкви в социальных сетях. Большинство задокументированных арестов, допросов и запретов на служение священников и верующих произошло из-за их публичных заявлений в социальных сетях (Мониторинг 2021).
Можно ли интерпретировать позицию и деятельность церквей в условиях политического кризиса как систематическое участие или это скорее спорадический активизм, с которым можно легко бороться? Оглядываясь назад на общественное сопротивление католической и протестантской церквей против политической и социальной несправедливости в регионе, становится ясно, что оно основано на социально-этической богословской традиции. В восточноевропейском контексте ситуация в Польше в 1980-е годы или участие Украинской греко-католической церкви и протестантских церквей во время Майдана в Украине можно рассматривать как примеры регулярного общественного несогласия и мобилизации. В Беларуси католическая и протестантская церкви до сих пор вели себя довольно осторожно, поскольку они особенно уязвимы из-за своей позиции, определяемой авторитарным режимом как иностранные или нетрадиционные религии.
Однако в православии отсутствует богословская социально-этическая традиция, которая позволяла бы оценивать социальную справедливость и структурное насилие на богословской основе, что это особенно актуально в постсоветских странах (Elsner 2020b). После распада Советского Союза православию пришлось быстро найти богословский и прагматический способ взаимодействия с формирующимся гражданским обществом. Во многих странах, таких как Россия, Украина, Грузия, Молдова и Беларусь, различные факторы привели к новому альянсу с политическими элитами, поскольку Православная Церковь продемонстрировала высокую степень лояльности режимам и готовность подавлять внутрицерковные протестные движения.
В свете сложившейся ситуации прямая однозначная поддержка беларусского протеста со стороны Московского Патриархата была бы неожиданной и нехарактерной, тем более что любые возникающие протестные настроения среди российских или украинских верующих в последние годы подавлялись. Тем не менее, молчание Москвы относительно открытых репрессий против православных верующих резко контрастирует с ее громкими заявлениями в защиту якобы преследуемых христиан в западных демократиях4См. специальную веб-страницу http://orthodoxrights.org/, посвященную сообщению Совету Европы о «нарушениях прав православных христиан в Европе». Отчеты по Беларуси отсутствуют (последнее обращение 09.02.2021). Как показывают данные недавнего опроса (Результаты 2021), именно эти двойные стандарты предполагаемого «нейтралитета» приводят к фрагментации и потере доверия внутри церкви.
Подводя итог, можно сказать, что современные тенденции таковы. Во-первых, продолжающееся привлечение рядовых верующих со стороны некоторых священников и даже епископов. Очевидно, что гражданская идентичность в определенных обстоятельствах может преобладать над идентификацией с церковным руководством. В какой-то степени их поддержка протеста проистекает из требований общества соблюдения основных прав, которые пересекаются с христианскими ценностями. Во-вторых, участие приходов и верующих также может быть спровоцировано отсутствием поддержки со стороны церковных лидеров. Например, принимая во внимание приверженность Папы Франциска вопросам справедливости, публичная поддержка Католической церкви со стороны Ватикана была бы уместной и ожидаемой. В открытом письме Светланы Тихановской Папе Римскому она просит его выразить четкую критику государственного насилия, ссылаясь на его последнюю социальную энциклику «Fratelli Tutti – О братстве и социальной дружбе» (Тихановская 2020). Особое сомнение вызывает последующее молчание Рима и двойственное отношение дипломатов Ватикана в Минске.
В-третьих, новым является активное и публично заметное участие верующих всех конфессий в функционировании такого демократического социального форума, как Координационный совет, без институционального благословения церковного руководства или руководящего представительства духовенства. Рабочая группа «Христиансая визия» объединяет верующих разных конфессий и вместе с другими социальными группами делится своим видением будущего страны. Это делается – пока – без каких-либо претензий на интерпретативный суверенитет, особую формирующую идентичность или моральную роль церквей. Вместо этого основное внимание уделяется фундаментальным этическим требованиям ненасилия, справедливости, свободы и правды, без политических лозунгов.
В августе 2020 года политолог Артем Шрайбман предложил использовать религиозные общины в Беларуси в качестве посредников в конфликте между властью и обществом (Шрайбман 2020). Смогут ли религии, особенно две основные конфессии, выполнить такую роль? Учитывая развитие событий, описанное выше, это маловероятно. Анализ показывает фрагментацию и сниженную способность действовать в качестве последовательных посредников. Сам Лукашенко выразил глубокое недоверие к церквям и необходимость ужесточения контроля ввиду продолжающихся протестов, что еще раз подчеркивает его инструментальный подход к религиям в целом.
Для самих церквей принять на себя большую политическую ответственность в качестве посредников означало бы в определенной степени отказаться от своей солидарности с гражданским обществом, которой они только что достигли. Участие в процессах формирования общественного мнения на равных условиях – вместо того, чтобы снова выступать в качестве нейтрального авторитета в социальных процессах – представляет собой огромную возможность чтобы разработать последовательную и контекстуальную богословскую социальную этику, расширить сферу полномочий всех верующих, независимо от положения в иерархической структуре, и способствовать межрелигиозному сотрудничеству. Таким образом, церкви в Беларуси, вероятно, не станут фигурами, способными изменить политическую ситуацию в Беларуси, но они могут изменить роль церквей в постсоветских странах.
Список литературы
‘Арцыбіскуп Кандрусевіч сустрэўся’ (2020) з міністрам унутраных спраў Юрыем Караевым, 28 августа, https://catholic.by/3/news/belarus/12054-mvd (09.02.2021).
Elsner, Regina (2020a) ‘Religion and Civil Disobedience: The Orthodox Church and Political Protests in Belarus’, BYU LAW: International Center for Law and Religion Studies, 24 August, https://talkabout.iclrs.org/2020/08/24/religion-and-civil-disobedience-the-orthodox-church-and-political-protests-in-belarus/ (10.01.2021).
Elsner, Regina (2020b) ‘20 Jahre nach der Veröffentlichung der “Sozialkonzeption” der Rus sischen Orthodoxen Kirche. Bleibende Leerstelle zwischen Moral und Politik’, Jahrbuch für Christliche Sozialwissenschaften, Bd. 61/2020, 213–234, https://www.uni-muenster.de/Ejournals/index.php/jcsw/article/view/2982 (10.01.2021).
‘Лукашенко: церкви, костелы — не для политики’ (2020), 22 августа, https://belarus2020.churchby.info/lukashenko-cerkvi-kostely-ned-lya-politiki/ (09.02.2021).
Мониторинг (2021) преследований по основаниям, связанным с религией, во время политического кризиса в Беларуси, https://belarus2020.churchby.info/monitoring-presledovanij-po-cerkovnoj-linii-vo-vremya-protestov-v-belarusi/ (10.02.2021).
‘Православные против фальсификаций (2020), унижения личности, давления на личность’ 8 августа, https://belarus2020.churchby.info/pravoslavnye-protiv-falsifikacij-unizheniyalichnosti-davleniya-na-lichnost/ (09.02.2021).
Pew Research Centre (2018) ‘How religious is your country? Survey conducted 2015–2017’, 5 December, https://www.pewresearch.org/interactives/how-religious-is-your-country/ (10.01.2021).
Результаты (2021) “Народного опроса” по исследованию религиозного сообщества Беларуси и протестах. Часть 2. Разочарованные православные и независимое церковное сообщество https://belarus2020.churchby.info/rezultaty-narodnogo-oprosa-po-issledovaniyu-religioznogo-soobshhestva-belarusi-i-protestax-chast-2-razocharovannye-pravoslavnye/ (09.02.2021).
Шрайбман, Артем (2020) ‘Какой диалог может спасти страну?’, Tut.by, 24 августа, https://news.tut.by/economics/697754.html?c (10.01.2021). [Статью можно найти по новой ссылке https://gazetaby.info/post/shrajbman-kakoj-dialog-mozhet-spasti-stranu/168205/amp/ — Христианская визия]
Shramko, Alexander (2020) ‘Religious Affairs: Period of Unfulfilled Hopes and Expecta tions’, in Pankovsky, Anatoly; Kostyugova, Valeria (eds.) Belarusian Yearbook 2020, Lohvinaŭ: Vilnius, 163–170, https://nmnby.eu/yearbook/2020/en/page17.html (10.01.2021).
Тихановская, Светлана (2020) ‘Текст письма Светланы Тихановской Святому Отцу Франциску’ 04.12.2020, https://belarus2020.churchby.info/sviatlana-tsikhanouskayas-letter-to-the-holy-father-francis/ (10.01.2021).
Vasilevich, Natallia (2018) ‘The Religious Sphere in Belarus: Stability and Controllability’, in Pankovsky, Anatoly; Kostyugova, Valeria (eds.) Belarusian Yearbook 2018, Lohvinaŭ: Vilnius, 133–140, https://nmnby.eu/yearbook/2018/en/page17.html (10.01.2021).