Реакции Ватикана на белорусский кризис
В вопросах, касающихся Беларуси, Ватикан традиционно сохраняет нейтралитет, избегает политических заявлений и ищет решения проблем дипломатическим путем.
Реакция поместных церковных лидеров на политический кризис: переход от нейтралитета к требованиям справедливости
За фальсифицированными президентскими выборами 9 августа 2020 года в Беларуси последовали мирные акции протеста по всей стране и крайне жестокое насилие со стороны милиции в отношении протестующих. Тысячи были задержаны и подвергнуты пыткам, жестоко избиты и забросаны светошумовыми гранатами. Насилие росло в геометрической прогрессии и спровоцировало новые волны мирных протестов. 10 августа безоружный 43-летний протестующий Александр Тарайковский был застрелен милицией в Минске. 12 августа 25-летний Александр Вихор был задержан и скончался без медицинской помощи.
В разгар этих трагических событий 11 августа со своим первым заявлением выступил Минский митрополит Католической Церкви в Беларуси архиепископ Тадеуш Кондрусевич [1]. Позиция белорусского церковного лидера в этом документе была неоднозначной. Хотя он назвал демократические протесты «мирными», однако настаивал на том, что «кровь пролилась с обеих сторон». Он призвал «обе стороны конфликта прекратить насилие». Он также предложил «ради скорейшего преодоления кризиса в обществе … безотлагательно созвать экстренный круглый стол, чтобы за ним, а не на баррикадах, решать дальнейшую судьбу нашего Отечества».
Такая риторика предполагала, во-первых, что мирные протесты не были такими уж мирными; что протестующие несут ответственность за насилие в той же степени, что и милиция. Во-вторых, это звучало как осуждение протестов («баррикад») в качестве средства решения «будущего Отечества». И это несмотря на то, что народу не удалось сменить правительство с помощью обычной демократической процедуры выборов, которые были грубо нарушены и сфальсифицированы; несмотря на то, что протесты оставались последним средством, когда другие средства оказались недоступными.
Призыв Кондрусевича к диалогу в форме «круглого стола» был вдохновлен успешным Круглым столом 1989 года в Польше, где Католическая Церковь выступила посредником между авторитарным режимом и оппозицией, что привело к мирной передаче власти и демократизации. Это объясняет, почему сохранение нейтралитета между двумя сторонами конфликта было так важно для Кондрусевича. Какой бы похвальной ни была идея диалога при посредничестве Католической Церкви, она не была переносима и реализуема в условиях белорусского кризиса. Полуосуждение протестов митрополитом Кондрусевичем звучало деморализующе; он был неоправданно слаб в осуждении и предотвращении насилия со стороны милиции.
Первоначальную эскалацию насилия остановил не голос церквей и церковных деятелей, а цепь солидарности белорусских женщин, одетых в белое, с цветами в руках и улыбками на лицах, 12 августа 2020 года. Об этом вспомнил епископ Юрий Кособуцкий [2], обращаясь к белорусским женщинам:
«Вы взяли цветы, вы вышли, вы стали, вы показали всему миру то, что привело в растерянность всех людей. И в нашей стране, и во всех других странах мира. Вы вышли, вы стали махать этими цветочками. Ваши улыбки — вы просто этим всех поразили, все были в шоке. И тот план, который был, например, чтобы проливалась кровь, чтобы была эта война, чтобы крушили витрины — так, как во всех других странах. Там идет толпа, после нее такое, как саранча прошла по полю, ничего не остается. И тогда — ага, можно и войско ввести, и военный режим вводить, всё что угодно. Можно и из соседнего государства войско привести, если есть такие военные действия. Но вы вышли, и вы добром начали побеждать зло. Вы вышли, вы просто своими улыбками — и их стало больше, больше, больше. Почему? Потому что добро привлекает. Потому что, если бы вы вышли и начали биться, сражаться, это не принесло бы того успеха. Принесло успех то, что вы вышли и вы добром своим победили это зло. Вы, может, сами того не зная, вы своим добром победили дьявола, который тоже, наверное, растерялся и не знал, что дальше. Конечно, сейчас он действует и так далее. Потому что он хочет расколоть всех, но вот это добро, оно побеждает».
Благодаря цепям женской солидарности мирный характер протестов стал очевидным и устойчивым. 14 августа 2020 года Кондрусевич сместил акцент и выступил с обновленным, более взвешенным и реалистичным заявлением, адресованным теперь уже представителям государственной власти в Беларуси — «облеченным властью» [3]. В этом заявлении архиепископ поддержал претензии протестующего. Он настаивал на том, что протестующие были «мирными», они были мотивированы желанием «знать правду о состоявшихся 9 августа президентских выборах» и что это право народа «знать правду, которую нельзя приносить в жертву в угоду чьим-то политическим и конъюнктурным интересам». Он также утверждал, что «на улицах наших городов, избиение вышедших на мирные демонстрации людей, которые хотят знать правду, жестокое обращение с ними и содержание в нечеловеческих условиях в местах заключения — тяжкий грех на совести тех, кто отдаёт преступные приказы и творит насилие».
Если в первом заявлении Кондрусевич призвал «обе стороны конфликта прекратить насилие», то во втором он призвал власти «начать конструктивный диалог с обществом, прекратить насилие и незамедлительно освободить всех задержанных на мирных акциях невинных граждан». Более того, 18 августа архиепископ обратился к министру внутренних дел режима Юрию Караеву [4] с просьбой разрешить пастырские посещения задержанных после президентских выборов и освободить всех задержанных; он также попросил о встрече для обсуждения способов предотвращения насилия в будущем. В этот же день он молился у стен изолятора [5] и начал межрелигиозную молитву за разрешение кризисов в Беларуси [6].
Реакция режима на эти действия католического архиепископа последовала вскоре. 31 августа 2020 года ему не разрешили въехать в страну на обратном пути из частной поездки в Польшу под предлогом недействительного паспорта. Комментируя этот инцидент, Лукашенко обвинил лично Кондрусевича и всю Католическую Церковь в Беларуси в работе против государства [7]. В то же время результаты интернет-опроса, проведенного группой «Христианское видение» в январе 2021 года, показали, что почти 99% католиков, включая духовенство, богословов и приходских активистов, которые в основном разделяли повестку мирных протестов, также поддержали обращение митрополита Тадеуша Кондрусевича к Юрию Караеву о милицейском насилии [8].
В сентябре, после запрета на возвращение Кондрусевича в страну, вместо него режим получил другого откровенного лидера Римско-Католической Церкви в Беларуси. Новым голосом церковного руководства стал вспомогательный епископ Юрий Касабуцкий. В интервью от 1 сентября 2020 года он открыто осудил гонения на Католическую Церковь [9]. 5 сентября 2020 года он возглавил общегородской крестный ход в Минске, чтобы привлечь внимание к этим преследованиям. На мероприятии он произнес проповедь, открыто осуждающую милицейское насилие и призывающую к миру, а также восхваляющую белорусских протестующих женщин [10]. Он часто откровенно высказывался в социальных сетях, комментируя отдельные случаи недопустимого насилия, несправедливости и преследований.
Один из таких комментариев особенно возмутил власти. Епископ раскритиковал акт вандализма над народным мемориалом памяти Романа Бондаренко, 31-летнего протестующего, убитому в Минске в ноябре 2020 года бандой сторонников режима. Лукашенко выразил гнев по поводу откровенных высказываний духовенства Католической и Православной Церквей. 18 ноября 2020 года епископа Кособуцкого и пресс-секретаря Белорусской Православной Церкви отца Сергия Лепина вызвали в прокуратуру. Им было вынесено письменное предупреждение. Через неделю Следственный комитет сообщил им о лингвистической экспертизе их постов в социальных сетях. Даже находясь под постоянным контролем и давлением, епископ Кособуцкий продолжал писать в социальных сетях, выражая солидарность с преследуемыми людьми. 18 ноября, после того как он поддержал крупнейшее независимое белорусское СМИ TUT.BY, неизвестные напали на здание курии Минско-Могилевской архиепархии.
Католическая Церковь в Беларуси, ее духовенство, миряне, общины и организации из-за открытой позиции подверглись интенсивным запугиваниям, репрессиям, нападениям и давлению [11].
Реакция Ватикана на белорусский политический кризис: общие слова о диалоге, отказе от насилия, соблюдении справедливости и прав человека
Первая реакция Святого Престола на политический кризис в Беларуси пришлась на первые дни после выборов. 13 августа 2020 года постоянный наблюдатель Святого Престола при Организации Объединенных Наций архиепископ Иван Юркович выступил в ходе дебатов на сессии Совета по правам человека на тему ситуации с правами человека в Беларуси. В начале 2000-х Юркович был апостольским нунцием в Беларуси. Он сказал, что Святой Престол «возобновляет свой призыв к мирному и справедливому разрешению напряженности посредством искреннего диалога, отказа от насилия и соблюдения справедливости и основных прав человека» [12].
Хотя архиепископ призвал власти «проявлять сдержанность и прислушиваться к голосам своих граждан и оставаться открытыми для их справедливых устремлений, обеспечивая полное соблюдение их гражданских и человеческих прав», он, в первую очередь, призвал демонстрантов «выражать их просьбы мирным путем». Это предполагало, что мирный характер протестов должен был быть предпосылкой для того, чтобы власти прислушивались к ним, и возлагало основную ответственность за диалог на протестующих. Призыв к протестующим выражать свои требования мирным путем предполагал, что протестующие поступали иначе, и их нужно было призвать к миру. Эта формулировка фактически поставила под сомнение мирный характер белорусских протестов и, следовательно, сыграла на руку властям. Предъявляя требования в первую очередь к протестующим, не признавая по существу мирный характер этих протестов, ставя мирных протестующих с их законными требованиями и нравственной позицией в один ряд с авторитарным режимом, фальсифицировавшим результаты выборов и имеющим в своем распоряжении репрессивный аппарат и карательные органы, спикер Ватикана предоставил режиму послабление в отношении нарушений прав человека и отказа прислушиваться к требованиям протестующих.
16 августа 2020 г., после воскресной молитвы Angelus на площади Святого Петра, Папа Франциск озвучил [13] свое внимание к «дорогой Беларуси» в связи с «поствыборной ситуацией в этой стране». Папа посвятил Беларусь Мадонне, королеве мира, и призвал к «диалогу, отказу от насилия, уважению справедливости и прав», не называя виновных в политическом кризисе. По сути, Папа дал максимально широкие рамки для интерпретации своих взглядов. Однако принимая во внимание, во-первых, что требования демократического движения основывались на прекращении насилия, восстановлении справедливости и законности, а также на диалоге для транзита власти; и, во-вторых, присутствие на площади Святого Петра представителей белорусской диаспоры с бело-красно-белыми национальными флагами, ассоциирующимися с демократическим движением, и Папой, машущим им со своего балкона, — упоминание Беларуси на Angelus’е может интерпретироваться скорее в пользу демократического движения.
Месяц спустя, после того как архиепископу Кондрусевичу было отказано во въезде в страну, а для решения этого вопроса в Минск отправилась специальная делегация Святого Престола, Папа внес нюансы в свое заявление. Он был скорректирован с учетом заявлений архиепископа Юрковича. На Angelus’е 13 сентября, когда делегация Святого Престола находилась в Беларуси, Папа Франциск подробно остановился на ситуации с демонстрациями протеста, не называя конкретно Беларусь, но, тем не менее, имея в виду ее [14]. Во-первых, он призвал протестующих предъявлять свои требования «мирно, не поддаваясь искушению агрессии и насилия». Во-вторых, он призвал власти «прислушиваться к голосу своих граждан и приветствовать их справедливые стремления, обеспечивающие полное соблюдение прав человека и гражданских свобод». И в-третьих, он призвал церкви «сделать всё возможное» «во имя диалога» и «во имя прощения и примирения».
В случае с Беларусью протестующие действовали в соответствии с призывом Папы: они представили свои претензии в мирной форме. Власти, однако, не гарантировали соблюдение прав человека, не прислушивались и не приветствовали запросы людей. В такой ситуации идея Папы о том, чтобы церкви поддерживали диалог и примирение, была нереалистичной. Две вовлеченные в белорусский кризис стороны — режим и народ — с нравственной точки зрения были неравноправны: одна сторона требовала диалога, а другая уклонялась от него, отвечая на мирные и законные требования репрессиями, насилием и демонтажем верховенства закона.
В конкретном контексте белорусского кризиса намеренно или случайно слова Папы о диалоге и примирении перекликались с предложением Лукашенко от 9 сентября, озвученным в его первом большом интервью российским СМИ с начала политического кризиса: «перевернуть страницу» [15]. Если в середине августа идея диалога продвигалась демократическими силами как средство трансформации политического режима в Беларуси, то в сентябре — после того, как режим начал реконсолидироваться и разворачивать машину репрессий, а лидеры Координационного Совета Беларуси были арестованы либо изгнаны — понятия «диалог» и «примирение» звучали скорее как синонимы свертывания протеста, нормализации ситуации на условиях режима и закрепления статус-кво.
В какой-то степени это было также полуосуждением позиции Кондрусевича, который, в конце концов, вступил в противостояние с режимом Лукашенко и выступал за справедливость, права человека и прекращение насилия; Кондрусевич уловил смысл требований протестующих демократов. Несмотря на то, что слова и действия архиепископа нашли сердечную поддержку среди католических мирян и духовенства, верующих других Церквей (православные миряне организовали флешмоб солидарности с Кондрусевичем), а также демократического движения, сделавшего Кондрусевича одним из своих героев, Ватикан этого не оценил. Это стало очевидным, когда «проблема Кондрусевича» была окончательно решена между белорусским режимом и Святым Престолом незамедлительной отставкой Кондрусевича.
Вскоре умиротворение Ватиканом авторитарного режима стало очевидным и для белорусской диаспоры в Италии. Вспоминая первый Angelus в августе 2020 года, когда они смогли прийти с бело-красно-белыми флагами и встретили теплый прием Папы, белорусы попытались пронести на Angelus большой, в 30 квадратных метров, флаг 8 ноября 2020 года. Выйдя на площадь Святого Петра, представители группы отправились в службу безопасности, чтобы сообщить о флаге и его размерах. После тщательной проверки им сказали, что флаг на площади Святого Петра не пропустят, потому что это «флаг противников Лукашенко», а не государственный флаг. Им также запретили проносить флаги меньшего размера и транспарант со словом «Беларусь». После проверки документов белорусских женщин, в том числе беременных, попросили поднять рубашки, чтобы убедиться, что на их телах ничего не написано. Это сильно огорчило группу [16].
Следующее заявление Святого Престола в отношении Беларуси было сделано после вынужденной посадки рейса Ryanair 26 мая 2020 года. Западные демократии отреагировали быстро и решительно, приняв 21 июня четвертый пакет санкций в ответ на продолжающиеся репрессии и вынужденную посадку самолета Ryanair, «чтобы начать подлинный и инклюзивный национальный диалог с широкими слоями общества и избежать дальнейших репрессий» [17]. Заявление Святого Престола было обнародовано Маттео Бруни, директором Зала печати Ватикана: «Святой Престол внимательно следит за шагами, предпринятыми различными деятелями, которые вовлечены в происходящие в стране события. При этом Ватикан остается верным своему обязательству содействовать достижению демократических и мирных решений в ответ на законные требования белорусского народа» [18].
Эта новая формулировка была более сбалансированной. Во-первых, это было признание «разных субъектов» белорусского политического процесса, в том числе демократических сил, а не только режима. Во-вторых, в заявлении появилась новая квалификация таких сил — «демократические». В-третьих, налицо представление о «законных требованиях белорусского народа» как части политического процесса, что может противоречить интересам режима как чему-то противоположному интересам белорусского народа. Наконец, Ватикан позиционирует себя не только как наблюдатель, который «внимательно следит» за чужими шагами, но и как субъект, содействующий разрешению кризиса, готовый «продвигать» и, следовательно, быть участником процесса.
Дело Кондрусевича: реакция Ватикана
Когда главе Конференции католических епископов Беларуси митрополиту Минскому архиепископу Тадеушу Кондрусевичу 31 августа был запрещен въезд в страну после ряда его заявлений против насилия и в поддержку справедливости, уважения человеческого достоинства и прав, Ватикан не делал никаких официальных заявлений по поводу столь откровенно враждебного действия против Католической Церкви в Беларуси. Вместо этого он выбрал дипломатические средства для урегулирования ситуации. В Минск была направлена делегация во главе с секретарем по связям с государствами Государственного секретариата Святого Престола архиепископом Полом Ричардом Галлахером. Монсеньор Поль Бутнару стал ответственным за специально созданный отдел по Беларуси в Секретариате Святого Престола. В состав делегации входили также архиепископ Антонио Меннини, который был Апостольским нунцием в России в то время, когда архиепископ Кондрусевич руководил Католической Церковью в этой стране; между ними возникали трения.
Делегация находилась в Минске 11-14 сентября 2020 года. Они встретились с министром иностранных дел Владимиром Макеем [19]. Делегация также встретилась с белорусскими католическими иерархами и обсудила, «как поместной Церкви сохранить верность своей идентичности и евангельской миссии, оставаясь при этом эффективным орудием социальной сплоченности» [20].
Первоначально этот визит привел не к возвращению Кондрусевича, а к приезду в Беларусь нового Апостольского нунция. Должность Апостольского нунция в Беларуси была вакантной, хотя в мае 2020 года на эту должность был назначен хорватский дипломат Анте Йозич. Его епископская хиротония всё еще ожидалась с 2019 года: сначала он серьезно пострадал в автокатастрофе в Хорватии, затем последовали связанные с коронавирусом ограничения на массовые собрания. Вскоре после визита делегации Святого Престола Анте Йозич был рукоположен и прибыл в Беларусь. Он стал единственным западным дипломатом, вручившим Лукашенко верительные грамоты как президенту страны в разгар кризиса легитимности режима после спорных выборов 2020 года, тайной инаугурации и продолжающихся репрессий.
В декабре Святой Престол предпринял еще один шаг для решения проблемы Кондрусевича. Спецпредставитель Папы, архиепископ Клаудио Гуджеротти, нунций в Беларуси в 2011-2015 годах, прибыл в Минск на встречу с Лукашенко в присутствии Владимира Макея, которая состоялась 17 декабря. По словам пресс-секретаря Ватикана Маттео Бруни, целью этой встречи было «выразить озабоченность Святейшего Отца сложившейся ситуацией в стране» [21]. Немецкоязычное издание Vatican News связало этот визит [22] с письмом Светланы Тихановской к Папе Франциску, в котором она просила «Ваших святых молитв и Вашего подлинного слова истины и справедливости, которое будет благословением для всех нас». [23].
Однако именно Лукашенко видел себя истинным бенефициаром этой встречи: «Я всегда говорил, что нынешний Папа Римский Франциск, с моей точки зрения — я внимательно наблюдал за его предшественниками, они были неплохими людьми, — но Франциск — народный человек. Вот это меня очень прельщает» [24].
Лукашенко остался доволен результатами переговоров и «счел возможным пойти навстречу просьбе Папы Римского» [25]: Кондрусевич сможет вернуться в Беларусь, «несмотря на ряд негативных моментов, связанных с этой персоной», как отметили в Министерстве иностранных дел. Архиепископ Лукашенко Кондрусевич вернется в Беларусь в канун Рождества. Это решение было принято благодаря «глубокому уважению Лукашенко к Папе Римскому» и «очень тесным, дружеским, личным отношениям» с ним.
По возвращении Кондрусевич не был восстановлен в качестве минского архиепископа. Буквально через несколько дней «Папа Римский Франциск, искренний человек, с любовью и восхищением относящийся к Беларуси», принял его отставку в связи с достижением пенсионного возраста 3 января 2021 года, в день 75-летия архиепископа Кондрусевича. Епископ Казимир Велокоселец, почти на год старше Кондрусевича, был назначен временным администратором Минско-Могилевской архиепархпии. Великоселец оставался на этой должности до сентября 2021 года, когда новым полномочным архиепископом был назначен Юзеф Станевский [26].
Белорусские эксперты Сергей Абламейко и Петр Рудковский пришли к такому же выводу, что, учитывая капитуляцию перед режимом и принятие компромисса, Ватикан выбрал в случае с Кондрусевичем путь наименьшего сопротивления [27].
Чокаться шампанским с диктатором: неоднозначный нунций Анте Йозич
3 ноября, принимая верительные грамоты архиепископа Анте Йозича, Лукашенко торжествующе признал: «Особые отношения связывают Беларусь и Ватикан. На международной арене мы вместе последовательно продвигаем такие важные инициативы, как борьба с торговлей людьми, противодействие насилию в отношении детей, защита традиционных семейных ценностей» [28].
Нунций подтвердил «поддержку Святого Престола на укрепление наших отношений. Буду открытым для диалога и решения вопросов, которые еще остаются открытыми, на благо народа этой страны. Не только Католической Церкви, а всех». Лукашенко перед тем, как радостно чокнуться шампанским с архиепископом Йозичем, похвалил Папу Франциска: «Я бесконечно уважаю его [Папу], я встречался со многими его предшественниками, но это лучший Папа Римский» [29].
В контексте гонений на Римско-Католическую Церковь в Беларуси и дипломатической изоляции Лукашенко со стороны западных демократий, а также на фоне сильных позиций местной католической иерархии, выраженных с начала политического кризиса, этот инцидент во время церемонии вручения верительных грамот нунция возмутил белорусское общество и католиков.
В интернет-опросе, проведенном группой «Христианское видение», 84% католиков и 76% католического духовенства, богословов и приходских активистов, принявших участие в опросе и в основном разделявших повестку демократического движения, были разочарованы поведением нунция во время церемонии [30]. В знак протеста католический диакон Юрий Решетко встал перед Минским архикафедральным костелом с транспарантом «Contradicitur!» [Возражаю!] [31].
Дискуссионными были также действия архиепископа Йозича от имени Римско-Католической Церкви в Беларуси. Хотя он и не был ее представителем, но подписал инициированное режимом обращение к белорусам о мире и примирении. Призыв был направлен на привлечение религиозных организаций к символическим акциям в поддержку Лукашенко и его политики по восстановлению социальной монолитности, укреплению статус-кво и его легитимности как президента, а также подавлению протестов.
В предрождественском обращении белорусские религиозные деятели писали: «Мы обращаем наше слово любви с переживанием к каждому соотечественнику и призываем к миру, к прощению и примирению; призываем забыть обиды и продолжить строить наш общий дом снова и вместе». Обращение подписали митрополит Вениамин (Тупеко) от имени Православной Церкви; муфтий Абу-Бекир Шабанович — от мусульманской общины; представитель движения Хабад-Любавич раввин Шнеер Залман Дойч — от еврейской общины. В отсутствие главы Римско-Католической Церкви в Беларуси митрополита Тадеуша Кондрусевича обращение подписали не местные иерархи, а Апостольский нунций архиепископ Анте Йозич.
Хотя в начале своего пребывания на посту Апостольского нунция деятельность Анте Йозича можно было интерпретировать как поддержку режима, интерес режима к его инструментализации уменьшился, поскольку роль апостольского администратора вместо Тадеуша Кондрусевича принял Казимир Великоселец. Роль лояльного представителя Католической Церкви, поддерживающего Лукашенко, теперь мог сыграть белорусский епископ.
В то же время Анте Йозич проявлял заботу о политзаключенных. 3 июня 2021 года он посетил Ольгу Золотарь, политзаключенную, католическую волонтерку и активистку, мать пятерых детей. Он оставил ей Библию и молитвенник. Золотарь подвергалась пыткам во время ареста и содержания под стражей, ее лишали пастырских посещений и религиозной литературы. 70 католических священников подписали обращение в следственный комитет о прекращении уголовного преследования Золотарь [33].
Во время празднования в честь Белыничской иконы Божией Матери Анте Йозич публично приветствовал освобождение 13 политзаключенных в сентябре 2021 года. Он призвал и дальше способствовать этому процессу «ради национального примирения» [34].
Отношения с демократическими силами
Белорусское демократическое движение пыталось наладить собственную связь с Ватиканом, привлечь внимание Папы к грубым нарушениям прав человека и террору против гражданского общества, враждебным инцидентам против римско-католической общины, ожидая, что Святой Престол возвысит голос за справедливость.
Светлана Тихановская, лидер демократического движения, была первым политическим лидером, который ответил на энциклику Франциска Fratelli Tutti открытым письмом «Братское общество: видение новой Беларуси» [35], приняв приглашение Папы к диалогу. Она обратила внимание Его Святейшества на ситуацию в Беларуси, разделяя присущее демократическому движению видение общественного и политического устройства, основанного на справедливости, любви, солидарности, уважении человеческого достоинства и диалоге. Разделяя призыв Папы к диалогу, Тихановская предложила его в качестве основы для преодоления политического кризиса в Беларуси. Она спросила Папу:
«Но как строить этот диалог? Как требовать справедливости, если одна сторона — та, у которой есть оружие и власть, не собирается ни возвращать украденные голоса, ни восстанавливать справедливость, ни останавливать насилие и репрессии, но предлагает “двигаться дальше”, предлагает “перевернуть страницу”, предлагает смириться с несправедливостью, говоря, что нужно “смотреть в будущее”?» (§249).
Это был запрос Тихановской к Ватикану на более четкую позицию, но ответа она так и не получила. Были и другие письма с подобными просьбами, которые также остались без ответа. Среди них: «От мамы Франтишка к Святому Отцу Франческо» Ольги Северинец, жены православного верующего, христианского политика и борца за жизнь Павла Северинца [36]; от жен и матерей белорусских политзаключенных [37]; от Игоря Лосика, политзаключенного и католического верующего, объявившего голодовку в знак протеста против несправедливости по отношению к нему. В своем письме Лосик призвал Папу возвысить голос не в его поддержку, а в поддержку правды и справедливости в стране [38].
Отец Вячеслав Барок, один из самых откровенных клириков Римско-Католической Церкви в Беларуси и член рабочей группы «Христианское видение», подвергшийся преследованиям за свой блог о ситуации в Беларуси в свете католического учения, также обратился к Папе Франциску в ноябре 2020 года в видеоролике под названием «Папа Франциск, кем Вы видите себя по отношению к Беларуси?» [39]. Как и Светлана Тихановская, отец Барок ссылался на энциклику Fratelli Tutti. Он спросил ее автора, каким — в контексте притчи о добром самаритянине, центральном образе энциклики, — Папа видит себя по отношению к белорусскому народу:
«Цель моего обращения — найти ответ на вопрос: что нам делать, чтобы в Беларуси был мир? Как остановить эту войну?
Я читал Вашу энциклику Fratelli Tutti несколько раз. Я объяснил другим, насколько Ваш посыл актуален для Беларуси. Однако я не могу найти ответ на свой вопрос, как можно вести диалог с теми, кто не хочет диалога. Как возможна «архитектура мира» без диалога? Наш митрополит Тадеуш Кондрусевич был выслан из страны, как только он поднял вопрос о диалоге.
Я теряю веру в то, что те, кто вкусил человеческой крови, могут прийти в себя и заговорить.
При этом тот, кто провозгласил, что «сегодня не до законов», радостно встретился с Вашим посланником в Беларуси архиепископом Анте Йозичем. Пропаганда режима радостно распространяла образ нунция и человека, публично признавшегося в заказе убийства невинных граждан, вместе пьющих шампанское. Для белорусов это было слишком».
Отец Барок не получил ответа от Папы. Однако через две недели его арестовали на десять суток и доставили в тюрьму люди с автоматами и овчарками. После полугода преследований он стал беженцем в Польше.
Ни на одно из многочисленных обращений группы «Христианское видение» официальных ответов из Ватикана не последовало. Представители демократического сообщества регулярно информируют Ватикан о событиях в Беларуси, о случаях неправомерного давления на церкви, религиозных деятелей и мирян, о нарушениях прав и свобод; они сообщают как о самых ярких случаях, так и о тенденциях. Контакты Ватикана с демократическим движением остаются в основном непубличными.
Единственным исключением стала встреча Светланы Тихановской с Апостольским нунцием во Франции Челестино Мильоре, бывшим нунцием в Российской Федерации, которая состоялась в Париже 17 сентября. Обсуждалась возможность визита Тихановской в Ватикан, однако в итоге такого визита не произошло.
Кроме того, деятельность дипломатических представителей, как-то: содействие пастырским посещениям политзаключенных или мониторинг ситуации с правами человека в стране, не является публичной.
Вывод
Белорусское демократическое движение продемонстрировало большие надежды и упования на то, что Папа Римский и Ватикан возвысят свои голоса в безоговорочном осуждении насилия и несправедливости, совершаемых белорусским режимом, и в знак солидарности с белорусским народом. В Беларуси образ политической ориентации Папы и Ватикана до сих пор находится под влиянием Папы Иоанна Павла II, его заявлений и действий в поддержку демократического транзита в Польше в конце 1980-х годов и в знак солидарности с польскими демократами. Это эталон, с которым сравниваются все действия нынешнего Папы и ватиканского истеблишмента. Нейтралитет, мутные формулировки и видимость хороших отношений с режимом привели к растущему разочарованию и недоверию.
Католические богословы критиковали такую стратегию. Например, живущий в Канаде ирландский теолог Дэвид Дин проявляет особый интерес к этой проблеме в связи с его особыми отношениями с лидером демократической Беларуси Светланой Тихановской, которую он знал еще с подросткового возраста. Дин ценит пастырский, а не политический подход Папы. Однако он настаивает на том, что «уступчивость Папы Франциска жестоким диктаторским режимам, таким как белорусский, поддерживает эти режимы и способствует их ужасам». По его словам, стратегия, которая сработала для Бергольо как архиепископа в Аргентине, для Папы оборачивается «идеологическим отвращением к идеологии», что имеет огромные издержки для людей, живущих при тоталитарных режимах, подобных диктатуре в Беларуси, которую он продолжает поддерживать» [40]. Принимая близко к сердцу ситуацию в Беларуси, Дин выражает разочарование в подходе Папы Франциска, особенно в отношении «сделки вокруг архиепископа Тадеуша Кондрусевича» [41], тем более что белорусский режим «является полной противоположностью такого общественного строя, к которому призывает Fratelli Tutti». Почему Папа Франциск не выступил с критикой режима Лукашенко, для Дэвида Дина остается непонятным.
Лукашенко же выражает удовлетворение позицией Ватикана, которую он может использовать в своих интересах. Пока Светлана Тихановская просит ответов у Папы, Лукашенко в обращении к Папе Франциску благодарит его за «достигнутый уровень взаимопонимания, позволяющий находить решения любых вопросов в атмосфере доверия» и за «бескорыстную помощь и готовность к компромиссу, которые свидетельствуют, что Святой Престол заботится о белорусских верующих, заинтересован в укреплении общества» [42].
Ссылки
[1] Обращение архиепископа Тадеуша Кондрусевича в связи со сложной общественно-политической ситуацией в Беларуси, 11.08.2020, https://belarus2020.churchby.info/obrashhenie-v-svyazi-so-slozhnoj-obshhestvenno-politicheskoj-situaciej/
[3] Обращение архиепископа Тадеуша Кондрусевича к представителям государственной власти Республики Беларусь, 14.08.2020, https://belarus2020.churchby.info/obrashhenie-k-predstavitelyam-gosudarstvennoj-vlasti/
[7] https://www.interfax.ru/world/724066
[11] Natallia, Vasilevich. Persecution of the Catholic Church, Clergy and Laity in Belarus, https://belarus2020.churchby.info/persecution-of-the-catholic-church-clergy-and-laity-in-belarus/
[15] https://russian.rt.com/ussr/news/818401-grazhdane-belorussiya-lukashenko
[16] https://www.facebook.com/100002569450259/posts/3354393474656268/?d=n
[18] https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2021-06/zayavlenie-zala-pechati-o-belarusi.html
[23] https://tsikhanouskaya.org/en/events/news/f46df99254de4dd.html
[25] https://mfa.gov.by/press/statements/a1d467f90fa0d4c0.html
[26] https://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2021/09/14/0570/01230.html
[27] https://belinstitute.com/be/article/adstauka-arcybiskupa-kandrusevicha-kampramis-ci-kapitulyacyya
[31] https://t.me/christianvision/69
[33] https://belarus2020.churchby.info/christian-vision-statement-volha-zalatar/
[35] https://belarus2020.churchby.info/sviatlana-tsikhanouskayas-letter-to-the-holy-father-francis/
[36] https://belarus2020.churchby.info/from-mum-of-francisak-to-holy-father-francesco/
[37] https://belarus2020.churchby.info/belarusian-political-prisoners-wives-and-mothers-wrote-a-letter-to-pope-francis/
[39] https://www.youtube.com/watch?v=CajfYcdOQzg
[40] https://www.daviddeane.org/post/a-dictator-friendly-pope-lukashenko-and-pope-francis
[42] https://president.gov.by/ru/events/pozdravlenie-pape-rimskomu-francisku