Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Работаем, сестры. Как минские монахини помогают убивать

Работаем, сестры. Как минские монахини помогают убивать

Placeholder

Кажущиеся кликбейтность и гиперболизация первой части названия статьи хотелось бы, чтобы были именно кажущимися. К сожалению, фраза «работаем, сестры» действительно была замечена в телеграм-канале волонтерской группы одного женского монастыря в РФ, которая занимается помощью российской армии. Эта фраза служит парафразом выражения «работайте, братья», служащего девизом российских (и белорусских тоже) силовиков. Поскольку это выражение часто использовалось в случае силовых операций, международным сообществом осужденных из-за злоупотреблений насилием или военных преступлений, коннотации призыва получились заметно отрицательными. Лозунг «работайте, братья» сопряжен с избиениями и изнасилованиями, пытками и угрозами убийства и тому подобным.

«Работайте, сестры», понятно, еще не обрело такого окраса. И в этом, быть может, содержится определенное коварство. Монахини не могут убивать. Не для этого женщины приходят в монастырь. Не это они ищут, стучась в двери обители. Однако что-то происходит, когда под именованием служения Богу начинается совершаться то, что на деле является тыловым обеспечением войны. Именно этому и посвящено данное исследование. А точнее, как «работают сестры» Свято-Елисаветинского монастыря (далее СЕМ) в Минске, или иначе, как белорусские монахини, насельницы и волонтеры участвуют в том, что способствует войне в Украине и массовому убийству мирных людей.

Идеологическая поддержка войны в Украине

Пожалуй, этот раздел должен бы быть последним. Но в данном случае лучше сразу начать с контекста. Именно он позволит прояснить, чем руководствуются (или хотя бы, как объясняют себе) монахини, ведущие сбор помощи военным, участвующим в захватнической войне в Украине.

Духовник монастыря, протоиерей Андрей Лемешонок, благодаря регулярным выпускам бесед с ним на youtube-канале обители оставил много свидетельств своего отношения к событиям в Украине (а видеоканал монастыря имеет на сегодня около 315 тысяч подписчиков, суммарное число просмотров опубликованных роликов составляет около 40 миллионов). К примеру, выпуск передачи «Вторник с Батюшкой» за 1 марта 2022 года, вышедший спустя несколько дней после февральского вторжения России в Украину, частично посвящен именно этому событию. Заимствуя известные пропагандистские штампы, используемые для оправдания оккупации Украины («8 лет бомбят Донбас»), священник придает им дополнительный манипуляционный «православный» дискурс. В частности, он утверждает, что нынешняя война случилась неизбежно, поскольку православию объявлена угроза со стороны Запада (в действительности, именно российские войска в результате своего вторжения разрушили огромное количество православных храмов, принадлежащих Украинской православной церкви).

Беседа от 4 октября 2022 года своим названием подсказывает часть тем, которые в ней раскрывает священник — «Что же, я буду дезертиром?». Действительно, в этом выпуске священник осуждает молодых людей, бегущих в Беларусь от объявленной в конце сентября в России частичной мобилизации. А тех, кто идет воевать, он поддерживает; клириков же, отправившихся в зону боевых действий для духовного окормления российских военнослужащих и погибших там, называет святыми.

В беседе неделей позже он подчеркивает, что на проскомидии молится за Александра, Владимира и двух Сергеев, отвечая на вопрос о молитве за президентов (в этим именах легко угадывается руководство Беларуси и России); в ней же он повторяет аргумент с отсылкой на разных старцев и подвижников, что не Россия начала войну, а против России ополчился весь мир, который ей и объявил войну.

Помимо ясно выраженной милитаристской позиции духовника есть еще средства манипуляционных воздействий на сотрудников монастыря и им сочувствующих: это интервью и исторические ролики, опубликованные на том же youtube-канале и сайте обители. Инициативу в этом держит инок монастыря Сергий (Михнюк). В качестве ведущего он выступил с так называемыми разоблачениями, посвященными теме событий, предшествующих Великой Отечественной войне. Цикл передач под названием «Правда и ложь о Великой войне» призван предотвратить ревизионистские теории о причинах начала войны. Цикл был запущен еще в 2021 году с благословения прот. Андрея Лемешонка. При этом на записанном им выступлении с благословением священник демонстративно использует георгиевскую ленточку, служащую подтверждением пророссийскости его взглядов. Следует отметить, что в Беларуси использование этой ленточки не имеет поддержки и среди госаппарата: она не запрещена, но и не распространена на событиях, посвященных памяти ВОВ. Беглый анализ цикла передач (в настоящий момент плейлист содержит 7 роликов вместе с выступлением Лемешонка) позволяет выявить пропагандистский стиль автора. Он не только обслуживает российскую модель исторического восприятия советско-германских отношений, предшествующих нападению Германии, но делает это с эксплуатацией православного фона (регулярным подчеркиванием «святости» Великой войны).

Кульминацией этих передач стало интервью с протоиереем Александром Романчуком, председателем Синодальной исторической комиссии БПЦ. Эта беседа не вошла в плейлист, хотя содержательно полностью вписывается в тематику. Интервью взято тем же иноком Сергием (Михнюком) и озаглавлено «Великая Отечественная война: пересмотр итогов. Возрождение нацизма»: своим названием оно сразу позволяет понять, что итогом исторических передач монастыря служит убеждение зрителя в том, что на Западе, а также (и особенно) в Украине возрождаются нацизм и фашизм (авторы, слабо осведомленные в теме, путают иной раз содержание терминов). Собеседник инока в интервью прямо заявляет о расцвете нацизма и фашизма в Украине, чем собственно и готовит почву для оправдания вторжения России в Украину.

Дополнительным подтверждением пророссийскости взглядов духовника обители и некоторых послушниц служит их участие в акции «Бессмертный полк» в Минске. Монахини, возглавляемые духовником, прошли по проспекту Независимости с иконами, фотографиями ветеранов, при этом у других участников шествия были и советские флаги и даже портрет Иосифа Сталина. Видеоотчет участия опубликован на youtube-канале монастыря. Тут следует уточнить, что к этой акции настороженное отношение даже у белорусских чиновников: в некоторых областных центрах администрация не согласовывает ее проведение.

Сборы гуманитарной помощи Донбассу

На сайте Свято-Елисаветинского монастыря под тегом «Донбасс» отыскивается не менее 12 статей, где сообщается, что по меньшей мере с 2016 года насельники и работники обители участвуют в гуманитарной помощи «мирным жителям» Донбасса. На самом деле монастырь включился еще раньше — уже в 2015 году известно о двух проектах: привозки детей из Донецкой и Луганской областей на оздоровление в Беларусь и доставки гуманитарной помощи на территории, пострадавшие от боевых действий. Гуманитарный характер помощи и мирный характер ее адресатов настоятельно подчеркивается в заметках на сайте. Первый проект курировала Анастасия Лобода. Руководителем же второго направления в монастыре — а оно так и называется «Помощь Донбассу» — является военный прозаик из Минска Николай Гаврилов. Его книги имеют гриф одобрения ИС БПЦ. А в том самом злополучном 2014 году одна из его книг «Разорвать тишину» становится лауреатом премии «Имперская культура» (в номинации «проза»), основанной Союзом писателей России.

«Мы едем туда, где нужна помощь» (часть 1) / Сайт Свято-Елисаветинского монастыря

Эта сторона деятельности монастыря могла бы быть незамеченной в контексте темы и даже воспринята со знаком «плюс» (разве в гуманитарной помощи нуждающимся людям, жертвам войны, переселенцам и беженцам есть что-то дурное?). Но из интервью Николая Гаврилова, опубликованного на сайте и составленного в том числе и из его заметок в авторском телеграм-канале, выявляются классические пропагандистские нарративы (о подготовке ВСУ к нападению на Россию до февраля 2022 года, о войне России с Западом, а не с Украиной, о тотально-языческом вероисповедании военных полка «Азов» и зверствах ВСУ во время боевых действий).

Политические взгляды, поддерживающие сепаратизм, не могут быть простительны волонтеру, через гуманитарную помощь оказывающему услуги ему самому — сепаратизму. Освобождение Донбасса невозможно без помощи Донбасса — увы, такой мотив прослеживается в интервью координатора.

Ряд дополнительных аргументов лишь подтверждает этот вывод.

К примеру, в Витебске с 15 по 26 июня 2022 года проходил международный православный Покровский фестиваль «Радость», где помимо собственно фестивальной программы различные монастыри и приходы участвовали в ярмарке. СЕМ выставил там отдельную палатку для сбора «помощи жителям Донбасса». На палатке указан пророссийский тег-лозунг, используемый в настоящее время в войне в Украине — #своихнебросаем.

Фестиваль «Радость» глазами читателя / vitebsk.biz

Использование этого лозунга было замечено и при проведении с 8 по 16 октября этого года на территории духовно-просветительского центра «Ковчег» в СЕМ такого же фестиваля: он виден как на наружной вывеске штендера, так и на лицевой стене ящика для сбора пожертвований.

В Минске в шестой раз проходит ежегодный православный Покровский фестиваль / sputnik.by

Описывающее проведение фестиваля российское агентство Sputnik подчеркивает, что в рамках фестиваля также проходит фотовыставка «Непокоренный Донбасс» из работ военных корреспондентов Минобороны России. Такой визуальный фон мероприятия создает атмосферу поддержки организаторами российской стороны военных действий в Украине.

Что собирает волонтерская группа в качестве гуманитарной помощи? По тексту на баннерах и щитах можно выделить 4 категории: продукты питания (детское питание, чай, кофе, консервы, лапша и прочие продукты быстрого приготовления), средства гигиены (подгузники, прокладки, шампуни, мыло, зубные щетки и пасты и т. п.), медикаменты, хозяйственные нужды (свечи и спички).

С марта этого года в официальном телеграм-канале СЕМ публикуются ежемесячные отчеты работы группы Николая Гаврилова: куда и какая помощь была доставлена на оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей.

Сборы помощи военным

Православные волонтерские группы, помогающие российским военным, появились сразу после начала боевых действий в феврале 2022 года. Одной из таких активных инициатив является коллектив, созданный при женском монастыре св. равноапостольной Марии Магдалины в с. Никольское (Должанский район Орловской области), принадлежащем Ливенской епархии РПЦ. Группа действует с благословения настоятельницы монастыря монахини Марфы (Лоджанской), а координирует волонтеров монахиня Евгения. Телеграм-чат (а по сути канал, так как в нем невозможно комментирование) волонтерской группы под названием «Помощь братьям (спецОперация)» был создан в апреле 2022 года. По состоянию на 4 ноября в нем более 1600 участников. В этом чате и было замечено выражение «работаем, сестры», вынесенное в заглавие статьи. Монахиня Евгения подробно рассказывает о деятельности своих волонтеров в интервью на телеканале «Балашиха ТВ».

Именно ей и принадлежит роль в привлечении СЕМ к этой же деятельности — адресной помощи российским военнослужащим, принимающим участие в войне в Украине. В августе 2022 года в СЕМ монахиня Александра с благословения прот. Андрея Лемешонка собирает группу волонтеров из насельниц и трудников, которая занимается выполнением задач, поставленных российскими коллегами. Белорусская группа тоже именуется «Помощь братьям».

Чтобы понять, какие задачи выполняет белорусская группа, достаточно взглянуть на соответствующие баннеры и отчеты из орловской группы.

3 направления помощи выделены для минских сестер:

1. Вещи из списка необходимого
В списке необходимого на 01.11.22 значились:

  • Противовирусные и противопростудные лекарства;
  • Мужские вещи (можно б/у, в хорошем состоянии):
    • водолазки, белье флисовое (теплое, мягкое);
    • теплые свитера (не синтетика);
    • носки, перчатки;
    • шапки, балаклавы;
    • сапоги с утеплителем.
  • Простыни плотные;
  • Халаты медицинские.

2. Денежные пожертвования

3. Письма поддержки солдатам

При этом отдельно было указано, что денежные пожертвования предпочтительные вещей, так как на собранные деньги можно купить «более серьезное обеспечение на фронт». В действительности в телеграм-чате орловской группы рядом с упоминанием СЕМ фигурирует, к примеру, сбор на тепловизоры. Известно, что раз в две недели монахини передают собранное в Москву, где дальше уже распределяется переданное. В записках, сопровождавших конверты с деньгами, было написано, к примеру, «на бронежилеты и каски».

Письма солдатам ободряющего содержания подписываются как «Дорогому солдату из Белой Руси» или «Дорогому солдату из Белоруссии». Российские сестры благодарят белорусских время от времени за передачи, есть слова благодарности и от военных, отдельно упоминающих СЕМ в качестве адресата признательности.

Белорусское издание «Зеркало» дозвонилось до координатора минского проекта «Помощь братьям» инокини Александры, чтобы расспросить ее о мотивах. Однако та, признав свою руководящую роль в этих сборах военных, поспешила сообщить, что ее волонтеры не поддерживают войну, а просто помогают нуждающимся и мол точно так же могли бы помогать и украинским военнослужащим. У такой странной логики есть простое объяснение: монастырь, имеющий большие связи с западным зарубежьем, не может позволить себе открыто заявлять о спонсировании военных действий. Этим объясняется и отсутствие рекламы проекта на всех публичных площадках СЕМ: сайте, соцсетях и youtube-канале.

Этим летом СЕМ уже пережил скандал на этой почве: норвежские СМИ, узнав, что работницы монастыря участвовали в ярмарках на территории некоторых церквей в Осло, раскритиковали эту деятельность. В то время СЕМ еще не занимался прямым спонсированием войны (по крайней мере, в той мере, которая стала известна сейчас). Но благодаря своему духовнику он уже тогда имел репутацию духовного центра, поддерживающего захватническую войну в Украине. Такая скандальная известность плохо сказывается на торговле обители, имеющей свои площадки и связи не только в России.

Если российский телеграм-чат публичен (отыскивается через поисковый запрос), то минский не спешит афишировать себя (особенно после появления сведений в прессе о поддержке монастырем войны). Так обитель оказалась между двух наковален: желая поддерживать войну в Украине, она не хочет нести ответственность за исполнение своего желания.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава