Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Прошение сектоведа Олега Нагорного к митрополиту Вениамину

Прошение сектоведа Олега Нагорного к митрополиту Вениамину

Прошение сектоведа Олега Нагорного к митрополиту Вениамину
Аўтар
Incognito

ОлегНагорный

Православный христианин, бывший преподаватель приходской школы, учился в МинДС, занимается практическим сектоведением.

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему Вениамину,

Митрополиту Минскому и Заславскому,

Патриаршему Экзарху всея Беларуси

Нагорного Олега Григорьевича 

прошение.

Действия Вашего Высокопреосвященства и отдельных архиереев Белорусской Православной Церкви в последнее время порождают недоумение у меня и значительной части знакомых мне православных мирян и священнослужителей. Вплоть до того, что некоторые заявляют, что им сегодня стыдно быть православными. Других удерживает в БПЦ осознание, что не смотря на нравственно сомнительную политику церковной администрации здесь находится единственная подлинная Евхаристическая Чаша. Но многие, не успев вникнуть в глубины экклесиологического и сотериологического учения Церкви и укрепиться в вере, заявили о том, что покидают БПЦ.

Личное впечатление подтверждают данные исследования ZOiS (немецкого Центра восточноевропейских и международных исследований), которым после августа 2020 года зафиксирована «массовая потеря доверия на 25%» в отношении Православной Церкви в белорусском обществе /https://clck.ru/VGhqs/. И, к прискорбию, Ваши действия попали в топ событий с участием православных деятелей, вызвавших негативную оценку у профессиональных служителей и обычных мирян, принявших участие в исследовании «Народного опроса» /https://clck.ru/VGhqD/.

Многие из разочарованных, но остающихся в Церкви, моих знакомых не могут адресовать недоумения Вам открыто, опасаясь репрессий и произвола со стороны началия и священноначалия. (К сожалению, реалии таковы, что у рядового священника или преподавателя православного учебного заведения почти нет эффективных инструментов для защиты себя от произвола правящего архиерея или руководителя духовной школы.) Поэтому в этом прошении озвучены не только мои вопросы.

Прошу проявить терпение и вдумчивость к данному прошению не смотря на то, что оно превышает обычный для таких документов объём (за что нижайше прошу меня простить).

Одна из тем, используемых мной в сектоведческой работе для формирования разочарования в теократическом характере руководства секты Cвидетелей Иеговы, является поведение в отношении Третьего Рейха. В частности, «Общество Сторожевой башни» пыталось снискать расположение руководства нацистской Германии, а также намеренно замалчивало преступления, уже известные всему миру.

Так, в письме «глубокоуважаемому господину рейхсканцлеру» Адольфу Гитлеру, которым сопровождалась принятая на Берлинском конгрессе Свидетелей Иеговы «Декларация фактов», говорилось: «Бруклинский президиум Общества Сторожевой Башни в прошлом и сегодня в значительной степени имеет прогерманскую настроенность… Президиум нашего Общества в последние месяцы не только отказался принимать участие в распространении измышлений о якобы происходящих в Германии зверствах, но, напротив… те круги, которые организуют в Америке распространение сведений о якобы происходящих зверствах (евреи-коммерсанты и католики), одновременно являются непреклонными гонителями работы нашего Общества и нашего президиума….» И ещё: «Учитывая чисто религиозные неполитические цели и устремления Исследователей Библии, необходимо сказать, что они находятся в полном согласии с сегодняшними целями национального правительства Германской империи…».

Благодаря публичным действиям и заявлениям Вашего Высокопреосвященства и некоторых других правящих архиереев, которые демонстрируют лояльность режиму Лукашенко и игнорируют многочисленные публикуемые данные о преступлениях против человечности, у обратившихся в Православие экс-сектантов возникает впечатление дежавю. (Некоторые такие данные подтверждены спецдокладом ОБСЕ в рамках «Московского механизма» по ситуации в Беларуси ещё в ноябре 2020 года /https://www.osce.org/odihr/469539/, другие продолжают находить подтверждение в новых расследованиях.)

В ответ мне приходится ссылаться на документ, принятый Архиерейским собором РПЦ в 2008 году — «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» в котором, помимо прочего, говорится:

«С древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации… Точно так же и сегодня мы призваны ревностно – не только на словах, но и на деле – заботиться о сохранении прав и достоинства человека».

И далее:

«Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить следующие области:

<…>

– охрана личности от произвола лиц, облеченных властью, и

работодателей…;

– защита жизни, свободного выбора и достояния людей в ходе

межнациональных, политических, экономических и социальных

конфликтов;

<…>

– забота о справедливом экономическом и социальном устройстве

общества;

– недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над

ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование

современных технологий и политических манипуляций;

– воспитание уважения законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;

<…>»

В свете этого документа ожидаемо, что Белорусский Экзархат будет прилагать усилия для защиты людей от произвола режима, поддержит требования граждан, направленные на защиту свободного выбора и человеческого достояния, встанет на защиту жизни и здоровья убиваемых и подвергаемых безнаказанному бесчеловечному обращению, возвысит свой голос и авторитет против установления в стране тотального контроля над человеческой личностью, мировоззренческим выбором и частной жизнью и т. д. Другими словами, что Церковь использует доступные и приемлемые для себя инструменты для противодействия установлению в Беларуси бесчеловечной правой диктатуры, использующей методы насилия и террора против гражданского населения.

В начале гражданского противостояния Синоду БПЦ было «уже известно о двух смертях и множестве раненных в столкновениях, в том числе сотрудников правоохранительных органов при исполнении служебного долга; избитых и искалеченных в изоляторах временного содержания». Синод тогда категорически осудил «насилие, пытки, унижения, безосновательные задержания, экстремизм во всех его формах и проявлениях, ложь и вероломство». Синод выражал надежду, что «руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость — предаст законному Суду и осуждению».

Вместе с тем от лица Белорусской Церкви Синод заявлял о её политическом нейтралитете: «Православная Церковь всегда была и будет вне политики. Мы не делим людей по партийному признаку или убеждению, не занимаемся пропагандой в пользу любых политических партий и лидеров, доктрин и режимов. Дело Церкви — не разделять, а объединять людей, для всех быть всем, чтобы спасти хотя бы некоторых, к чему призывает нас апостол Павел (1 Кор. 9:22)».

С тех пор режим, по оценке существенной части православных христиан, не остановил репрессий, насилия. Последними изменениями в Законодательстве даже пытается легализовать право на аморальное обращение с гражданами. А вместо привлечения к ответственности тех, кто проявил жестокость, насилие, пытки, усилил меры по их безнаказанности: не расследовано ни одного из многочисленных обращений граждан о превышении полномочий и силы, пытках и насилии, а сотрудники силовых ведомств теперь выступают даже в судах как анонимы, что не даёт возможности стороне защиты проверить на достоверность показания свидетелей обвинения…

11 августа неизвестным в штатском в затылок застрелен Геннадий Шутов (умер в больнице). Стрелявшим, как выяснилось в суде, оказался военнослужащий из Марьиной Горки Гаврилов, каким-то не укладывающимся в Право образом привлечённый к охране общественного порядка вместе с сослуживцем Голицыным. Опубликованное в СМИ видео опровергают официальную версию о том, что Шутов и его спутник сами подошли к военнослужащим в штатском и пытались напасть на них /https://youtu.be/yzQS1YauLfg/. Именно люди «в штатском» целенаправленно идут к скамейке с Шутовым и Кордюковым, затем достают оружие и стреляют Шутову в затылок. Кордюков успевает убежать, хотя вслед ему тоже звучат выстрелы. Не смотря на это вместо осуждения убийцы Шутова фемида режима признала виновным убитого и дала 10 лет усиленного режима свидетелю убийства и пострадавшему от неправомерных действий анонимных граждан в штатском Кордюкову. Следственный комитет Беларуси отказался возбуждать уголовное дело об убийстве силовиками Геннадия Шутова.

Аналогично 19 февраля СК обнародовал отказ в возбуждении дела об убийстве минчанина Александра Тарайковского, который, как показывает видеозапись, не выказывал никакой агрессии, наоборот мирно стал подняв руки, чтобы продемонстрировать, вероятно, что не представляет угрозы, но был в упор расстрелян силовиками /https://youtu.be/UsZpw7N_iHk/.

Смерть художника Роман Бондаренко (к слову расписывавшего трапезную в Жировицком монастыре, о чём там имеется памятная табличка),  по всей видимости избитого до смерти защитниками режима, госорганы и госСМИ пытались подать как смерть пьяного в ходе бытовой разборки. И только благодаря врачу и журналистке были опубликованы доказательства, что Бондаренко был трезв. За что врач и журналистка получили приговоры от белорусской фемиды. (Не смотря на то, что мать, как законный представитель Романа, заявила о разрешении на публикацию этих данных.) А вот виновные в смерти Бондаренко до сих пор на свободе, хотя группа бывших белорусских силовиков заявила, что благодаря полученным аудиозаписям и биллингу номеров мобильных телефонов им удалось достоверно установить круг лиц, причастных к убийству. Результаты расследования ими были обнародованы…

О том, что противники режима в местах заключения содержатся в условиях, которые международные структуры и документы признают пытками, полагаю, Вам могут подтвердить в Синодальном отделе по тюремному служению. К слову, не смотря на официальное отрицание наличия политзаключённых, по многочисленным публичным свидетельствам в пенитенциарной системе прекрасно отличают «политических» от «уголовников», что выражается в создании для первых особенно невыносимых условий пребывания, нарушающих официальные нормативные требования к содержанию заключённых. Кроме того, в шкловской колонии взяли на вооружение метод нацистов, которые евреев в своё время помечали жёлтыми звёздами Давида. Только тут помечают жёлтыми бирками политзеков. Об этом рассказал в сообщении на волю политический узник колонии Витолдь Ашурк накануне загадочной смерти от остановки сердца (по официальной версии, вопреки утверждению родных, что никакими проблемами со здоровьем сердечно-сосудистой системы не страдал).

Всё это я напоминаю с целью не дать возможности голословно утверждать, что со времени принятия Заявления Синода БПЦ в действиях режима что-то из того, о чём печаловался Синод, изменилось в лучшую сторону.

Одновременно режимные СМИ дегуманизируют оппонентов режима, ложно представляя террористами, фашистами, врагами Беларуси… Вместо честной ретрансляции подлинных требований (освобождение политзаключённых; возвращение верховенства Права; проведение новых транспарентных выборов в строгом соответствии с буквой и духом Конституции и Избирательного кодекса) приписывают желание свергнуть власть незаконным путём и развалить страну, продав мифологическому чудовищу злонамеренного Запада. Другими словами, на взгляд многих православных христиан, сеют вражду и рознь по политическим и идеологическим мотивам, настраивают одних граждан против других, подталкивая к обострению гражданского конфликта.

Поэтому возникает необходимость спросить Вас почему вместо гуманитарной деятельности по предотвращению создания в Беларуси милитаризированной репрессивно-тоталитарной диктатуры правового типа своим участием в её пропагандистских мероприятиях, заключением соглашений с запятнавшими себя соучастием в её аморальных действиях структурами, Вы втягиваете Церковь в её поддержку и легитимацию? Почему вы ведёте себя в общественном пространстве так, что создаётся устойчивое впечатление Вашей моральной поддержки стороне, инициирующей, по мнению значительной доли граждан, правовой беспредел, насилие, разжигание розни и ненависти? Ведь тем самым Вы используете авторитет Церкви не для объединения, а для разъединения верующих православных белорусов в нарушение установок, заявленных Синодом.

Также вызывает недоумение тот факт, что Вы, вопреки заявлению Синода БПЦ о политическом нейтралитете Церкви, общаетесь с гражданином Лукашенко как легитимным президентом, хотя доказательств своей легитимности этот гражданин до сих пор не предоставил. В избирательный процесс белорусское общество вошло с рекордно низким доверием к ЦИК. По официальным данным Института социологии НАН на апрель 2020 года рейтинг доверия Лукашенко в Минске составлял 24%, а Центризбиркому — 11,1%. С таким доверием ЦИК любой официально озвученный им результат электоральной кампании можно считать заочно нелегитимным. Позже открытые независимые социсследования и экзит-пулы были под фактическим запретом (а все не официальные вне зависимости от страны и интересов заказчика показывают либо победу Тихановской, либо вероятность второго тура). Наблюдатели не имели физической возможности убедиться в достоверности подсчёта голосов. ЦИК не опубликовал фотокопии протоколов по участкам. А Лукашенко, обещавший пересчитать голоса открыто в ходе выступления на МТЗ, где был встречен громогласным «Уходи!» /https://youtu.be/DFmQvygj_mo/, так этого и не сделал. Беспрецедентно массовые мирные протесты против фальсификации (по словам представителя Британского исследовательского центра Chatham House в пропорциональном отношении к населению — рекордные в мире в 2020 году /https://youtu.be/GrIeFKD2E4w?t=719/) свидетельствуют, что официальные итоги не вызвали доверия в обществе.

Быть может у Вас есть какие-то эксклюзивные данные, подтверждающие легитимность гражданина Лукашенко в качестве избранного президента, которых нет у общества? В таком случае прошу рассказать нам, членам БПЦ, на каком основании от имени Белорусской Церкви Вы взаимодействуете с гражданином Лукашенко так, как будто он легитимный президент? Почему не придерживаетесь нейтралитета в условиях общественного конфликта вокруг легитимности и не воздерживаетесь в официальных сообщениях и действиях от признания за ним этой должности до тех пор, пока легитимность не будет объективно подтверждена?

Если же неизвестных общественности подтверждающих легитимность гр. Лукашенко свидетельств у Вас нет, то прошу объяснить, почему вы потворствуете нарушению гр. Лукашенко принципа, высказанного апостолом Павлом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям… Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (К Римлянам 13:1)? Да и сами не проявляете покорность «высшим властям», отказавшим гр. Лукашенко в легитимности?

Напомню, что в нашем государстве не монархия, а народовластие: демократическая республика. И верховной властью здесь является не монарх или президент, а народ, что отражено в статье 3 Конституции Республики Беларусь:

«Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

Президент, таким образом, это нанятое высшим властителем — Народом — лицо для представления интересов нанимателя. Но оно уполномочено исполнять эти обязанности до тех пор, пока способно доказать свою легитимность. В условиях нелегитимности получается, что гражданин Лукашенко узурпировал власть вопреки воле высших властей. А Вы, подыгрывая самоназначенцу, потворствуете нарушению апостольского принципа из Римлянам 13:1,2.

Для меня и многих моих единоверцев, утративших доверие к Вашей государственно-церковной политике, всё выглядит именно так. Если мы ошибаемся, то хотели бы получить аргументированный ответ почему и объяснение как обстоит дело в реальности.

Перед следующими вопросами уместно вспомнить, что церковнославянский текст Римлянам 13:1б, который грамматически ближе к греческому оригиналу, выглядит так: «…несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть».

Богослужебный текст сохранил условную частицу «если» (греч.: εἰ) и союз γάρ (греч.: ведь; потому, что; в самом деле), который переведён как «бо». Автор древнего латинского перевода, Вульгаты, блаженный Иеронимом Стридонский читал Римлянам 13:1б также: «…non est enim potestas nisi a Deo…» [Буквально: «не есть в действительности власть, если не от Бога…»].

Кроме того, в греческом тексте стоит предлог не από (от), но υπό: внизу, под. «Конечно, этот предлог часто выражает происхождение. Власть действительно от Бога, да. Но сказать, что «власть от Бога», это всё равно, что ничего не сказать. Ведь всё от Бога происходит… — говорит архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в одной из лекций, — Всё от Бога, всё в нем имеет начало. Это трюизм. Тут использован другой предлог, который указывает не просто происхождение, но и подчинение, иерархию. Вспомним, например, апостол говорит: «Мы все под грехом», используя тот же предлог. То есть мы все – рабы греха… Вот этот предлог всегда обозначает соотношение иерархии: кто ниже, кто выше. Поэтому «всякая власть от Бога» ‒ это не совсем так. Всякая власть подчинена Богу. Бог – господин власти. Она, как дальше и сказано, – «его рабыня».»

Стихи 3 и 4 действительно поясняют, что властители суть Божии слуги, богоустановленной задачей которых является наказание за зло и поощрение добра. То есть этот отрывок не только показывает основания для подчинения властям, но и полагает пределы восприятия власти как Божьего слуги, то есть пределы подчинения ей.

«При отсутствии справедливости — что такое государство, как не простая разбойничья шайка», — пишет преподобный Августин Иппонийский.

Ещё сильнее выражается преподобный Иосиф Волоцкий:

«Царь «есть Божий слуга» (Рим. 13, 4), для милости и наказания людям. Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи… — такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: «Пойдите, — говорит Он, — скажите этой лисице» (Лк. 13, 32)… И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан. 3, 32). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению».

Принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви документ «Основы социальной концепции РПЦ» предупреждает:

«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».

Он также поясняет:

«В тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился… Иными словами, человеческий закон никогда не содержит полноту закона божественного, но чтобы оставаться законом, он обязан соответствовать богоустановленным принципам, а не разрушать их».

И ещё:

«Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны. Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения».

В интервью для пропагандисткой передачи «Марков. Ничего личного» на ОНТ в том виде, как оно попало в информационное пространство, Ваш комментарий на вопрос о религиозном смысле «Года единства» создаёт впечатление, что вы рекомендуете прилагать нормы личной и семейной нравственности к сфере общественной морали. Но разве подставить левую щёку Христос предписывает не тогда, когда обижают тебя, а не ближнего (От Матфея 5:39)? Разве когда зло касается уже не только тебя лично не стоит выразить любовь к ближним, встав на их защиту: полагая за них душу свою (От Иоанна 15:13)? Святой Митрополит Московский Филарет (Дроздов) хорошо понимал, что к разным сферам приложимы разные нравственные принципы, чего не почувствовалось в Вашем ответе пропагандисту режима. В «Слове в неделю 19-ю по Пятидесятнице» святитель ёмко резюмировал: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша».

В связи с упомянутыми выше обстоятельствами и доводами прошу ясно и недвусмысленно обозначить Свою позицию как предстоятеля Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви по следующим вопросам:

  1. Являлось ли грехом нарушение законодательства фашистской Италии и национал-фашистской Германии ради сохранения христианской совести, побуждающей к деятельной любви к ближним и Отечеству?
  2. Христиане фашистской Италии и национал-фашистской Германии по нормам Православной нравственности должны были молча и смиренно прощать (к слову, христианское прощение и попустительство, безнаказанность не одно и то же) зверства упомянутых режимов и лишь смиренно молиться в укромных местах, дабы не нарушить внешнее единство общества, «ведь Христос не к социальным изменениям призывал»; или должны были активно выступить в защиту Отечества и ближних от общественного зла названных правых милитаризированных репрессивных диктатур?
  3. Активная борьба с Итальянским фашизмом и Германским национал-фашизмом, сопряжённая с гражданским неповиновением и нарушением отдельных законов, это действо позволительное для православных верующих, или аморальное бунтарство против попущенной Богом тирании?
  4. Имеет ли моральное право современный православный христианин, видящий, что в его Отечестве поднимает голову новая правая диктаторская тирания, разрушающая страну, несущая несправедливые смерти, пытки и страдания для его родных, друзей, сограждан… требующая согласия с террором, беззаконием, общественно значимой ложью и другими видами нравственного зла, вступить в активную борьбу с ней? А если законные методы исчерпаны — прибегнуть к гражданскому неповиновению?
  5. Могут ли быть нравственно оправданы какими-то высшими соображениями беззаконные, противоправные действия государства в отношении собственных граждан, сопряжённые в том числе с превышением полномочий и дозволенной законодательными и нормативными актами силы?

И последний вопрос. Почему Ваше Высокопреосвященство не снизошло  до публичного ответа на публичные вопросы нашего брата во Христе, находящегося на передовой борьбы за Отечество и обижаемых наших сограждан, Павла Латушко /https://youtu.be/NxyORwamgTQ/, которому режим, угрожает физической расправой (по его свидетельству /https://clck.ru/VGk6H/)? Потому ли, что вопросы эти были заданы не в предусмотренной Церковной бюрократией форме? Неужели не Вам и Вашим помощникам Христос дал «способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2. Коринфянам 3:6)?

Вашего Высокопреосвященства

нижайший послушник

4 июня 2021 года

раб Божий Олег Нагорный


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава