Проповедь архиепископа Артемия об исцелении дочери хананеянки
АрхиепископАртемий (Кищенко)
Белорусский церковный деятель, богослов, архиепископ Гродненский с 1996 года. В июне 2021 года был насильственно смещен с кафедры. Умер 22 апреля 2023 г.
Труднее всего дается человеку смирение. А ведь смирение, лишенное самопревозношения, рождает и питает в душе человека веру в Христа-Спасителя, и эта вера творит чудеса в человеке. Большинство оценивает смирение, как чувство отрицательное, как чувство пассивное. Так думающие глубоко ошибаются. В смирении перед Творцом — основа религиозного чувства, и смирение является отнюдь не пассивным, а творческим началом жизни.
Спаситель увидел крепость веры и глубину покаяния хананеянки — и исцелил ее дочь. Так вознаграждается самая трудная для человека победа — победа над самим собой в смирении перед Всевышним, «нищета духа», к которой призывает верных Господь. Иисус Христос не сразу исполнил ее просьбу, а заставил долго просить не потому, что Он действительно считал ее недостойной, но для того, чтобы неотступность ее молитвы, дерзновение упования, твердость веры и глубину смирения поставить в пример и, пожалуй, в укор как евреям, так и нам, христианам. Если хананеянка — язычница, идолопоклонница — оказалась такой молитвенницей, смиренницей, терпеливицей, такой непоколебимо верующей и надеющейся, то нам, считающим себя истинно верующими и православными христианами, стыдно не быть такими и на самом деле, и в самой жизни. Нам тем более должно быть неизменными в великодушном перенесении скорбей, обид, напастей, твердом уповании на милосердие Божие и в усердной, пламенной молитве.
Давайте научимся от этой учительницы тому, как быть в молитвах настойчивыми, терпеливыми, смиренными и сокрушенными. Даже если мы недостойны, даже если нас выгоняют из за того, что мы испачканы нашими грехами, научимся не отходить от Него, но настаивать со смирением, от всей души прося помощи Божией. Тогда мы получим от Него просимое. Такого рода настойчивость в молитвах никогда не бывает без великой веры и глубочайшего смирения. Если увеличивается одно, то увеличивается и другое. Только верующий может иметь смирение, и только смиренный способен явить сильную веру.
Так давайте же, братья, смиримся по собственной воле, придём ко Христу, осознаем нашу врождённую немощь и приступы греховных помыслов. Давайте падём пред Ним на колени и не встанем с них, пока не получим милость, которая подаётся смиренным. Такое смирение сделает явной нашу веру во Христа, вознесёт нас и укрепит на диавола, который, подобно ядовитой змее, каждый день норовит вонзить в нас свои смертоносные зубы. Не нужно трусить, возьмём себя в руки и непрестанным упрашиванием Бога, смирением и воздержанием позволим благодати Божией войти в нас.
Духу мира сего присуще возношение и порабощённость страстям. Для многих людей смысл жизни заключается в погоне за наслаждениями, богатством, суетной славой и властью над другими. Человек, почтённый разумом, делается ниже безгрешных животных, когда рабски повинуется похоти, гневу, сребролюбию. Но есть немногие, кто сохранил священное достоинство человека, кто сумел подчинить животные инстинкты. Такие люди стали мудрыми и целомудренными, с помощью Бога и Его благодатью они умиротворили свою душу. Но это удел смиренных. «Смиренным Бог даёт благодать» (Притчи 3:34; Иак. 4:6).
Доказала это и восхитительная хананейская женщина, ставшая сегодня нашей учительницей. Только смиренные люди стоят выше бессловесных животных, и только смиренных людей можно по настоящему назвать людьми. А гордый, хоть и носит человеческий облик, не может быть назван человеком.
Стало быть, братья, если человек гордится каким то своим природным качеством или же какое нибудь внешнее событие увлекает его в заносчивость, то ему следует помнить, что тем самым он уклоняется от веры, отпадает от благодати Божией и почти теряет свойство быть человеком. Так пусть каждый как можно скорее исправит себя, вернётся к Богу покаянием и смирением, дабы Бог помиловал Его и похвалил как Своего верного и разумного раба.
Такой человек будет прославлен Сыном Божиим, Который смирил Себя ради нас и даровал нам истинную и неизменную славу.
Христос призывает к тому, чтобы думать, всякий раз думать, всякий раз совершать решение нравственное. Мы же – в глубочайшей несвободе. Мы не знаем как жить в свободе. Как жить в стойле, мы знаем, это мы умеем. Вот этот для нас опасен, этот к нам хорошо относится, этот нам задаст овса.
Наша задача состоит в том, чтобы в себе силою Христовой несвободу побеждать. Мы должны быть людьми Христа, а не мифического христианского государства. Наше дело быть устойчивыми, ясными, несомненными православными христианами.
Итак, вера непоколебимая должна быть в основе всякой нашей молитвы, вера неоскудевающая и при долгом неисполнении наших прошений. Вера должна быть в сочетании с добродетелью, а корень добродетели — смирение. Смиренная и непоколебимая вера и у нас, по примеру хананеянки, может выражаться в усиленной молитве.
Но качество нашей жизни, то, как мы проживем нашу жизнь, зависит не только от Господа, но и от нас самих. Господь дает нам возможности, способности, таланты и ожидает, что мы откликнемся на Его зов, будем следовать Его заповедям и станем Его последователями не только на словах, но и на деле. И человек, соприкасаясь со Христом через молитву, через Божественные таинства, через священную Литургию, который всю свою жизнь старается построить так, чтобы выполнять евангельские заповеди Господа Иисуса Христа, знает силу Божию и знает, как она может сказаться в его жизни и в жизни его ближних.
Будем просить Господа, чтобы Он дал нам такую веру, какую имела женщина хананеянка. И не будем сомневаться в том, что такая вера, по слову Господа, будет способна и горы переставлять, и чудеса творить. И эти чудеса будут совершаться не только в нашей жизни, но и в жизни наших близких. Аминь.