Православные священники и верующие реагируют на ответ митрополита Вениамина Павлу Северинцу
С момента, когда в августе 2020 митрополит Вениамин пришёл на минскую кафедру, к нему не раз обращались православные верующие с призывами отреагировать на происхоядщее в Беларуси беззаконие, в частности вступиться за политических заключённых и помочь пострадавшим от действий силовиков. Так в сентябре и декабре были составлены открытые письма митрополиту, собравшие 64 и 185 подписей соответственно, в том числе от церковных певчих, чтецов и регентов. Однако ни писем в ответ, ни действий, которые можно было бы считать реакцией на призывы, от главы БПЦ не последовало. Поэтому неожиданный ответ митрополита Вениамина на письмо Павла Северинца по поводу бело-красно-белого флага можно считать первым случаем, когда он напрямую вступает в диалог с гражданским обществом.
Для такого «первого контакта» митрополит Вениамин выбрал менее острую тему, чем выборы или насилие, и вступил в дискуссию о символах. Однако очевидно, что Павел Северинец не столько призвал порассуждать, действительно ли бело-красно-белый флаг можно считать знаменем Христа и насколько он связан с лентами на мантиях епископов, но в первую очередь призвал Церковь в лице митрополита Вениамина не допустить криминализации этого символа, за которой последовали бы новые репрессии. В связи с этим митрополит предлагает лишь «не использовать его для выражения политических взглядов».
Письмо митрополита вызвало большой резонанс и много резких комментариев, в том числе от активных православных верующих и священнослужителей. У многих возмущение связано не с темой флага как такового, но с неадекватностью ситуации в целом, когда митрополит Вениамин желает хорошего поста заключённому. Ниже приведены некоторые из реакций.
Протоиерей Андрей Яворец
Ну, вот и дождались. Митрополит Вениамин ответил Павлу Северинцу на его обращение о содействии в том, чтобы бело-красно-белый флаг не был признан в Беларуси экстремистским. Северинец аппелировал к тому, что в контексте христианской культуры б-ч-б стяг многими воспринимается как флаг Христа. И, соответственно, Православная церковь должна высказаться в его защиту.
И вот пришёл ответ. Его у себя в профиле разместила Вольга Севярынец, жена Павла.
К сожалению, текст не оставил ни у кого, кто его прочитал, никаких положительных эмоций. Одни досады и разочарования. И формой, и содержанием. А некоторые прямо говорят про то, что испытывают ни много, ни мало — испанский стыд. Это когда стыдно не говорящему или пишущему, а слушающему и читающему. Наверное, к последним я могу отнести и себя. Поскольку, честно, не знаю, возможна ли иная рефлексия в данном случае. (Думаю, что всякий читавший, меня поймёт). И на этом поставить точку.
Но, всё же, несколько тезисов, объясняющих мои эмоции, считаю необходимым изложить. Итак:
1. Первый момент. Да, у Христа нет флага, Он — вне политических сообществ и их символики. Но так вышло в истории Беларуси, (и не только), что для конкретного народа символ Его Крови на плащанице стал и символом нации. Не стоит ли этот факт если не приветствовать, то хотя бы просто отметить как данность? Причём, в весьма положительном ключе, поскольку даёт уникальную точку опоры для разговора о Христе с народом, который дважды (!) провозглашал свою независимость под этим флагом!
2. Второй момент. В тексте присутствует пассаж с мягким, но прозрачным намёком на принятие иерархией БПЦ дискурса госпропаганды и его ретрансляцией в своей коммуникации с обществом. Это место, где говорится, что, мол «не хотите, чтобы б-ч-б флаг был признан экстремистским, — не используйте его для выражения политических взглядов». И вот тут вопрос — а что, выражение политических взглядов = экстремизм!? Да и сама фраза выглядит как-то с привкусом шантажа: не делайте так-то, и не будет вам проблем. А это уж точно не к лицу Церкви.
3. Пункт третий. Точнее — последний абзац. Я не могу себе представить, что тот, кто писал этот текст, не знал, что его адресат вот уже 10 месяцев сидит в тюрьме в достаточно жёстких условиях. Всё всем хорошо известно! И тогда, тем более ужасно не по-христиански и не по-человечески выглядят эти пожелания доброго поста и духовных размышлений… Если не сказать, что цинично… Поскольку, чего-чего, а как раз поста и размышлений там более, чем предостаточно! А ещё — унижений, боли, карцерного холода и неполученых писем!..И тем не менее, именно такие слова нашлись у Церкви к тому, кто в темнице, и к кому Христос звал приходить и посещать. Поскольку в заключённом, Христос просит увидеть Его. Видимо, в этом вся и проблема… Проблема со зрением…
В общем, без этого абзаца текст мог бы тихо кануть в лету и быть спокойно забытым ещё одним канцелярским документом. Но теперь ему уготована большая миссия — им будет нас судить История. И даже больше — Вечность!
P.S. Сярод каментарў і водгукаў на гэтую навіну ў профілі спадарыні Вольгі Севярынец найбольшы мой асабісты рэзананс выклікаў допіс айца Сергія Лепіна. Можаце лічыць, што гэта кароткая версія маіх выказаных тут думак і разваг. Вынік якіх ідэнтычны з айцом Сергіем — мне проста сорамна…
Пратаярэй Сяргей Лепін
(у каментары да публікацыі Вольгі Севярынец)
Вольга, мне б вельмі хацелася Вам нешта сказаць такое добрае і шчырае… але анічога ў галаву не прыходзіць акрамя таго, што мне… проста сорамна. Прабачце.
Протоиерей Владимир Дробышевский
Очень мне интересно стало. Когда так называемый митрополит Тупеко свое драгоценное седалище размещает на троне, что стоит на горнем месте в алтаре под большущей иконой Христа, да еще в важное время чтения Св. Писания за богослужением; или на многочисленных обязательных орлецах вышагивает со змеевидным властным посохом; или когда за ним несут длиннющие воскрылия риз — он в такие моменты постоянно и неотрывно воспоминает Христа, который «не меў і «дзе галавы прытуліць» (Лк. 9:58)»?!? Или Вениамин тут Христа не вспоминает, нет, а просто напросто являет и символизирует?!
«Ён не меў свайго сцяга» — это пишет человек, погруженный в семиотику и окруженный символами? Выноси их храмов хоругви и иконы Многие люди на протесты ходили с иконами — на сутки их, иконы сжечь! А ведь кто-то и Библию в руках носил… Сколько нужно случаев «выкарыстоўвання, не з рэлігійнай, а з палітычнай мэтай», чтобы эти символы стали «прызнаны экстрэмісцкімi»? Один? Десять? Сто один?
Евангелие ужасно экстремистская книга. В каждой главе, в каждой строке. Но нашли управу и на постоянно новую благую весть о свободе. Тоже радикально — выбросили из Евангелия Христа и поклоняются поклонению себе. Во время Пассий, которые очень все так любят, постоянно на проповеди звучит, мол это мы (читай: вы), своими грехами постоянно распинаем Его. Харэ уже использовать подобный символизм в своих личных целях! Ведь прямым текстом написано: первосвященники и архиереи искали Его, они отдали приказ, схватили и судили Его. Они приговорили Его к смерти. Именно первосвященники и архиереи научили народ кричать: «распни, распни его» и прочие безумные глаголы. Они же пытались искушать Его на кресте: «сойди и спаси себя, если ты спаситель». Воистину мы живем в евангельское время — вновь можем лично наблюдать ровно то же самое.
Вот и «Божай міласцю мітрапаліт ВЕНІЯМІН» легко, в двух строках, в письме политзаключенному вновь распял Христа. Походя и обыденно. но: «захоўвайчы мір і дабрыню, развагу ў сваёй душы».
Хорошего тебе, митрополит, великого поста и настроения. Желаю, чтобы мышцы лица не сильно уставали, ведь лизательные движения приходится делать все чаще. и все глубже.
Иерей Александр Шрамко
Вот думаю, плюнуть ли в лицо так наз. «митрополиту вениамину» дистанционно или физически?
Теолог Наталля Василевич
Письмо Митрополита Вениамина политическому заключенному Павлу Северинцу в тюрьму заканчивается так:
«Желаю Вам и Вашим близким с пользой для души провести время Великого поста!» (перевод с белорусского).
Человек сидит ни за что почти год — сначала комплектами давали ему сутки по административке, где он сидел в карцере на табуреточке шириной 20 сантиметров, одни сутки заканчиваются, ему новые лепят. Потом, наконец, перевели в СИЗО — и тут продляют и продляют срок содержания под стражей.
Желаю Вам, Митрополит Вениамин, стать хоть немножечко человеком.
Митрополит Вениамин пожелал политзаключенному Павлу Северинцу провести Великий пост с пользой для души.
А я хочу напомнить самому Митрополиту, какой пост для души полезен.
Дадим слово Самому Богу, который говорит через пророка Исайю:«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо».(Исайя 58:6)
Митрополит Вениамин с сегодняшним письмом Павлу Северинцу войдёт в учебники истории Церкви. В главу про кризис православной жизни и богословия в начале 21 века, в качестве иллюстрации полного вытеснения этики аскетикой. Добро, зло, любовь, сострадание? Нет, не слышали. Вопросы нравственности легко заменяются постом. Вопросы эмпатии — уходом в православную нирвану. И пусть весь мир подождёт.
Миссионер Руслан Яроцкий
Когда митрополита Вениамина назначили на кафедру, многие задавались вопросом: «Каким будет первый белорусский митрополит?». Сейчас люди спрашивают, христианин ли он вообще. Я не знаю. Спросите у него сами.
Моя искренняя молитва за семью Павла Северинца и надежда на его освобождение из тюрьмы. Пожелать человеку в тюрьме хорошего поста — то же самое что предложить голове Иоанна Крестителя шапку, чтобы не простудиться.
Скорее всего это письмо написанное супруге Павла, написано не Владыкой. Так принято. Если бы мои советы что-то значили, я бы посоветовал уволить этого мудака, который, так подставляет Митрополита и всю белорусскую церковь. Мы уже устали за вас оправдываться.