Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Христиане в борьбе за справедливость в Беларуси

Христиане в борьбе за справедливость в Беларуси

Христиане в борьбе за справедливость в Беларуси
Аўтар
Наталля Васілевіч

НаталляВасілевіч

Тэолагіня, паліталагіня, юрыстка, мадэратарка «Хрысціянскай візіі».

Read in English

30 июля 2021 года Наталля Василевич выступила на тематической сессии Чрезвычайной виртуальной генеральной ассамблеи Всемирной студенческой христианской федерации, которая состоялась 29-31 июля. ВСХФ — это старейшая экуменическая организация в мире, у нее были интенсивные и теплые отношения с Русской Православной Церковью: ее первый генеральный секретарь Джон Мотт даже выступал на Соборе 1917-1918 гг. Наталле Василевич Европейский регион ВСХФ делегировал выступить с сообщением на тему “В поисках справедливости в страдающем мире” о роли христиан и церквей в белорусском движении за правду, мир и справедливость. Она поделилась своей рефлексией о том, какую роль должно играть и играет христианство, со своим свидетельством об учении Христа и о принципах Царствия Божьего, в актуальном общественном и политическом процессе.

С 1994 года Беларусь находится под властью популистского режима, который позиционирует себя в качестве поборника заботы о людях, социальной справедливости и согласия. На самом деле патернализм был для президента Лукашенко предлогом к тому, чтобы сосредоточить в своих руках власть и контроль над правительством, правоохранительными органами, парламентом, судебной системой, местными властями, экономикой, образованием, СМИ и научными кругами, в то время как политические оппоненты подвергались преследованиям.

В кривом зеркале режима значения слов были искажены.

Подобно родителю-абьюзеру, режим лишал людей их субъектности, подавлял их самосознание и внедрял контроль. В кривом зеркале режима значения слов были искажены. Понятия любви и заботы скрывали стремление к контролю, «защита традиционных ценностей» маскировала нарушения прав человека, «социальная справедливость» камуфлировала чрезмерное участие государства во всех сферах общественной жизни; репрессии назывались «безопасностью», угнетение — «единством», страх — «поддержкой», а насилие — «миром».

Церкви, в силу страха либо привилегий, в основном сохраняли лояльность, пассивно молча или даже открыто выражая поддержку власти.

Церкви, в силу страха либо привилегий, в основном сохраняли лояльность, пассивно молча или даже открыто выражая поддержку власти. Немногие христиане и общины открыто выражали озабоченность нарушениями прав человека, возвышали свой голос против несправедливости и выступали за то, чтобы вещи назывались своими именами.

Пандемия COVID-19 оказалась событием апокалиптического характера, поскольку сняла покров с реальности.

Пандемия COVID-19 оказалась событием апокалиптического характера, поскольку сняла покров с реальности. Режим выбрал стратегию «слепоты», отрицая и игнорируя угрозу, превентивные меры, гибель людей и потребности медицинских работников. Глаза же людей были исцелены от слепоты, как будто Иисус помазал их смесью из земли и Своей слюны (см. Ин. 9:6). Столкнувшись с общей угрозой, оставшись без поддержки государства, белорусы мобилизовались в движении солидарности с медицинскими работниками, восстанавливая свою субъектность общими действиями и ответственностью.

Эта солидарность также вылилась в политический активизм во время президентских выборов в августе 2020 года, когда люди мобилизовались в движении за справедливые выборы. Режим отправил всех сильных кандидатов за решетку, а в качестве альтернативного кандидата выбрал предельно хрупкую и уязвимую домохозяйку Светлану Тихановскую, с нулевым политическим опытом, нулевыми политическими амбициями и мужем в тюрьме. Однако «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Украденные голоса вынудили людей начать длительную общенациональную мирную акцию протеста, на которую режим отреагировал насилием и пытками.

Подобно тому, как COVID-19 пробудил белорусский народ, продолжающийся политический кризис и его ярко выраженное нравственное измерение пробудили христиан и способствовали развитию нового, социально заинтересованного этоса и идентичности церквей

К сожалению, христиане и церкви не были на передовой в начале борьбы за справедливость. Более того, многие верующие и церковные лидеры встали на защиту режима, утверждая, что церковь должна сохранять нейтралитет в политических вопросах. Многие, тем не менее, понимали свою миссию не с политической, а с этической точки зрения, возвышая голос в молитвах, проповедях и публичных заявлениях. Подобно тому, как COVID-19 пробудил белорусский народ, продолжающийся политический кризис и его ярко выраженное нравственное измерение пробудили христиан и способствовали развитию нового, социально заинтересованного этоса и идентичности церквей, а также укрепили мирянскую инициативу и экуменическое сотрудничество. Пример тому — деятельность группы «Христианское видение», которая полагается на силу евангельской вести о справедливости и солидарности и использует богословие как мощный инструмент для анализа и решений, для вдохновения и расширения прав и возможностей.

Белорусский народ избрал благородный путь ненасилия вместо насилия, диалога вместо революции, новых справедливых выборов на основе законных требований — вместо насильственного захвата власти.

Однако за свою приверженность миру, демократии и законности белорусскому народу пришлось заплатить очень высокую цену — цену крови, ран, травм, слез, тюремного заключения, изгнания, отсутствия безопасности, отсутствия правосудия и, наконец, цену времени. Белорусский народ избрал благородный путь ненасилия вместо насилия, диалога вместо революции, новых справедливых выборов на основе законных требований — вместо насильственного захвата власти. Белорусы хрупки и беззащитны перед машиной репрессий, пыток, авторитарной власти и насилия, но при этом очень сильны. Они великая, но уязвимая сила, и им нужна солидарность.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава