Доклад Светланы Тихановской на открытии Генеральной Ассамблеи КЕЦ
Таллинн, 15 июня 2023 г.
Уважаемый Президент Карис,
уважаемый преподобный Кригер,
Ваше Высокопреосвященство архиепископ Никитас,
уважаемая профессор Слотте,
уважаемый доктор Соренсен,
уважаемые делегаты и участники Генеральной Ассамблеи!
24 февраля 2022 года мы все проснулись в страшном сне: Российская Федерация начала полномасштабную агрессию против украинского народа, обстреливая и вторгаясь в Украину также с территории Беларуси.
Одним из самых сюрреалистических аспектов этого вторжения был факт, что оно, как утверждалось, было совершено во имя братства.
В огне российских бомб, падающих на украинские города и убивающих украинское мирное население, идея трех «братских народов» получила смертельный удар от тех, кто ее продвигал.
Когда империи говорят о братстве, они стремятся задушить меньшие народы и страны в своих «братских» объятиях. Я искренне надеюсь, что моя родная Беларусь избежит этого испытания.
Подлинное братство должно быть чувством равных: оно предполагает равенство. Истинное братство не стремится к эксплуатации или причинению вреда. Настоящее братство не оскорбительно, оно стремится к тому, чтобы усилить другого, а не господствовать над ним.
Может ли это настоящее братство существовать в современном мире?
В Библии история насилия начинается с братоубийства, с истории Каина и Авеля. Вы даже можете возразить, что каждое насилие, каждое убийство, каждое лишение жизни в некотором роде является братоубийством. В конце концов, разве мы все не являемся братьями?
Братство — действительно глубоко важное понятие для человечества.
Одно примечательное воплощение этой идеи можно найти во Всеобщей декларации прав человека. В ее вступительной статье заявляется: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны действовать по отношению друг к другу в духе братства».
Эта декларация возникла из болезненных уроков Второй мировой войны и ужасов тоталитарных режимов. Это был пророческий призыв отстаивать неотъемлемую ценность каждого человека и равенство всех людей.
Осенью 2020 года, когда в Беларуси проходили мирные протесты, Папа Франциск опубликовал свою замечательную энциклику Fratelli Tutti. Он предложил видение братского общества, в котором признается, уважается и почитается достоинство каждого человека.
Мечта о таком братском обществе солидарности вдохновляла нас в Беларуси на борьбу с тиранией. В продвижении демократических преобразований народ Беларуси избрал путь ненасилия против насилия; любви против ненависти; творчества против жестокости; солидарности против конфронтации.
Помимо прочего, мирные протесты белорусов в 2020 году стали проявлением нашей твердой веры в братство и всеобщее добро людей.
Традиционно мы говорим о братстве, а как же сестры и сестричество? Беларуская философка Ольга Шпарага назвала протесты 2020 года «революцией с женским лицом»[1]. Важную и заметную роль в тех событиях сыграли женщины — сегодня многие из них несут на себе бремя страданий за Беларусь.
Мария Колесникова, Полина Шаренда-Панасюк, Екатерина Андреева, Ольга Золотарь, Дарья Лосик — это лишь некоторые имена из примерно двухсот женщин, заключенных режимом в тюрьму. Многие из них верующие христианки. И быть матерью и женой политзаключенного тоже нелегкая ноша. Я это знаю, потому что мой муж Сергей также является политзаключенным. И уже больше 3-х месяцев от него ничего не слышно.
Каждая история белорусских политзаключенных по-своему душераздирающая. Одна из них — история семьи Резановичей. Православный священник Сергий Резанович, его супруга Любовь и их сын Павел были арестованы как «террористы» за то, что укрывали активиста оппозиции Николая Автуховича. Все трое подверглись моральным и физическим пыткам со стороны силовиков. 58-летнюю Любовь признали «особо опасной» и приговорили к 15 годам лишения свободы. Ее мужу дали 16, а сыну — 19 лет лишения свободы соответственно.
В 2020 году белорусские женщины в белом стали синонимом самого движения, символизируя чистоту и ненасилие. Многие православные женщины в тогда держали в руках иконы.
Римо-католический епископ Юрий Кособуцкий из Минска сравнил белорусских женщин с Марией, которая без страха стояла у креста и смотрела на страдания своего Сына: «Вы взяли цветы, вы вышли, вы стояли, вы явили миру то, что привело всех людей в смущение… Ваши улыбки — вы просто всех поразили, все были в шоке… Вы вышли и начали побеждать зло добром… Вы, может быть, победили дьявола, сами того не зная… Наши белорусские девушки, женщины, наши дочери, сестры, жены, матери, бабушки — вы герои нашего времени»[2].
Тогда, в 2020 году, на несколько дней показалось, что мирная революция уже победила: на какой-то период насилие прекратилось. Многие восприняли это как настоящее чудо. Ощущение реального единства народа витало в воздухе. Православный архиепископ Гродненский Артемий (Кищенко) сказал так: «Любовь вернула мир и остановила насилие» — стала исцеляющей силой «от токсинов зла и агрессии»[3].
Идея братства и солидарности воплотилась в известном лозунге «беларус беларусу беларус». Эта формула представляет собой парафраз известного латинского изречения Homo homini homo.
Автором это лозунга был Витольд Ашурок, католик из Лиды. Когда в сентябре 2020 года режим арестовал его, он как раз возвращался с молитвы с розарием в руке. Розарий, молитва и вера были его единственным оружием против насилия государства. Разве они не были достаточно сильны, чтобы защитить его — защитить нас — от зла?
В 2021 году Витольд умер в тюрьме. День его смерти, 21 мая, является международным днем солидарности с белорусскими политзаключенными. Витольду было 50 лет, и многие считают, что его смерть на самом деле была внесудебной расправой[4]. Его убили люди, которые отвергли его призыв к братству.
Белорусские протестующие в 2020 году не расчеловечивали своих оппонентов. И они не ожидали, что их самих расчеловечат силовики. Они думали: «Мы их братья и сестры, как они могут насиловать нас? В конце концов, ведь наши требования законны, наши сердца открыты, наши намерения миролюбивы. Как вы можете бить это?»
Но режим сделал это. Абсолютное зло сделало это. На цветы нам ответили пулями и дубинками. На любовь ненавистью. Своим беспрецедентным насилием над безоружными, беззащитными людьми в наручниках прихвостни Лукашенко пытались выбить из голов белорусов саму идею братства.
Казалось, что зло сохранило свою силу. Неудавшиеся попытки прийти к демократическим преобразованиям привели к полному разрушению гражданского общества, верховенства права, последнего прибежища свободы. С началом войны с соседней Украиной Беларусь еще больше погрузилась во тьму массовых репрессий, притеснений и террора. После начала полномасштабной войны в феврале 2022 года белорусы вновь вышли на улицы, чтобы мирно протестовать против войны. За это их задержали и жестоко избили. Людей в Беларуси начали арестовывать не только за продемократическую и антирежимную позицию, но и за протест против войны.
Однако белорусы подвергаются критике за мирный характер протестов. Для многих это значит, что они были недостаточно храбры, слишком слабы, чтобы сопротивляться злу.
Я не могу согласиться с этой критикой. Наоборот, белорусы творили чудеса личного мужества и силы духа. Почему? Ответ прост: мы просто искренне верим в справедливость, закон, мораль и совесть.
И верующие люди с их твердыми убеждениями играют здесь решающую роль. Множество священников всех конфессий были (и остаются) важной частью белорусского движения за свободу. Это действительно замечательно, так как это не всегда так в современном мире. Репрессивные режимы всегда пытаются контролировать верующих, притеснением, манипуляциями, а иногда даже привилегиями покупая лояльность церковных лидеров. Диктатуры пытаются заставить замолчать церковных лидеров или даже получить от них одобрение и оправдание преступлений. И, к сожалению, им это часто удается.
Два года назад православный архиепископ Гродненский Артемий написал в своем письме патриарху Кириллу: «Наши миряне — порядочнее и честнее всех нас, архиереев, которые, наверное, давно забыли, как должны поступать верующие люди!»[5]
Архиепископ Артемий был одним из тех архиереев, которые не забыли об этом. В 2020 году его голос против насилия, в поддержку справедливых и законных требований белорусского народа сыграл значительную роль. Он также поддерживал священников и мирян своей епархии, которые высказывались против диктатуры, против войны.
Но во многих других местах само церковное руководство усилило гонения. Архиепископ Артемий сам испытал на себе несправедливость и ложь со стороны своих братьев. Они приняли решение принудительно уволить его с должности под предлогом плохого физического здоровья. Но истинной причиной была его общественная позиция. На эту Пасху он скончался, обманутый своей собственной церковью.
Когда в 2020 году лидеры белорусских Церквей выступили против насилия и диктатуры, авторитарный правитель Лукашенко заявил, что «церкви не для политики», и пригрозил этим церковным лидерам[6].
Когда политика государства основана на насилии над своими гражданами, не следует удивляться тому, что те, чьей самой профессией является проповедь братской любви и ненасилия, становятся объектами репрессий.
На сегодняшний момент нам известны имена как минимум 16 католических, 12 протестантских, 11 православных и 6 греко-католических священников, подвергшихся преследованиям с 2020 года. Они были задержаны, заключены в тюрьму, оштрафованы, им угрожали, они подвергались пыткам со стороны режима[7]. Многие стали беженцами.
Сегодня нам известны имена 1500[8] политзаключенных в Беларуси. Реальное число оценивается примерно в 4000 человек. В среднем ежедневно арестовывают десять человек. Зачем? Иногда просто за ношение носков «неправильных» цветов, связанных с протестами. Или за лайк антивоенного поста в социальных сетях. В сегодняшней Беларуси этого достаточно, чтобы быть объявленным экстремистом и подвергнуться риску тюремного срока.
Насилие питает само себя. Однажды прибегнув к нему, трудно остановиться. Репрессии носят систематический характер, какой бы абсурдной ни была эта диктаторская система.
С одной стороны, диктатуры опираются на насилие и принуждение, военную мощь и манипуляции. С другой стороны, они оказываются полны страха. Они прибегают к насилию, потому что они сами чувствуют угрозу со стороны людей, которые стремятся к справедливости и миру, их мужество, солидарность и готовность стоять в вере.
Когда мы говорим о профанации такого понятия, как братство, нельзя забывать, что диктаторы вроде Путина и Лукашенко являются в этой области чемпионами. Под маской заботы скрывается жестокий контроль. «Защита традиционных ценностей» прикрывает нарушения прав человека. «Социальная справедливость» маскирует чрезмерную вовлеченность государства во все сферы общественной жизни. Насильственное «умиротворение» используется ими вместо подлинного мира.
На протяжении почти тридцати лет Беларусь была безъядерной страной. В беспрецедентном жесте человечества она отказалась от своей ядерной энергии — во имя мира в регионе и во всем мире.
Сегодня диктатор возвращает в Беларусь ядерное оружие. В случае возникновения угрозы его личной безопасности и власти он «без колебаний воспользуется ими», как заявил два дня назад. Он счастлив иметь в руках орудие смерти и готов сеять смерть вокруг себя, даже если это ставит под удар его соотечественников.
Для Беларуси это особенно трагично, потому что наш народ пережил Чернобыль. Я сама — “ребенок Чернобыля”. Мы помним, что означала ядерная катастрофа для окружающей среды и здоровья людей. Но диктаторам все равно: люди для них — всего лишь ресурс. Если им плевать на жизни людей, зачем им заботиться о воздухе, воде или природе?
Пока я говорю, в Украине всё это разрушается войной. Два дня назад украинский православный священник 72-летний Николай Палагнюк из Херсонской области был убит российской ракетой прямо в своем храме. Он раздавал гуманитарную помощь пострадавшим от наводнения, случившегося после того, как россияне взорвали Новокаховскую плотину. Его церковь тоже пострадала. Эта трагедия показывает, как российский агрессор вместе с марионеточным режимом в Минске уносит человеческие жизни и уничтожает духовные, нравственные и культурные ценности, одновременно уничтожая материальные и природные.
По самой своей природе диктатуры представляют угрозу политическим и социальным системам, экологии, безопасности, морали, истине, свободе, справедливости, миру, а также человеческому достоинству и жизни.
Полномасштабная война, в которой украинский народ героически сопротивляется оккупации и защищает свою страну военными средствами, вновь поставила перед нами вопрос о действенности ненасильственных средств сопротивления внутренней и иностранной тирании.
Можем ли мы все еще верить в ненасилие в мире, где это может означать геноцид слабых и уязвимых? Можем ли мы по-прежнему позволить себе оставаться ненасильственными, когда наших ближних, наших любимых пытают и убивают? Разве это не утопия и наивность, что со злом можно говорить на языке любви и добра, отвечая на пули цветами? Что может по этому поводу сказать христианство?
В ноябре 2020 года я ответила на энциклику Папы Франциска Fratelli Tutti письмом[9], в котором задала Его Святейшеству вопрос, как мы можем реализовать его видение братского общества в реальной жизни. Я всё еще считаю, что этот вопрос не устарел.
Нельзя выиграть войну, не выиграв мира. Военной победы недостаточно без политической победы. А политическая победа, чтобы быть жизнеспособной и долгосрочной, должна быть и моральной. А «моральное», по крайней мере в христианском мире, означает «ненасильственное».
Это возлагает бремя ответственности на религиозные общины, экуменические организации и межрелигиозные платформы. Способны ли они сохранить свою подлинную идентичность и внести позитивный вклад в справедливость и мир в обществе, стоя на страже человеческого достоинства и свободы?
Я искренне верю, что голос религиозных общин значим и важен. Они могут способствовать освобождению, расширению прав и возможностей, исцелению ран, продвижению мира к примирению и единству. Они должны разоблачать ложь и манипуляции власть имущих, которые злоупотребляют религиозными понятиями для достижения их аморальных целей.
Религиозные общины, церкви и отдельные христиане могут сыграть важную роль в установлении мира в обществе, сохранении надежды в условиях тирании и содействии демократическим преобразованиям. Люди, вера которых учит не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, которые чтут Бога больше, чем политических лидеров, чья нравственная сила подкрепляется их верой, — крайне опасны для диктатур и крайне необходимы демократиям.
Сегодня верующие в Беларуси нуждаются в помощи своих христианских братьев и сестер из Европы и всего мира. Международное религиозное сообщество может многое сделать для них. Требовать доступа заключенных к богослужениям, агитировать за их освобождение, организовывать паломничества и молебны за Беларусь, поддерживать белорусских христиан за границей, призывать к диалогу лидеров белорусских церквей — всё это имеет РЕАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ для белорусов.
К сожалению, ни одна из белорусских церквей не является членом Конференции европейских церквей. Возможно, пришло время попытаться это изменить. Так как Беларусь — это Европа. А христианство — неотъемлемая часть нашей идентичности.
Хотела бы закончить свое сегодняшнее выступление еще одной ссылкой на мое письмо Папе Франциску: я просила Его Святейшество помолиться за Беларусь и ее народ. И вот о чём я прошу вас сегодня, дорогие друзья: молитесь за тех, кто страдает, за наших политзаключенных, молитесь за белорусский народ и его освобождение от тирании, молитесь за украинский народ, его свободу и безопасность. Протяните руку помощи своим братьям и сестрам-христианам, которые отстаивают истину. Не стесняйтесь возвысить свой голос за истинный мир, истинное братство и истинную любовь.
Спасибо за внимание. Да благословит вас Бог.
[1] Olga Shparaga. Die Revolution hat ein weibliches Gesicht. Der Fall Belarus. Suhrkamp, 2021.
[2] Проповедь епископа Юрия Кособуцкого, Генерального викария Минско-Могилевской епархии Римо-католической церкви Беларуси, 5.09.2020 (по-беларуски). https://belarus2020.churchby.info/kazan-biskupa-yuryya-kasabuckaga-generalnaga-vikaryya-minska-magilyoўskaj-arxidyyacezii-5-09-2020
[3] Обращение Архиепископа Артемия Гродненского и Волковысского, Белорусская православная церковь, 14.08.2020. https://belarus2020.churchby.info/obrashhenie-arxiepiskopa-artemiya-grodnenskogo-i-volkovysskogo/
[4] Заявление группы Координационного совета «Христианское видение» по поводу гибели в Шкловской колонии политического заключенного Витольда Ашурка, 22.05.2021. https://belarus2020.churchby.info/zayavlenie-gruppy-koordinaczionnogo-soveta-hristianskoe-videnie-po-povodu-gibeli-v-shklovskoj-kolonii-politicheskogo-zaklyu/
[5] Рапорт Архиепископа Гродненского Артемия (Кищенко) Патриарху Московскому Кириллу, 9.06.2021. https://belarus2020.churchby.info/arhiepiskop-artemij-duhovnoe-zaveshhanie/
[6] Лукашенко: церкви, костелы — не для политики, 22.08.2020. БелТА. https://www.belta.by/president/view/lukashenko-hramy-kostely-ne-dlja-politiki-403780-2020
[7] Христианская визия для Беларуси. Мониторинг преследований по основаниям, связанным с религией, во время политического кризиса в Беларуси. https://belarus2020.churchby.info/monitoring-presledovanij-po-cerkovnoj-linii-vo-vremya-protestov-v-belarusi/
[8] 1739 — dissidentby.com
[9] Светлана Тихановская. “Братское общество: видение для новой Беларуси”. Письмо Святому Отцу Франциску, епископу и Папе Римскому, вдохновленное его новой энцикликой Fratelli Tutti, 21.11.2020. https://tsikhanouskaya.org/ru/events/news/f587e05c94710b7.html