Проповедь архиепископа Артемия о парализованном народе и солидарности и мужестве как пути исцеления от бессилия: на Мф. 9:1-8
Сегодня за Божественной литургией мы слышали повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил расслабленного. На современном языке расслабленный — это парализованный человек. При этой страшной болезни человек становится абсолютно беспомощным и полностью, даже в мелочах, зависит от людей, которые его окружают и за ним ухаживают. Ради тех людей, которые его принесли, Господь сказал ему: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».
Так утверждается связь душ людей и взаимная поддержка их в деле спасения
Господь узрел веру принесших расслабленного, разрешение же грехов и исцеление от болезни даровал самому расслабленному. Здесь вера одних привлекает благодать Божию к другим. Так утверждается связь душ людей и взаимная поддержка их в деле спасения, знакомая каждому живущему духовной жизнью. Поэтому нужно заботиться друг о друге, испрашивая в молитвах всякого блага ближним нашим. Люди, соединенные в Боге любовью, имеют безграничные возможности помогать друг другу. Вот что значит — прийти ко Христу.
Почему мы в себе не ощущаем таких возможностей? Почему не можем исцелять и чудотворить? Ответ на этот вопрос содержится в вопросе Спасителя книжникам: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
Мы, подобно книжникам, непрерывно помышляем лукавое и озираемся назад. Начинаем что-то делать: а вдруг не получится? А вдруг мы не сможем дойти до конца?
Пока лукавое входит в наши сердца, мы не сможем быть чадами Божьими. Не сможем не то что других, но и себя сделать целостными. Будем десятилетиями находиться в Церкви, а важнейшего шага – начать серьезно относиться к духовной жизни – так и не сделаем. Нельзя давать лукавому входить в сердце. Надо учиться серьезному отношению к духовной жизни. А всерьез к ней можно относиться, если ты ради нее готов пожертвовать собой. Если ты себя отдашь Христу, Господь на твоей стороне.
Сегодняшнее Евангелие, как всегда, заставляет нас задуматься о том, что происходит лично с каждым из нас, и что происходит сегодня с нашим народом.
Избавление нашего отечества от ига безбожия свершено Господом, не по нашим немощным молитвам, а ради неотступного предстательства за нас мучеников за веру.
Мы с вами крайне медленно, как бы нехотя поднимаемся ныне с ложа духовного омертвения, словно не слышим призыва Спасителя: встань и иди. Потому-то и продолжают терзать страну нравственные и экономические недуги.
У нашего расслабленного народа, нет сил самому прийти ко Христу. Что же делать? Где взять это доверие к Церкви Христовой для народа, который в массе своей сегодня неверующий?
Та расслабленность, паралич, которым охвачен сегодня наш народ, есть только симптом — говорит сегодня Христос — той болезни, которая называется грехом. Но у нашего расслабленного народа, нет сил самому прийти ко Христу. Что же делать? Где взять это доверие к Церкви Христовой для народа, который в массе своей сегодня неверующий?
То же призвана совершать и Церковь Божия, не поддаваясь ни на какие соблазны, угрозы, ложь, клевету, ни на какое желание могущественных сил мира сего предложить ей иной путь.
Церковь, как Богочеловеческий организм, в лице клира и мирян, должна стать способной привести народ ко Христу. Христос дошел до креста, не изменив Своему призванию провозглашать Божию правду и открывать людям дверь ко спасению. То же призвана совершать и Церковь Божия, не поддаваясь ни на какие соблазны, угрозы, ложь, клевету, ни на какое желание могущественных сил мира сего предложить ей иной путь. Христианство должно быть сострадательным и милосердным по отношению ко всем и ко всему, что окружало и окружает его в этом мире!
Проще всего сидеть потихонечку за закрытыми дверями, не высовываться, служить у Престола, быть всему внешне лояльным, ссылаясь на смирение и послушание.
Можно было бы сказать, что Церкви не касается, то что совершается в миру. Христиане могли искать особого Божественного озарения через молитву, и на все Божия воля! Проще всего сидеть потихонечку за закрытыми дверями, не высовываться, служить у Престола, быть всему внешне лояльным, ссылаясь на смирение и послушание.
Чада Церкви никогда не были слепыми и глухими по отношению к тому, что совершается в мире!
Но это лукавство и предательство Христа, Его Церкви, Апостолов и Всех святых. Показное внешнее послушание без ревности к Истине, не есть благочестие и обязательно приведет к отступничеству и предательству. Чада Церкви никогда не были слепыми и глухими по отношению к тому, что совершается в мире! Христос не был таким!
Тот, кто слишком страстно ищет благополучия, рискует утратить свой смысл, раствориться в мире сем, соединиться с ним в час, когда его внезапно постигнет крушение.
Вся Священная История, История Церкви, свидетельствует, что нужно открыто стоять за Правду. Крест — неизбежный путь Церкви и каждого из нас. Тот, кто слишком страстно ищет благополучия, рискует утратить свой смысл, раствориться в мире сем, соединиться с ним в час, когда его внезапно постигнет крушение. Не об этом ли незадолго до революции 1917 года предупреждали святители Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Иоанн Восторгов и другие многие наши пастыри?
Чтобы стать святым Церкви Христовой, необходима стойкость слабости, мужество нищеты.
Посмотрим на подвижников ХХ века, почти наших современников, —они умели радоваться о Господе, несмотря на тяжелейшие испытания в их жизни. Читая их жития, поражаешься, какие жесточайшие гонения, мучения, ссылки и тюрьмы выпали на их долю, но с ними был их Господь, и с ними была радость. Они не роптали и не жаловались, мужественно перенося все испытания, за все благодарили Бога и побеждали, потому что в их сердцах был Христос. Чтобы стать святым Церкви Христовой, необходима стойкость слабости, мужество нищеты.
Мы должны знать, что жизнь христианина — это жизнь, сопряженная с постоянным подвигом, с постоянным напряжением. Если мы желаем следовать за Господом, но не хотим нести креста, то есть не готовы к страданиям, заранее не настроили себя на то, что нам придется претерпеть и тяжкие скорби, и позор ради того, чтобы быть истинными учениками Христовыми, — то мы не сможем быть достойными Господа Иисуса Христа и, конечно же, не сможем исполнить Его заповеди.
Разве не делаем мы часто сознательно противоположное тому, что говорит наша совесть?
Господь дал нам возможность увидеть и познать Путь Жизни и путь смерти и свободно выбирать между ними. Присмотримся к себе и спросим у своей совести, не Иудиным ли путем мы идем? Разве не делаем мы часто сознательно противоположное тому, что говорит наша совесть?
Нужно заботиться о том, чтобы народ наш не потерял свою естественную способность быть народом, у которого еще жива совесть и стыд. Когда мы с подлинным покаянием в грехах, доверимся тому, что совершает с нами в Церкви Господь и Его святые, тогда совершится чудо исцеления.
Мы должны всегда каяться, всегда просить Милосердного, Всемилостивого Господа Иисуса Христа даровать нам прощение грехов — тогда мы будем ощущать и от Таинств большую пользу, чем если бы мы не понуждали себя ко вседневному и, можно сказать, непрестанному покаянию. Вот об этом мы должны помнить.
Устремляясь к Христу, мы способны изменять свою жизнь и жизнь окружающего нас мира.
Наше спасение совершается не только благодаря тем Таинствам и обрядам, которые существуют в Церкви, но и благодаря нашему собственному усердию и, главным образом, нашему покаянию. Господь Иисус Христос коснется всякого нерадивого, черствого и, может быть, осуетившегося человека, лишь бы тот проявил посильное для него усердие. Когда Господь приблизится к нам, и мы почувствуем в своей душе то, что почувствовал расслабленный, исцелимся от духовного расслабления и будем способны к исполнению добродетелей. Подобно тому как расслабленный смог взять свой одр и пойти домой, окрепнем и мы — всеми своими духовными членами — и сможем исполнять евангельские заповеди. И верим, что устремляясь к Христу, мы способны изменять свою жизнь и жизнь окружающего нас мира. Аминь.