Православные христиане Беларуси обращаются с очередным письмом к Митрополиту Вениамину — «Просим Вас возвысить свой голос»
В начале декабря начался сбор подписей под очередным письмом православных христиан Беларуси к Митрополиту Вениамину. 13 декабря, на праздник св. Андрея Первозванного письмо со подписями, количество которых на тот момент достигла 185, было передано митрополиту лично в руки, после богослужения в храме св. Андрея Первозванного в микрорайоне Серебрянка (г. Минск).
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Вениамину, Митрополиту Минскому и Заславскому, Патриаршему Экзарху всея Беларуси.
Владыка, благословите!
Мы знаем, что от Вашего Высокопреосвященства не ускользнуло то, что происходящее сегодня в нашей стране давно вышло за пределы чисто политического противостояния и приобрело выраженную морально-этическую составляющую, к которой Церковь не может оставаться ни индифферентной, ни, тем более, равнодушной.
Мы как христиане должны обличать зло, как об этом сказано: “Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь” (Левит 19,17-18). Так же и апостол Павел учит нас: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Ефесянам 5:11).
Именно в христианском духе христианского обличения поступают наши многочисленные братья и сёстры, а так же и многие священники, принимающие участие в мирных протестах против насилия, убийств, изнасилований, похищений и лжесвидетельств, на которые идет нынешняя администрация и её силовые структуры.
При этом администрация, будучи должной служить народу, отвечать перед ним и с ним соотноситься, вместо этого отвечает гражданам республики жестокой местью, не вписывающейся ни в правовое поле, ни в любые представления о человечности.
По данным СМИ, за время протестов в августе-сентябре 2020 года от действий силовиков в Минске получили травмы разной степени тяжести не менее 1 376 человек. При этом треть из них получили тяжелые травмы или увечья.
Более 600 человек были избиты не во время митингов, а после задержания в отделах милиции и в изоляторе, т.е. когда задержанные однозначно не представляли угрозы сотрудникам органов. Зафиксировано, как минимум, три случая смерти.
Самые тяжелые травмы — от спецсредств: резиновых пуль и светошумовых гранат. Эти средства применялись в отношении протестующих граждан республики (среди которых немало православных клириков и мирян), несмотря на то, что они не были ни грабителями, ни погромщиками, на которых рассчитаны эти спецсредства.
И эти цифры продолжают расти от недели к неделе. До сих пор остаётся нераследованной гибель православного христианина Романа Бондаренко, а официальные лица сводят дело к обсуждению наличия или отсутствия алкоголя в его крови так, словно это может дать право кому-то убить человека.
Можно было бы убедить нас не доверять СМИ, если бы среди попавших в жернова насилия не было наших соседей, знакомых, друзей, родственников, одноклассников и прихожан нашей церкви и иных людей, которым мы можем доверять на личном уровне. Количество пострадавших от насилия силовиков и беспредела судов вокруг каждого из нас увеличивается так же, как количество больных во время эпидемии.
Даже из тех роликов с видеосъёмкой задержанных, которые показывают официальные ТВ-каналы, можно сделать вывод, что на людей оказывается жестокое физическое воздействие. С другой стороны, очевидно, что данные кадры адресованы страху одних и бесчувствию других, а вовсе не добрым чувствам зрителей.
Вывод один: наша земля столкнулась с волной репрессий и беззакония, не случавшейся с безбожных советских времён.
И всё же протестующие продолжают мирно обличать зло, не прибегая к ответному насилию, продолжают взывать к благоразумию своих оппонентов, а в ответ получают лишь усиление репрессий, запугивания, унижения личности и бессмысленной борьбы с любыми символами, указывающими на протест, в том числе и с христианскими, о чем справедливо писал священник Сергий Лепин.
При этом с подачи администрации и силовых структур нарушаются все величайшие заповеди десятисловия, касающиеся человеческого общежития, в общем и целом признанные всеми людьми, а не только верующими.
Убивая и пытаясь убить безоружных протестующих или угрожая им оружием, представители силовых структур нарушают заповедь «не убий». Ведь речь идет о мирных протестующих, а не вооружённых бандитах или погромщиках. И это не может быть признано убийством врага на войне или оправдано другими уважительными причинами.
Угрожая задержанным изнасилованием, некоторые силовики нарушают заповедь «не прелюбодействуй». Таким угрозам, по свидетельству СМИ, подвергся, в частности, задержанный Николай Дедок и некоторые другие задержанные, а так же в СМИ представлены свидетельства врачей о том, что некоторые угрозы были приведены в исполнение самым жестоким способом и повлекли серьёзные травмы.
Жестокие похищения людей неизвестными людьми без опознавательных знаков, которые идут в нарушение закона о милиции и любых правовых норм, угрозы изымания детей у родителей, попытки загнать бастующих рабочих на рабочие места дубинками (т.е. признаки фактического порабощения), заключение граждан республики в тюрьму в нарушение всех законов являются попранием заповеди «не кради», которая является в первую очередь запретом красть и порабощать людей.
Уже более трёх месяцев за решёткой находится прихожанин Свято-Петропавловского собора Павел Северинец. Он подвергался пыткам, его лишали доступа к необходимым лекарствам. Имеет ли он возможность прибегать к таинству исповеди и приобщаться Святых Христовых Таин, что он делал регулярно, находясь на свободе, и чему некоторые из нас были свидетелями? Кроме него уже более 144 человек в нашей стране признаны политическими заключенными.
О лжесвидетельствах и извращении суда и говорить не приходится – это поощряют и к этому принуждают сотрудников правоохранительных органов, членов избирательных комиссий и других ответственных служащих уже много лет, в настоящее же время свидетели на судах утратили даже лицо и имя.
Также мы наблюдаем многочисленные конфискации личных вещей граждан и наложение арестов на имущество и счета даже людей, не являющихся фигурантами каких-либо расследований, а лишь получавших помощь от других беларусов. Это ли не грабительство, запрещенное заповедью «не пожелай…. ничего, что у ближнего твоего»?
Обращаясь к памяти Вашего Преосвященства, цитируем обращение Синода Белорусской Православной Церкви (членом которого Ваше Высокопреосвященство являлись тогда, а ныне возглавляете его) от 15 августа 2020 года: «Православная Церковь всегда была и будет с народом. Мы призваны сделать всё возможное, чтобы каждый страждущий был утешен, а каждый ищущий правды — был услышан».
Однако в настоящее время ищущие правды всё ещё не услышаны, а страждущие — не утешены. Ваше Высокопреосвященство и другие члены синода также высказывали тогда надежду, что “руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость — предаст законному Суду и осуждению». Однако не произошло и этого.
В довершение всего мы становимся свидетелями сомнительных высказываний священника Андрея Лемешонка, который вообще отрицает возможность честных выборов, оправдывая при этом жестокость силовиков и священника Фёдора Повного, который отождествляет творимое беззаконие с действием закона.
Епархией несколько раз сообщалось, что нарекания со стороны верующих вызваны недостаточной их информированностью. Однако мы действительно не знаем, какие действия предприняты Вашим Высокопреосвященством в сложившейся ситуации морального выбора. С другой стороны, о действиях приснопамятного сербского патриарха Павла во время протестов в Белграде было трудно не знать. Они были очевидны и эффективны: «Да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего Небесного» (Матфея 5:16) .
Может, пришло нам время узнать? Узнать, чем именно священноначалие помогает разрешению ситуации? Каким именно образом оно остаётся с народом, как сказано в обращении Священного Синода?
Может, довольно искушать нашу совесть, когда на наших глазах мучители и их лжесвидетели получают тёплый приём Вашего Высокопреосвященства и церковные награды, а мучимые — лишь порицания за исполнение христианских гимнов, которые странным образом кого-то огорчают.
Мы благодарны Вашему Высокопреосвященству за молитвенную поддержку, но известно от отцев, что молитва молящегося и служащего угоднее молитвы сознательно бездействующего в ситуации, требующей действия, как и в послании Иакова сказано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иакова 2:15-16)
В связи с этим мы просим, призываем и настаиваем, чтобы Ваше Высокопреосвященство:
1. Оказали всемерное содействие облегчению условий, доступу к церковным Таинствам и скорейшему освобождению всех политических заключенных.
2. Взяли под опеку пострадавших от действий силовиков, оказав им помощь и доставив утешение со стороны церкви, а также призвали применяющих насилие силовиков к покаянию.
3. Осудили применение насилия, лжесвидетельства, грабительства и извращения суда в отношении граждан республики (в том числе не имеющее прецедентов со времён безбожной советской власти, давление на священнослужителей и христианские церкви в целом).
4. Дали богословскую и моральную оценку высказываниям священника Андрея Лемешонка, отрицающего свободные выборы, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, оправдывающего насилие, прямо пренебрегающего меры, предписанные Священным Синодом для предотвращения эпидемии, что выставляет его самого сторонником всякого зла и неправды.
5. Оценили с моральной точки зрения высказывания священника Фёдора Повного, который осуждает установку крестов в памятных местах (таких как Куропаты), оправдывает действия безбожной советской власти «её достижениями», а нынешнее насилие называет «действием закона».
6. Оказали архипастырскую поддержку священнику Сергию Лепину и другим священнослужителям, испытывающим давление со стороны силовых структур.