Царква і палітычны крызіс у Беларусі

После «Крокуса»

После «Крокуса»

После «Крокуса»
Аўтар
Incognito

ВячкаДраник

Православный богослов.

Вечером 22 марта в подмосковном Красногорске, в концертном зале «Крокус Сити Холл», произошел теракт, в результате которого погибло 140 человек, еще больше получили травмы. Информация о трагедии на несколько дней стала доминантой в медиапространстве РФ, Европы и мира в целом. Помимо анализа причин и последствий данного действительно страшного происшествия, свое место в СМИ заняли и соболезнования жертвам террора, высказанные многими официальными лицами, дипломатами, лидерами различных сообществ, включая религиозные.

Применительно к РПЦ стоит отметить соответствующий текст от имени патриарха Кирилла, который по факту задал тон аналогичным скорбным адресам, появившимся и от имени ряда епархиальных архиереев. В том числе и в БПЦ.

Так, свои соболезнования в связи с терактом направили предстоятель БПЦ митрополит Минский и Заславский Вениамин и управляющие некоторых епархий. А именно: Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской и Туровской. Тексты посланий размещены на епархиальных сайтах.

Ресурсы остальных епархий, то есть восьми из четырнадцати, аналогичных сообщений не содержат. Из чего можно сделать вывод, что централизованных распоряжений на этот счет не было, соответственно каждый архиерей действовал по своему усмотрению.

И в этом контексте интересны как раз тексты тех, кто высказался. Во-первых, потому что это была их инициатива, а не указ «сверху», а во-вторых, потому что подобной инициативы у них не возникло на протяжении длящейся уже более двух лет российской агрессии против Украины. В течение которой поводов для таких же обращений в адрес страны —  жертвы нападения было более чем предостаточно! Начиная с самого факта российского вторжения и далее по списку: Буча, Мариуполь, Харьков, Изюм и т.д. Но НИ РАЗУ, кроме невнятного и обтекаемого заявления митрополита Вениамина о «семейной ссоре» от 3 марта 2022 года, те архиереи, которые сейчас скорбят о жертвах расстрела в Московской области и пишут послания по этому поводу, не удосужились заметить жертв террора со стороны России в Украине! И что-нибудь сочувственное им сказать. Хоть картины украинской беды и горя — ужасные, жуткие и бесчеловечные, проходят перед глазами всего мира! Молчат об этом они сами и их епархиальные сайты!

Но после теракта в «Крокусе» у некоторых всё же проснулась эмпатия и прорезался голос. И мы, наконец, узнали, что эти люди способны видеть и слышать человеческую боль и откликаться на нее. Что их архиерейское сердце еще способно биться в такт Евангелию и язык способен называть вещи своими именами: террор — террором, жертвы — жертвами…

Пусть и вслед за своим патриархом, но и их уста, оказывается, могут произносить такие слова, какие, например, принадлежат епископу Туровскому Леониду: «Это террористическое безумие не поддается здравому смыслу. Событие, которое пронзило наши сердца горечью и скорбью. Душевная боль, вызванная терактами, не имеет границ. Она затрагивает каждого из нас».

Или архиепископу Витебскому Димитрию: «Великая боль охватила наши сердца при страшной вести о произошедшем трагическом событии в Подмосковье».

Или архиепископу Гродненскому Антонию: «Глубоко потрясен страшным преступным злодеянием, произошедшим в городе Красногорске Московской области. С болью в сердце переживаю бесчеловечную трагедию, жертвами которой стало множество безвинно убиенных наших братьев и сестер».

У здания консульства РФ скорбит архиепископ Брестский Иоанн. Фото: Брестская епархия

Архиепископ Гродненский Антоний делегировал помолиться к консульству РФ двух клириков. Фото: Гродненская епархия  

Архиепископ Гомельский Стефан служит по жертвам теракта панихиду. Фото: Гомельская епархия

И вот тут и встает вопрос: почему всё это звучит в одном случае и не звучало в другом? Почему слепота и немота на одну беду вдруг заменяются зрением и голосом при виде другой? Почему кровь и боль одних христиан равны нулю, а страдания и раны других — потрясают до глубины души и отзываются великой болью? Почему одним жертвам — кривая и лукавая молитва о неких «иноплеменных языках, брани хотящих», а другим — панихиды чуть ли не архиерейским чином и цветы к консульствам РФ? Откуда такая избирательность там, где, вроде как, все — братья и сёстры?

Думается, ответ очевиден: причина в сознательно выбранной абсолютной лояльности патриарха Кирилла и всего епископата РПЦ к политике руководства РФ в его войне против Украины! И этот выбор не предусматривает такой мелочи, как Евангелие. Которым можно полностью пренебречь и забыть ради того, чтобы, в очередной раз «спасая Церковь», соответствовать «генеральной линии». Хоть партии, хоть Путина. Только вот Церковь, идущая вдоль этой «линии», идет явно не туда, куда позвал ее Христос!

Всё это некрасивое и лицемерное поведение напомнило один несколько апокрифический случай, приписываемый писателю-фронтовику Даниилу Гранину. Якобы он был в 1957 году с делегацией писателей в Бухенвальде. Лагерь расположен очень близко к городу Веймару, и Гранин понял, что горожане прекрасно видели дымящиеся трубы крематориев. Он захотел пить и, пока ему в киоске наливали воду, спросил у продавщицы, как она себя чувствовала во время войны. «Ах, что вы! — ответила она. — Мы же ничего не знали!» Тогда он уточнил: «Но ведь вы видели дымящиеся трубы!» Продавщица возразила: «Нет. Не видели. Мы смотрели в другую сторону». Впоследствии Гранин будто бы с горечью напишет, что для того, чтобы смотреть в другую сторону, нужно знать, куда смотреть не следует.

Литературная экспертиза сомневается в подлинности данной истории, в смысле авторства именно Гранина, но указывает на то, что скорее всего ему приписывается сюжет из произведения  австралийской писательницы Димфны Кьюсак «Жаркое лето в Берлине» (1961), неоднократно переводившегося и издававшегося в СССР. Героиня делится воспоминаниями о своем посещении бывшего концлагеря Дахау после капитуляции Германии. У киоска с водой она разговорилась с продавщицей, и та в ответ на упоминание желтого дыма, валившего из труб лагеря в годы войны, спокойно ответила: «Я никогда не смотрела в ту сторону».

В любом случае, это очень важный эпизод из истории Второй мировой войны о том, как ломаются этика и мораль людей. Как мало нужно для того, чтобы уничтожить в себе совесть, разум и волю. Нужно просто знать, КУДА НЕ НАДО СМОТРЕТЬ.

Видимо, РПЦ весьма преуспела в этом знании, судя по событиям 24.02.2022 и 22.03.2024!

Вячка Драник


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава