Женская стратегия: рефлексия одной христианки
Жёны мироносицы — это мудрые девы с маслом (а именно — миром) из притчи, воплотившиеся в истории. В то время, когда апостолы скрывались от страха, у них ещё остался запас мудрости — ведь даже после краха всех их надежд ещё была и последняя необходимость — помазать тело. Логика такая: когда уже ничего не поделаешь, мы всё же кое-что сделаем. Такое по-женски иррациональное поведение проявлялось в Евангелии уже не раз: после краха надежды на исцеление от кровотечения (а какое положение может быть отчаяннее?) можно хотя бы прикоснуться к краю одежды; после прямого отказа Христа помочь (а что может быть хуже?) можно сказать, что «даже псы едят крохи со стола»; наконец, после известия о зачатии без мужа (а что может быть неправдоподобнее?) сказать: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Как мы знаем из продолжения этих историй, плодами такой женской наивности стало: исцеление от болезни, спасение от бесов, Воплощение Бога Слова. Также обычно излишние многословность и любопытство женщин в истории сегодняшнего праздника Божьим промыслом становятся орудием для первой проповеди — проповеди апостолам.
Можно раскрыть ещё один пласт смысла притчи о десяти девах. Пять заповедей Ветхого Завета относятся к власти Бога (если включать сюда подчинение родителям как образ подчинения божественной власти), остальные же — социальные и практические. Пять дев — избравшие только одну часть — либо мирскую, либо церковную, оставшейся они пренебрегли. Пять других — избравшие обе части. Любить Бога невозможно без любви к ближнему, эти заповеди нераздельны и нужны как оба крыла у птицы — иначе она не полетит. Также и в отношении пола только вместе две противоположности (мужчина и женщина) могут достичь конечной цели. Другая этика, этика не закона, а благодати, может убрать основное затруднение в понимании притчи. Пять заповедей Нового Завета говорят о терпящих: алчущих, плачущих, нищих, изгнанных и гонимых, остальные же — об обладающих каким-либо ценным качеством, тут присутствует дихотомия: обделённость — с одной стороны и изобилование — с другой. Дело тут уже не в количестве масла, а в поведении дев (их стратегии) — заповеди даны для всех с учётом их изначального положения, но не каждый хочет их исполнить — много званых, а мало избранных; один возьмётся, другой останется. Бедные девы — неразумные, богатые — мудрые. Мудрость дев спасает.
Как уже замечено, двойственность противоположностей составляет полноту — не зря женщина её символизирует. Мужской и женский полы связаны неразрывно, как плоть и кости. Падение Евы порождает падение Адама, выбор Марии — спасение человечества во Христе. Сегодняшним праздником женщины уравнялись ловцам человеков: их положение в ранней Церкви было особенным — в противовес патриархальному обществу — как показывает история. Возможно, сейчас, в современном обществе, мы часто утрачиваем этот баланс. Но, к счастью, такое происходит не везде. В Беларуси женщины в белом, движимые любовью, совершили свой иррациональный подвиг, когда никто из власть имущих не нашёл, что им противопоставить, а три другие женщины создали коалицию и пошли по неженскому крёстному пути. Как видим из этого, а также ранее представленных евангельских примеров, женщина оказывается неплохим стратегом. Ведь стратегия — это искусство распоряжаться ресурсами с наибольшей эффективностью, добиваться максимального результата минимальными затратами, побеждать превосходящего по силе противника имеющимися в наличии средствами. Там, где разум уже бессилен что-то предпринять, они находили пути и выходы, смиренно исполняя Божью волю; благодаря способности женского сердца к любви побеждали страх.
Нужно заметить, что всё же жёны мироносицы с миром немного опоздали. Вспомним, что одна женщина уже подготовила Христа к погребению, вылив миро на Его голову и отерев волосами Его ноги. Он же сказал об этой женщине, что, где будет проповедано Евангелие, о ней обязательно вспомнят. Дело помазания совершено грешницей в прощение её грехов, дело же распространения благой вести Воскресения Божий промысел даёт мироносицам — ведь и у Бога есть своя стратегия относительно женщин (как и всех нас).
Но как же нам праздновать праздники или «кто отвалит нам камень от гроба» распятого недавно мира — спросите вы. В ситуации краха государственности нашей родины и господства смерти на войне, в которой участвуют сотни беларусов, хочется получить утешение, подобное тому, которое женщины услышали от ангела. Давайте увидим его в глубоких смыслах двух самых известных Божественных стратегий — заповедей Ветхого и Нового заветов.
Вот первая — о том как использовать Декалог для построения града Божьего, противостоящего Вавилону:
- Я Господь Бог твой — закон верности истинному пути, Бог – наш флаг и гимн.
- Не сотвори себе кумира из того, кто вверху или внизу — это правило истинной иерархии. Христиане первых веков часто отказывались служить в армии именно по причине того, что хоругви и знаки отличия символизировали животных или богов, не желая неправедного подчинения ложной иерархии.
- Не произноси имени Господа напрасно — регуляция языка (средства создания социальной реальности), запрет магии (манипуляции реальностью через власть над смыслами слов — СМИ и пропаганда).
- Помни день субботний — когда фараон увидел, что евреи молятся, то нагрузил их работой, чтобы не занимались «абы-чем». В таком случае исполнение этой заповеди становилось своеобразной забастовкой ради уважения к Богу — истинной первоцели, важнейшей чем любое занятие.
- Почитай отца и мать — уважай и не свергай реальной власти над тобой и будешь долгожительствовать, в отличие от недолгого хамского рабского существования.
- Не убий — не нарушай целостности общества, защищай слабых, основа для армии.
- Не прелюбодействуй — закон сохранения здоровья общества через целостность её ячейки, защита от заражения народа опасными элементами (не случайно именно шпионы занимались проституцией).
- Не кради — закон здоровой экономики.
- Не лжесвидетельствуй — закон против доносов, сплетен, слухов (фейков).
- Не завидуй — закон против тайных заговоров, создания экономических монополий, военных хунт. Грехопадение и первое убийство начинались с зависти — змея, скрытно прокравшегося в сад человеческой души и совершившего там сговор.
Итак, Пасха продолжается, просто народ сейчас идёт в пустыне. Let’s my people go!
А вот вторая, стратегия Нагорной проповеди против смерти, войны и страданий:
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное — состояние нищего — это ситуация выживания и предельного напряжения человеческих сил. В такие моменты совершаются великие подвиги духа — так, что человек проходит мимо смерти, окружающей его.
- Блаженны плачущие, ибо утешатся — снятие боли, сопровождающей смерть благодаря парадоксальности самой же боли — потребности в утешении.
- Блаженны кроткие, ибо наследуют землю — после грехопадения тело распадается и уходит в землю, но в Новом Завете кротость удерживает от распада и земля наследуется уже для жизни.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся — в психологии известен феномен «заедания» внутренних противоречий, когда недостаток общения(любви) больной пытается скомпенсировать едой. Это подтверждает, что не хлебом единым жив человек, а всяким словом Божиим. Правда — это новые пища и питие для новой жизни, вместо преходящих материальных.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут — как мы можем воскреснуть, не помиловав брата, который будет рядом с нами в раю? Милость разрушает связывающие человека с миром социальные противоречия и обязательства, она противоположна мести. Викинги говорили про неё: хочешь отомстить — копай сразу две могилы. Христианин бы продолжил — помилуй, и те кто в могилах — восстанут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят — светильник тела есть око, только тут срабатывает обратная механика — очищенное от страстей тело (сердце) проясняет зрение до лицезрения Бога, чем и будем заняты в раю.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими — творящие мир (рай) вокруг себя и, подобно Христу, не преломившие трости надломленной, по сыновству унаследуют бессмертную природу от самого Бога.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное — как бессмертная душа отделяется от тленного тела, так и праведники закономерно отделяются от общества смертных как принадлежащие другому миру.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня — Тут предполагается крест и последняя смерть со смыслом — смерть мученика. Подражание Христу «даже до смерти» повторит Его жизнь и конечно же, воскресение.
- Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас — заповедь о радости как будущем капитале на небе.
Увидев войны и смерть, не ужасайтесь, это еще не конец. Маран-Афа!
Свобода, дарованная двумя Пасхами (от Египетского плена и плена смерти) не просто данность: любая победа должна быть освоена и распространена. Пускай эти две стратегии как мужское и женское дополняют друг друга и образуют полноту в главном — любви. С праздником, женщины!