Регина Эльснер. Церкви и протест в Беларуси — результаты опроса ZOiS
РегинаЭльснер
Докторесса теологии, научная сотрудница Центра восточноевропейских и международных исследований (ZOiS), Берлин, профессориня восточных церковных и экуменических исследований Мюнстерского Университета.
После президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 года протесты против фальсификации выборов и репрессий в отношении демонстрантов не прекратились. Две самые крупные церкви в стране — Белорусская православная церковь (БПЦ) и Римско-католическая церковь — также были затронуты процессами трансформации.
В декабре 2020 года Центр восточноевропейских и международных исследований (ZOiS) провел комплексный онлайн-опрос белорусских горожан, выборка которого составила 2000 участников в возрасте от 16 до 64 лет. В дополнение к многочисленным вопросам о социальной и политической ситуации, участии в протестах и перспективах на будущее были затронуты также различные аспекты религиозной идентичности. Это исследование позволяет лучше понять религиозные составляющие протеста, а также социальные установки верующих, даже учитывая, что опрос был ориентирован на городское население, а пожилые группы населения охвачены не были. Кроме того, в исследовании не были учтены протестантские церкви, из-за недостаточного, сравнимого со статистической погрешностью, количества их приверженцев среди участников опроса, при том, что в целом они играют весьма заметную роль в общественной жизни.
Религиозная принадлежность и повседневная религиозность
Распределение религиозной принадлежности в значительной степени соответствует данным более ранних опросов: 72% опрошенных называют себя православными, около 6% — католиками, а меньшинство — протестантами, иудеями и мусульманами. 20% опрошенных заявляют, что они нерелигиозны. Как и во многих других постсоветских странах, этот высокий уровень идентификации с церковью контрастирует с религиозными убеждениями. Только 3% православных посещают церковь еженедельно, 6% — один раз в месяц, 44% —несколько раз в год и 47% никогда не ходят в церковь. 25% православных еженедельно молятся дома, 46% — не молятся, а 20% читают молитвы всего несколько раз в год. 78% опрошенных православных верующих заявили, что они не были членами или приверженцами церкви или религиозной организации в течение последних двенадцати месяцев.
Актуальность религии для православных респондентов в повседневной жизни также невысока. Из тех, кто относит себя к православным, только 25% процентов считаются с мнением церковных лидеров (епископов и священников) или считают его в некоторой степени важным в условиях социальных кризисов, 23% опрошенных прислушиваются к мнению священнослужителей в личных вопросах. Однако для 60% в этих вопросах мнение церковных лидеров не имеет никакого значения.
Результаты опроса подтверждают гипотезу, что среди католиков больше религиозных. Актуальность мнения церковных лидеров в личной жизни и во время социальных кризисов, а также домашняя и церковная молитва имеют бо́льшую ценность для респондентов католического вероисповедания по сравнению с православными. Привязанность к религиозному сообществу (людям или поддержке сообщества за последние двенадцать месяцев) также немного выше.
Доверие к институтам
В целом ценность личного доверия в Беларуси достаточно низкая, и верующие не являются исключением: почти 60% опрошенных обеих конфессий заявляют, что никогда не доверяют или редко доверяют людям при первой встрече. Эти числа особенно важны для чувства общности, поскольку влияют на вероятность мобилизации для общих интересов и в данном случае делают ее менее вероятной.
Обращает на себя внимание высокий уровень доверия респондентов к институту православной церкви по сравнению со всеми другими институтами. Однако следует учитывать несколько аспектов, которые не позволяют делать поспешных выводов. Во-первых, поражает большая доля ответивших «не знаю» — в случае с православной церковью эта доля ответов особенно высока и составляет 20%. Во-вторых, 40% доверяют полностью или частично, что по сравнению с предыдущими значениями опросов, которые в последние годы всегда колебались между 60 и 65%, означает массовую потерю доверия на 25%. В-третьих, доверие православных респондентов к своей церкви не превышает 40%. Если вместе с этими общими цифрами прочитать данные внутреннего церковного исследования, проведенного Наталлей Василевич, то можно увидеть большую неопределенность, учитывая двойственное поведение церковного руководства в контексте протестов и внутренней фрагментации церкви.
Можно предугадать две парадоксальные причины демонстрации относительно высокого уровня доверия. С одной стороны, не следует упускать из виду, что значительная часть опрошенных не принимала участия в протестах (около 75%) и не поддерживала протесты (около 30%). Таким образом, для этих людей категорически нейтральная позиция церковного руководства и довольно абстрактное понимание церкви, безусловно, могут быть основанием для доверия в поляризованной социальной атмосфере. С другой стороны, очень конкретный опыт конкретной общины или особенно харизматичного священника может формировать образ церкви более конкретно, чем более высокое церковное руководство — там, где священники и прихожане проявили большую солидарность и внимание к потребностям людей, это способствует укреплению доверия к церкви.
Помимо доверия респондентов к церкви, вопрос о том, какую общественную роль люди ожидают от церкви, является еще одним важным элементом в понимании социального положения церкви. Большинство респондентов считают заботу о духовных потребностях верующих, поддержание общественной морали и благотворительность важнейшими задачами церкви в общественной жизни. Лишь немногие видят вмешательство в вопросы национального согласия как задачу церкви, и лишь немногие хотели бы полностью исключить участие церкви в общественной жизни. Ожидания того, что церкви должны быть защитниками прав человека, поразительно высоки. Это распределение отражается и на верующих респондентах, что особенно примечательно в связи с признанием прав человека задачей церквей, а также в связи с плохо разработанной национальной повесткой верующих.
Политическая мобилизация
Социальные сети и международное наблюдение сделали религиозный аспект протестов 2020 года особенно заметным. В то время как реакция церквей на более ранние протесты в основном анализировалась на основе официальных заявлений церковного руководства, летом и осенью 2020 года социальные сети быстро и широко освещали как протесты, так и насилие со стороны государства, а также деятельность церкви. Всё это способствовало распространению информации и мобилизовало международную солидарность.
В принципе, полученные данные показывают, что политическая приверженность и позиция респондентов-православных и католиков существенно не отличаются от позиции общества в целом. Выборы 2020 года вызвали повышенный политический интерес более чем у половины верующих. В протестах после фальсификации выборов в 2020 году приняли участие 11% православных и 21% католиков (14% от общей численности населения). С действиями правительства по борьбе с пандемией Covid-19, которая рассматривается многими как триггер еще большего недовольства режимом, треть верующих, как и все респонденты, согласны, но более 40% не поддерживают отсутствие в Беларуси адекватных ограничительных мер по борьбе с эпидемией.
Для респондентов, определяющих себя православными и католиками, религиозные факторы, такие как запрет или особая религиозная мотивация, не играли роли в принятии решения об участии в акциях протеста. Что касается причин отказа от участия в акциях протеста, следует особо отметить отсутствие уверенности в успехе протеста и искренность мотивов протестующих. Также здесь заметна значительная часть людей, которые не захотели отвечать на вопрос. Участие в акции протеста было мотивировано чувством, что в противном случае они не имели бы голоса в политическом процессе страны, и новостями о масштабах насилия. Этот вывод также привлекает внимание к использованию СМИ, что свидетельствует о большом значении социальных сетей и большом недоверии к государственным СМИ среди католиков и православных.
Что касается форм протеста, то информация, предоставленная верующими респондентами, соответствует информации от респондентов в целом. Основное внимание уделяется человеческим цепочкам солидарности и личной поддержке друзей, соседей и членов семьи. С другой стороны, участие в публичных молитвах крайне низкое. Интересно, что среди открытых ответов о возможных дальнейших акциях солидарности есть несколько, все от православных респондентов, об участии в мероприятиях в поддержку Лукашенко. Это наблюдение, которое статистически сложно оценить, соответствует данным о критике режима и поддержке режима — они указывают на то, что среди сторонников Лукашенко больше православных, в то время как протестанты и католики более критически относятся к режиму.
Перспектива
В целом данные опроса показывают некоторые важные тенденции в отношении значимости церквей большинства в Беларуси. Очевидно, что, несмотря на сильную идентификацию с православной церковью и относительно высокий уровень доверия респондентов к ней, на практике церковные власти не имеют значения для социальной или политической активности людей. Таким образом, идентификация с православием снова проявляется как культурный маркер, на который церковная иерархия не может полагаться ни в моральных вопросах, ни в социально-политическом плане, и который не имеет принципиального значения в повседневной жизни людей.
Как и население Беларуси в целом, верующие разделяют большую неуверенность в отношении институционального и межличностного доверия, а также в отношении оценки политических процессов и перспектив. Доля тех, кто отвечает «я не знаю» на вопросы по этим темам, заметно высока — например, когда их спрашивают об оценке мер по Covid-19 или когда речь идет о важности демократии, почти половина православных (и это примерно 40% всех респондентов) не могут или не хотят отвечать на эти вопросы или воспринимают качество существующей политики как демократической или недемократической как нечто не имеющее отношения к жизни человека. Однако отчуждение между политической и церковной элитой и респондентами, а также немного возросшее межличностное доверие (около 20% среди православных респондентов, 10% среди всех респондентов) могут способствовать укреплению солидарности и повышению активности людей на местном уровне в будущем.
Исследование стало возможным благодаря финансированию Федерального министерства иностранных дел. Обзор отражает мнения автора и дальнейший анализ ZOiS.