Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Протоиерей Фёдор Повный: «Истерику часто останавливают пощёчиной, но с целью помочь, а не в гневе»

Протоиерей Фёдор Повный: «Истерику часто останавливают пощёчиной, но с целью помочь, а не в гневе»

Протоиерей Фёдор Повный: «Истерику часто останавливают пощёчиной, но с целью помочь, а не в гневе»

В своём интервью государственному порталу «Беларусь сегодня» протоиерей Фёдор Повный затрагивает тему политического кризиса. Протесты в обществе сравниваются с протестным настроением подростка. Приводим некоторые отрывки из интервью:

— Отец Федор, какую проблему белорусского общества вы бы назвали главной на данный момент?

— Неблагодарность и отсутствие любви. Корень этой проблемы в том, что мало кто сейчас живет для Христа. Если бы жили по Евангелию, то хотя бы жалели друг друга. Но теперь модно Священное Писание использовать для своих целей, а Божьим Словом оправдывать человеческие грехи. Путая, образно говоря, божий дар с яичницей.

Если мы обращаемся к Новому Завету, то давайте послушаем святого апостола Павла. Он пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчеств и знаю все тайны и имею всякое познание, всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви — я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы». Далее идут его известные слова о том, что любовь долготерпит, не бесчинствует, не ищет своего.

Христос дает нам высокую планку совершенства. Если говоришь о Любви, то люби врага своего, прощай обидчика семижды семь раз в день. А сейчас даже христиане стоят с плакатами «Не забудем, не простим». И скажите, как без любви строить страну, отношения? К слову, «Никогда не забудем» —это название книги о героизме детей во время Великой Отечественной войны. Тем, кто сегодня гордо повторяет этот лозунг, нужно внимательно вчитаться в предисловие Якуба Коласа. В 1948 году он написал: «Эта книга представляет собой грозный обвинительный акт международных разбойников, которые мечтают о своем господстве над народом, об установлении своей власти над миром. И в то же время она красноречиво предсказывает судьбу этих бандитов всемирного масштаба».

— Как, по вашему мнению, людям с разными точками зрения и политическими взглядами найти путь к примирению?

— Если опустить высокую планку Евангелия, то нужно хотя бы уважать друг друга и закон. Не поднимать темы, которые вызывают агрессию. Свою энергию не тратить на споры, а направлять ее на созидание. Как жизнь устроена? Взял камень — на твой жест ответят подобным. Это защитная реакция. Ты улыбнулся — и тебе улыбнутся в ответ. Но чтобы одарить лаской и заботой, нужно иметь мирное сердце, спокойный дух. Слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» — вновь актуальны как никогда. И прислушаемся к совету апостола Павла: «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Очень важные слова сегодня.

— Есть мнение, что протестное настроение больше характерно для человека во время становления собственного «я». Как, на ваш взгляд, нужно разговаривать с молодежью, чтобы быть услышанным?

— Мне думается, нужно вообще чаще с молодежью говорить. Образно и доходчиво. Но без морализаторства. Нужно слушать и слышать. Главное — воспитывать личным примером. Только личность способна зажечь другую личность. А много ли бесед со школьниками проводят наши ученые, артисты, художники, рабочие заводов, священники? Да и сам учитель должен быть глубоким и мудрым человеком, а не просто транслировать научную информацию. Недаром наши предки говорили, что учитель — это не профессия, а призвание.

Хотелось бы подчеркнуть, что в открытой фазе протеста подростка любые беседы бесполезны. Нужна четкая позиция взрослого. Важно отстаивать эту позицию, но исходя из любви, а не из агрессии. Истерику часто останавливают как? Пощечиной. Но с целью помочь, а не в гневе. Вот и родители не должны наказывать со злобой. Есть те, кто упрям и не слышит. Тогда их учит сама жизнь. А она, простите, больно бьет за невыполнение духовных и других законов.

— Святой апостол Павел сказал: «Противящийся власти противится Божию установлению»…

— Он указал на то, что власть как системообразующий принцип — это божественное установление, своего рода божественный миропорядок, основанный на иерархии. Ведь Бог сам обладает властью. Он своей волей создал мир. И этой власти воспротивился некогда Денница. Есть ангельские чины, которые называются господствами, властями, силами и начальствами. С этой цитатой нужно быть крайне осторожными, иначе мы уподобимся тем, кто прикрывается Евангелием. Вопрос послушания государственной системе вынес из духовной области еще сам Христос, сказав: «Божие — Богу, кесарево — кесарю». Заметьте, он не умалил значение для человека ни духовной, ни земной власти, но сопоставил их, подчеркивая важность каждой.

Уже со школьного возраста детям нужно объяснять, для чего существует государство, власть и силовые структуры. Все сейчас обучены правам.

У каждого права есть оборотная сторона. Это ответственность.

Мне же видится, что нужно сначала выстроить правильную иерархию. Сначала ответственность, а потом право. Принес пользу обществу — заслужи право. А может, даже и привилегии. Не принес — пожалуйста, имеешь право по гражданству, но без привилегий. Вредишь — неси ответственность. Это ведь везде так. Поэтому очень часто не понимаю тех опусов, которые звучат и которые нам пытаются навязать. Они же абсурдны.

Беларусь сегодня


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава