По какой методичке составлено Рождественское послание Белорусского Экзарха и что с ним не так
ОлегНагорный
Православный христианин, бывший преподаватель приходской школы, учился в МинДС, занимается практическим сектоведением.
«Мы направляем ужас каждого поколения против тех пороков, от которых опасность сейчас меньше всего, одобрение же направляем на добродетель, ближайшую к тому пороку, который мы стараемся сделать свойственным времени, — объяснял бес-куратор Баламут своему стажёру Гнусику. — Игра состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителем во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой».
Рождественское послание предстоятеля Белорусской Православной Церкви митрополита Вениамина (Тупеко) в точности следует этой методической рекомендации инфернального персонажа «Писем Баламута» Клайва Стейплза Льюиса.
Безнаказанные пытки, убийства, насилие… правовой беспредел, доносы… демоническая жестокость тех, кто призван был защищать, а не истязать свои жертвы… массовые репрессии, увеличение безработицы, гиперинфляция, рост коммунальных и налоговых платежей, ведущие к гуманитарной катастрофе обнищания населения… вынужденная экономия на продуктах питания, ежечасная неуверенность в личной безопасности и в завтрашнем дне… осквернение образа Божия через обращение с людьми как с быдлом… разжигание вражды, ненависти и розни… Это все без внимания! Не до этих пустяков сейчас Владыке, который озабочен более насущной проблемой: как бы Беларусь не признала однополые и транссексуальные браки!
«Тем самым Господь благословляет и освящает союз мужчины и женщины, установленный Богом еще на заре человеческой истории. Не случайно сегодня именно семья и благословенные Богом отношения между супругами, родителями и детьми особенно страдают от разрушающего веяния «духа века сего». Поэтому на нас, христианах, лежит великая ответственность в деле сохранения этого Божественного установления».
Это как прийти служить погребение и вместо соответственных случаю слов закатить проповедь о необходимости послушания власть придержащим. Кстати, знаю реальный такой случай…
В Послании литры елейного пустословия о значимости семьи — и ни пол слова о том, что сегодня в действительности убивает желание белорусов создавать новые браки и рожать детей. Страна, где ты едва можешь прокормить себя, где всё чаще ситуации, когда «иногда не до законов», где госорганы шантажируют за инакомыслие детьми, а детские души в школах развращают «идеологической работой»… отнюдь не вдохновляет на создание новых ячеек общества. Супруг и супруга это уже потенциальный рычаг шантажа. И совсем не хочется приводить детей в жизнь, полную страха, отсутствия самоуважения и чувства абсолютной беззащитности и бесправия…
Это всё пустяки! Гомобраки — вот забота первой необходимости в стране, где многодетную мать Ольгу Золотарь решением суда разлучили с пятью детьми на 4 года по сути за то, что она пыталась преданно и искренне жить по христианским заповедям, по правде Божией*.
Её последнее слово в суде звучит гораздо более к месту, и гораздо более содержательно по существу, чем полиелейное пустословие православного Экзарха.
«Я здесь, потому что я неравнодушный человек, Я здесь, потому что живу по Божьему завету. Я здесь, потому что я мама, которая хочет защитить своих детей. Как мама и католичка, я стою на позиции человеческого достоинства и духовных ценностей. Все мои действия и высказывания — с любовью к людям и с ненавистью к лжи и насилию.
Мы все дети Божьи. Каждый имеет потенциал сделать этот мир похожим на Царство Божье, где царит любовь. В Царстве Божьем нет ненависти, зависти, лжи, мести и страха.
Мое сердце рвется на части, потому что градус ненависти растет, увеличивается количество боли и обид. Необходимое покаяние и взаимное прощение. Только так возможно остановить общественно-политический кризис в стране.
В материалах дела моим действиям придан смысл, которого я не предполагала. Обычные человеческие поступки, реакции и чувства криминализированы. В материалах дела есть фото плаката, на котором написано «Мир. Любовь. Свобода». И я подписываюсь под каждым словом. Я хочу мира для своей родной страны.
Я хочу, чтобы в моей стране царила любовь к Богу и людям. Хочу закончить словами Владимира Короткевича: «На Беларусі Бог жыве». Жыве Бог! Жыве вечна».
Предвозвестивший приход Христа Иоанн Креститель принял мученическую кончину за обличение блудника Ирода. Зато Вениамин в полный рост солидаризируется с прелюбодеем и даже позволяет ему нести пропаганду собственного имени, оскверняя амвоны храмов Христовых. (Или Коля Лукашенко в каком-то тайном браке родился?) Я уж боюсь во избежание обвинений в клевете вслух называть другие более страшные грехи, коррелирующие со статьями уголовного кодекса, в причастности к которым Лукашенко белорусы не сомневаются.
Белорусский Экзарх солидаризируется с тем, кто нарушил новозаветную заповедь о подчинении высшим властям** и сам таким образом её нарушает во имя нездоровой конспирологической фантазии о предотвращении печального будущего, уготованного Беларуси мировым заговором… Ах, эти страхи будущего, оправдывающее попрание христианских заповедей в настоящем! Снова методичка Баламута:
«Нам же нужен человек, терзаемый кошмарами будущего, гонимый идеями близящегося рая или ада на земле, готовый преступить заповеди Врага сейчас, если мы внушим ему, что этим он приблизит или отвратит то, чего ему даже не доведется увидеть при жизни».
А где же у православного Владыки доверие к Богу?! Не должен ли православный человек следовать евангельским нормам при любых обстоятельствах, а остальное полагать на Промысел Божий?
Впрочем, есть пару слов в Послании об объединении белорусского народа. Владыка считает, что мультирелигиозное светское общество может объединиться на основе… веры во Христа!
«И сегодняшнее торжество указывает нам на то твердое основание, на котором мы можем строить мирные взаимоотношения и в наших семьях, и в обществе, и между народами. Вера в воплотившегося Бога, возлюбившего нас…»
Правда, он не уточняет, что следует сделать с белорусскими мусульманами, иудеями, буддистами и прочими иноверцами, которые отвергнут такое единодушие: отправить на нары, отселить в гетто, выселить из страны или просто предать смерти?
При этом не ясно и как объединяться на основе веры во Христа, если она заключается в исполнении христовых нравственных заповедей, но на многие из них даже сам Предстоятель решил закрыть глаза в угоду кесарю, купившему лояльность Владыки обещанием административной и финансовой поддержки.
Матфея 6:24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.»
Святые в схожих обстоятельствах поступали и рекомендовали поступать иначе. Не будет вспоминать подробности известного эпизода обличения митрополитом Филиппом русского царя Ивана и его опричников. Вспомним, например, поучение Василия Великого:
«Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия»
Или ещё более строгое наставление преподобного Иосифа (Волоцкого):
«…Царь «есть Божий слуга» (Рим. 13, 4), для милости и наказания людям. Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего — неверие и хула, — такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: «Пойдите, — говорит Он, — скажите этой лисице» (Лк. 13, 32). И пророк говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны» (Ср.: Иез. 28, 17–19; Дан. 5, 20)52. И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан. 3, 32). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению».
Но нашего Экзарха не нужно даже мучить и грозить ему смертью. Достаточно приручить морковкой административной поддержки и финансового благополучия… Ну и, конечно, обоих объединяет общий конспирологический бред преследования о мировой закулисе, которая спит и видит как бы захватить стратегические запасы белорусской бульбы и взорвать белорусский форт-нокс «традиционных ценностей».
То, что мерзость беззакония и насаждение демонических ценностей происходит в стране здесь и сейчас не замечается, поскольку взгляд целиком устремлён в гипотетическое тревожащее будущее…
В методичке Баламута есть ещё нюанс: «..одобрение же направляем на добродетель, ближайшую к тому пороку, который мы стараемся сделать свойственным времени…».
В нашем случае «политруками» в рясах всячески поддерживается добродетель смирения и покорности властям. Вениамин лично причастен к этой пропаганде. Он лично призывал граждан смириться с общественным злом, не вступать на защиту обижаемых ближних, поступательно обворовываемого и разрушаемого Отечества. Вместо этого дистанцироваться от «грязной» политики в пользу смирения перед власть имущими и личной аскетики и молитвы. В Рождественском послании он говорил о мире на Белорусской земле (не будет придираться к богословскому ляпу, в котором он смешивает «шалом» и «ирини«). Но исходя из его предыдущих интервью и высказываний понятно, что его формула мира — смиренное принятие зла. Естественно в этой пропаганде фальсифицируются христианские понятия смирения и покорности властям.
Так, мы уже упоминали, что высшие власти в Беларуси это не самопровозглашенной кесарь, но белорусских народ.
А аскетическое понятие смирения (осознания собственной греховности и беспомощности лишь собственными силами одолеть грех) не имеет ничего общего с безответственной безучастностью к судьбе Отчизны и страданиям ближних. «Патриотизм православного христианина должен быть действенным», — когда-то написал Архиерейский собор в «Основах социальной концепции РПЦ». «Патриотизм православного христианина должен быть пассивным», — поправляет коллег более духовный Владыка.
Вы удивитесь, но подмена христианской деятельной любви псевдодуховным самокопанием, не замечающим, однако, в себе пороков чёрствости, трусости, безответственности и эгоизма, тоже по методичке Баламута:
«Удерживай внимание подопечного на его внутренней жизни. Он думает, что обращение развивается «внутри него», и потому смотрит внутрь, на «состояние своей души», или, точнее, на ту версию этих состояний, которую ты ему подсунешь. Поощряй его всячески в этом «самоанализе» и отвращай его взор от простейших обязанностей, направляя к целям высоким и духовным. Обыграй полезнейшую черту человека — пренебрежение к будничному и страх перед ним. Доведи подопечного до того, чтобы он часами копался в себе, но при этом не обнаружил черт, которые совершенно ясно видны каждому, живущему или работающему с ним».
А помните такую формулу заклинателей в рясах: «Раз у власти Лукашенко, значит так угодно Богу. Бог даёт такого правителя, которого народ заслуживает». Хотелось бы, конечно, послушать как это заклинание они применили бы к обстоятельствам гитлеровской Германии или оккупированной Вермахтом Беларуси. Но сейчас не о том.
Знаете в чём главный здесь трюк? В том, что недостойным лучшего правительства народ делает недостаток деятельной любви к ближним и Отечеству: безответственное и бездеятельное наблюдение над тем, как их истязают, подмена духовного смирения смирением перед социальным злом. Но рясофорные пропагандисты вкладывают в формулу именно такой смысл, который сеет эту безучастность и охлаждение любви. Получается замкнутый круг: ты дистанцируешься от судьбы Родины и ближних, страдающих от неправедного режима, полагаясь на предложенную формулу, но твоя безучастность и делает не достойным лучшего! Остроумно, не правда ли!
Но пока живут в Беларуси духовно здравые христиане, исполненные подлинной христианской, а значит деятельной, любви, не покупающиеся на кесареугодническую демагогию епископата, — на Беларуси Бог жыве!
Воплощение Христа опрокинуло не только языческих кумиров. В этот праздник вместе с волхвами и мы «звездою учахуся», что на сделки с совестью нельзя идти ни ради каких идолов тварного мира. Поклонение только Христу — только Солнцу Правды! Никакого смирения перед тьмой: ложью и беззаконием!
Как бы лукавый ни рядился в тогу миродержца через своих земных ставленников, мы помним слова нашего Господа: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матфея 28:18). А значит сугубой силой дышат для нас слова хорошо знавшего цену земной власти псалмопевца:
«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3)
Ну, не совместимо христианство с культом личности Лукашенко!