Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Христианские церкви, социальный капитал и белорусское восстание 2020 года

Христианские церкви, социальный капитал и белорусское восстание 2020 года

Placeholder
Аўтар
Paula Borowska

PaulaBorowska

Researcher of religion in Belarus, PhD «Religion and Social Capital: the Case of Protestants in Belarus» from University College London.

Read in English

Автор: Паула Боровска – исследовательница религии в Беларуси, защитила диссертацию на тему «Религия и социальный капитал: на примере протестантов в Беларуси» в Университетском колледже Лондона.

В августе этого года [оригинал статьи опубликован в 2021 году. – ред.] исполняется год с тех пор, как по Беларуси прокатились массовые протесты после фальсификации президентских выборов. Беларусь переживает один из самых драматичных периодов с момента провозглашения независимости в 1990 году, в ходе которого несколько протестующих погибли, а число политических заключенных исчисляется сотнями.

Source: belsat.eu

Несмотря на насилие властей, настойчивость протестов продемонстрировала нечто неожиданное. Вряд ли можно сказать, что гражданское общество в Беларуси является «наименее развитым в Европе» (Lenzi, 2002) или «слабым» (Matchanka, 2014), а социальный капитал находится на «низком уровне». На самом деле социальные связи, солидарность и доверие среди белорусов никогда не были на таких уровнях.

Жестокое подавление мирных маршей протеста также вызвало реакцию со стороны различных христианских церквей в Беларуси. Этот пост в блоге исследует, как христианские церкви справляются с продолжающимся кризисом. Их участие рассматривается как толока — форма добровольной помощи, исторически традиционная для белорусских сельских общин. В условиях политической нестабильности и государственных репрессий церкви эффективно способствовали действиям солидарности в обществе.

Толока как гражданское действие

В научном дискурсе социальный капитал относится к социальным связям и нормам доверия и взаимности (Putnam, 2000). Некоторые ученые дошли до того, что определили социальный капитал в бывших советских республиках как некоммунитарный, или «низкий», поскольку в его основе лежали клиентелизм и коррупция, а не сообщество в более широком смысле (Åberg, 2000). Тем не менее, исследований социального капитала в Беларуси немного.

Однако аргумент о том, что социальный капитал является «некоммунитарным» или находится на «низком уровне» на постсоветском пространстве, представляется проблематичным. Во-первых, он недооценивает социальное поведение на местах. Во-вторых, нет единого мнения о наиболее достаточном и полном способе измерения социального капитала (Wu et al., 2018). Это касается, в частности, менее открытых и доступных недемократических обществ, таких как белорусское. Для изучения социального капитала я предлагаю сосредоточиться на традиционной форме гражданской активности, сложившейся в белорусском обществе, — толоке.

Исторически толока развивалась как форма коллективной взаимопомощи белорусских крестьян (Тарнавський, 2011; Карбалевіч, 2014). Она играла важную роль среди земледельцев, особенно во второй половине 19 и начале 20 века. Люди занимались толокой при строительстве, сборе урожая и других аграрных работах. Позволяя общаться и обеспечивая социализацию, толока была жизненно важна в сообществе (Карбалевіч, 2014). Кроме того, такая коллективная помощь помогала снять социальное давление и помогала людям чувствовать себя частью сообщества.

Жива ли толока в Беларуси?

Во время моей полевой работы по изучению социального капитала в Беларуси некоторые участники исследования тоже размышляли о толоке. Хотя они были знакомы с этой концепцией, слово «толока» было практически стерто из популярного языка. Однако идея коллективной помощи сохранилась.

Одна из участниц исследования, живущая в сельской местности, Мария (55 лет), привела недавний пример толоки в своей общине, когда дом соседей сгорел, а члены протестантской церкви помогали семье либо строительными работами, либо деньгами.

Еще один современный пример толоки — цифровая активность белорусов. Например, они могли пожертвовать деньги на различные гражданские инициативы на онлайн-платформе Талака, чтобы поддержать социально значимый проект. Это могла быть поддержка курсов белорусского языка «Мова нанова» или регулярный показ зарубежных фильмов с белорусским дубляжом.

Христианские церкви и вспышка протестов

Религиозные организации являются частью гражданского общества (Bacon, 2006), однако в Беларуси некоторые из них, по аналогии с другими организациями, сотрудничают с властями по политическим вопросам (Laputska, 2017). Некоторые называют Белорусскую православную церковь примером этого.

Тем не менее, когда вспыхнули протесты, реакция крупных церквей отражала народные настроения в Беларуси. В мирных маршах приняли участие священнослужители всех трех основных христианских церквей (православной, католической и протестантской), а некоторые даже были арестованы и осуждены.

В ответ власти настаивали на персональных изменениях в иерархии католической и православной церквей, с помощью которых они стремились маргинализировать их публично и уменьшить потенциальное влияние, которое те могли оказать на общество. В этом смысле церкви страдают не меньше, чем другие акторы гражданского общества, и это кажется беспрецедентным в постсоветской истории Беларуси.

На институциональном уровне все основные христианские церкви заняли однозначную позицию против первоначального государственного насилия. Изначально митрополит Павел, тогдашний глава Белорусской православной церкви, поздравил Александра Лукашенко с «победой на выборах». Однако вскоре после этого, 17 сентября, он извинился за это и посетил пострадавших от рук ОМОНа (Belsat.eu, 2020а; Еврорадио, 2020).

Хотя митрополит Павел подчеркивал, что Православная церковь стоит вне политики, он сопереживал страданиям людей и молился о пострадавших. Фактически это и гражданское участие многих менее известных православных священников доказало, что церковь в Беларуси имеет определенную степень независимости от государства. В итоге публичная деятельность главы Белорусской православной церкви стоила ему должности, и он (гражданин России) был вынужден покинуть Беларусь.

На фоне политических потрясений часть белорусов уже ушла из православной церкви в католическую из-за, по их мнению, недостаточной реакции первой на насилие со стороны государства (Исаченко, 2020). Однако трудно оценить масштабы этого явления, и могло ли оно серьезно ударить по Православной церкви.

Власти предприняли аналогичные личные контрмеры против второй по величине церкви в стране — Католической. Наиболее ярким случаем стал отказ на несколько месяцев во въезде в Беларусь архиепископу Тадеушу Кадрусевичу, тогдашнему главе Католической церкви в Беларуси (РСЕ/РС, 2021). Это было реакцией на его активную позицию по призыву властей к диалогу с обществом, осуждению насилия и освобождению всех политзаключенных (Svaboda.org, 2020). По возвращении в Беларусь архиепископ Кондрусевич уже подал Папе Франциску прошение об отставке.

Некоторые протестантские церкви также выступили с заявлениями, осуждающими насилие со стороны государства. Например, объединение баптистов, позже — объединения пятидесятников и харизматов также донесли свою официальную позицию до общественного мнения (Baptist.by, 2020; ОЦХВЕ.БЕЛ, 2020).

Толока церквей

С момента белорусских протестов 2020 года религиозные организации проводили толоки, занимались поддержкой людей или содействовали гражданским акциям. Например, верующие разных конфессий сформировали «Христианское видение». Группа работает в рамках Координационного совета по вопросам передачи власти, который возглавляет Светлана Тихановская, главный кандидат от оппозиции на президентских выборах 2020 года. «Христианское видение» собирает информацию о репрессиях против верующих (Christian Vision, 2020).

В недавно опубликованной статье руководитель группы Наталья Василевич заявила, что «приходские, молитвенные, регентские и даже священнические чаты в Viber стали сетями взаимопомощи, обмена информацией, пространством для обсуждения и планирования публичных действий» (Христианское видение, 2020). Ряд верующих белорусов (в том числе священнослужители) мобилизовались на действия в условиях назревающего политического кризиса. Кроме того, совместная жизнь в религиозных общинах также изменилась, поскольку члены переключили внимание на небольшие акты гражданской активности.

Некоторые протестантские группы были активны в Telegram, приложении для обмена мгновенными сообщениями, которое остается популярным среди белорусов и не может контролироваться властями. Один из каналов в Telegram с более чем 500 подписчиками — «Евангельская Беларусь». В основном это новости об арестах и ​​судебных заседаниях религиозных активистов. Например, как сообщал телеканал, 15 июля один из приходов в Минске был закрыт МЧС якобы из-за нарушения пожарной безопасности. На самом деле причина может заключаться в том, чтобы навредить собраниям за их критику.

Еще одним проявлением толоки является человеческая цепь покаяния под названием «От Куропат до Окрестина. Никогда больше». Куропатский лес на окраине Минска известен тем, что в конце 1980-х годов там были обнаружены массовые захоронения жертв сталинизма. Окрестина, с другой стороны, является следственным изолятором в Минске, где власти держат протестующих и активистов.

Живая цепь была организована группой протестантов в Минске 21 августа 2020 года. В ней приняли участие почти 10 тысяч человек, у многих из них была Библия, кресты или бело-красно-белые флаги (исторические флаги, получившие широкое распространение в протестном движении 2020 года в оппозиции режиму Лукашенко) в их руках (Belsat.eu, 2020b; Кулакевич, 2020; Wilson, 2021). Организаторы хотели, чтобы это была «цепь покаяния» белорусского общества и символ протеста против государственного насилия. Мероприятие подтвердило высокий организационный и мобилизационный потенциал протестантов страны.

Живая цепь «Куропаты – Окрестина: Больше никогда» в Куропатском лесу. Источник: catholic.by

Угрожает ли толока авторитарному режиму?

Продолжающиеся репрессии против отдельных лиц, лидеров гражданского общества и организаций показали, что власти опасаются коллективных действий белорусов. Протесты, которые месяцами выводили на улицы сотни тысяч людей, аресты десятков тысяч, убийства, акты пыток и несправедливости по отношению к невинным людям, высвободили большой ресурс социальных связей и солидарности белорусов, что власти не смогли предвидеть.

Церкви в Беларуси с их финансовыми и человеческими ресурсами, а во многом и независимостью от государства будут и впредь катализировать эту (политическую) социализацию белорусов. Однако из-за жестокости государства у руководства церквей в значительной степени связаны руки относительно того, что они могут бесстрашно делать публично, чтобы выразить свою позицию. Таким образом, их влияние было ограничено.

Уроки белорусских протестов потрясли общепринятые представления о природе гражданского общества и социального капитала. Более пристальное внимание исследователей к социальным изменениям в Беларуси может помочь объяснить, как религиозные идеи мобилизуют людей на гражданские действия и может ли религиозное членство способствовать более широким социальным изменениям. Толока требует значительных социальных ресурсов, которые явно есть в белорусском обществе, но приводит к росту доверия и солидарности, чего испугался бы любой недемократический режим. Прочные связи и отношения способствуют демократии и гражданским свободам, а не авторитарному правлению.

Использованная литература:

  • Åberg, M. (2000) ‘Putnam’s Social Capital Theory Goes East: a Case Study of Western Ukraine and l’viv’, Europe – Asia Studies, 52(2), pp. 295–317. doi: 10.1080/09668130050006808.
  • Bacon, E. (2006) ‘The Church and civil society in Russia’, in Evans, Jr., A. B., Henry Laura A., and McIntosh Sundstrom, L. (eds) Russian civil society: a critical assessment. Armonk, N.Y.; London: ME Sharpe, pp. 110–125.
  • Baptist.by (2020) Молитва и надежда. Доступна: https://baptist.by/2020/08/13/molitva-i-nadezhda/?fbclid=IwAR3Cjser1FZzzYvuR3-09wn6N1VIMD5hd6P9SArshSsn5xYIkC38RxR1e4M (Accessed: 20 July 2021).
  • Belsat.eu (2020a) Мітрапаліт Павел выбачыўся, што павіншаваў Лукашэнку з перамогай
  • Belsat.eu (2020b) Курапаты — Окрестина: никогда снова». 13 день протестов в Минске в фотографиях. Available at: https://belsat.eu/ru/news/kurapaty-okrestina-nikogda-snova-13-den-protestov-v-minske-v-fotografiyah/.
  • Christian Vision (2020) A Monitoring of the Persecution in Belarus of People on Religious Grounds During the Political Crisis (UPDATING). Available at: https://belarus2020.churchby.info/monitoring/.
  • Euroradio (2020) Мітрапаліт Павел наведаў людзей, пацярпелых падчас пратэстаў
  • Isachenka, A. (2020) ‘Heart and Soul’. BBC World Service. Available at: https://www.bbc.co.uk/programmes/w3ct1cgq.
  • Карбалевіч, Н. (2014) ‘Талака як мадэль традыцыйнага грамадскага дзеяння беларускіх сялян (другая палова XIX – пачатак XX ст.)’, Веснік БДУ, 3(1), pp. 14–17.
  • Kulakevich, T. (2020) ‘National Awakening in Belarus: Elite Ideology to’Nation’Practice’, SAIS Review of International Affairs. Johns Hopkins University Press, 40(2), pp. 97–110.
  • Laputska, V. (2017) The condition of NGOs and civil society in Belarus.
  • Lenzi, M. (2002) ‘Lost Civilization: The Thorough Repression Of Civil Society In Belarus’, Demokratizatsiya, 10(3), pp. 401–424. Available at: http://www.scopus.com/inward/record.url?eid=2-s2.0-0036623997&partnerID=40&md5=0350b140eec8ddab74081d47a9cb7428.
  • Matchanka, A. (2014) ‘Substitution of civil society in Belarus: government-organized non-governmental organizations’, Journal of Belarusian Studies, 7(2), pp. 67–94.
  • ОЦХВЕ.БЕЛ (2020) Обращение к руководству страны.
  • Putnam, R. D. (2000) Bowling Alone. The Collapse ad Revival of American Community. New York; London: Simon & Schuster.
  • RFE/RL (2021) Belarusian Catholic Leader Returns After Forced Exile. Available at: https://www.rferl.org/a/belarusian-catholic-leader-returns-forced-exile/31019176.html (Accessed: 20 July 2021).
  • Svaboda.org (2020) Пра што казаў і да чаго заклікаў мітрапаліт Тадэвуш Кандрусевіч падчас выбарчай кампаніі. Available at: https://www.svaboda.org/a/30813030.html (Accessed: 20 July 2021).
  • Тарнавський, Р. (2011) ‘Семантика терміна «толока» в заняттях і звичаєвості українців, Віснік Львів, 46, pp. 346–371.
  • Wilson, A. (2021) ‘Belarus: the last European dictatorship’. New Haven; London: Yale University Press.
  • Wu, Z. et al. (2018) ‘The impact of social capital on volunteering and giving: Evidence from urban China’, Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. SAGE Publications Sage CA: Los Angeles, CA, 47(6), pp. 1201–1222.

Источник: Blog


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава