Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Форум 18. БЕЛАРУСЬ: Репрессивный законопроект о религии ожидает второго чтения. Часть 2

Форум 18. БЕЛАРУСЬ: Репрессивный законопроект о религии ожидает второго чтения. Часть 2

Форум 18. БЕЛАРУСЬ: Репрессивный законопроект о религии ожидает второго чтения. Часть 2
Аўтар
Forum 18

Organisation"Forum 18"

Норвежская организация, целью которой является содействие религиозной свободе.

Read in English

Часть 1

18 октября 2023 г
Феликс Корли, «Форум 18», и Ольга Глейс, «Форум 18»

Новый репрессивный закон Беларуси о религии, принятый в первом чтении 11 октября, ожидает своего второго чтения в несвободно избранном парламенте. Дата не назначена. Текст законопроекта, представленный парламенту, обнародовали лишь примерно 10 октября. Правозащитники и религиозные организации раскритиковали закон, а три спецдокладчика ООН написали властям письмо, выразив обеспокоенность тем, что предлагаемый новый закон не соответствует «обязательствам Беларуси по международному праву в области прав человека».

Обязательное разрешение властей на осуществление свободы религии или убеждений

Проект Закона о религии по-прежнему требует, чтобы все религиозные организации прошли госрегистрацию, прежде чем им разрешат действовать. Статья 15 гласит: «Религиозная деятельность без создания и государственной регистрации религиозных организаций на территории Республики Беларусь запрещается». Действующий Закон гласит, что единственными религиозными организациями, которые могут «беспрепятственно» осуществлять свою свободу религии и убеждений, являются зарегистрированные государством религиозные организации в утвержденных государством местах отправления культа или других местах.

Милиция доставляет Владимира Бурштына в суд Дрогичинского района, 2 июня 2023 г.
Фото: МСЦ ЕХБ

Любая деятельность незарегистрированных или ликвидированных религиозных организаций может повлечь за собой уголовную ответственность по статье 193-1 УК. Она наказывает «незаконную организацию деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности» штрафом или лишением свободы на срок до двух лет. Статья 193-1 была исключена из УК в июле 2019 года, но восстановлена практически без изменений в январе 2022 года.

Запрет и наказание за осуществление свободы религии или убеждений без разрешения государства противоречат международному праву, как указано в Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ/Совета Европы о правосубъектности религиозных или конфессиональных общин. В них отмечается: «Разрешение государства не может быть условием осуществления свободы религии или убеждений. Свобода религии или убеждений, независимо от того, проявляется ли она отдельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, не может подлежать предварительной регистрации или другим подобным процедурам, поскольку она принадлежит людям и сообществам по праву и не зависит от официального разрешения».

Член Международного союза церквей ЕХБ, которые не просят разрешения властей на осуществление свободы религии или убеждений, заявил «Форуму 18» 12 июня, что их общины «продолжат делать то, что мы делаем», независимо от того, какой новый закон будет принят.

2 июня судья оштрафовал члена МСЦ ЕХБ Владимира Бурштына, которому за 70, на сумму, превышающую среднюю месячную пенсию, за то, что вместе с другими баптистами делился верой на улицах Дрогичина.

Требование об обязательной перерегистрации

Статья 4 проекта закона о религии требует, чтобы все зарегистрированные религиозные организации привели свои уставы в соответствие с положениями нового закона и подали заявку на перерегистрацию в течение года с момента вступления его в силу или закрылись. Получается, что если религиозные организации не пройдут обязательную перерегистрацию, вся их деятельность станет незаконной.

Принудительная перерегистрация, связанная с отказом в существующем правовом статусе общин, незаконна согласно международному праву. Как отмечается в Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ/Совета Европы в отношении правосубъектности религиозных или конфессиональных общин: «В случаях, когда вводятся новые положения в систему, регулирующую доступ к правосубъектности религиозных или конфессиональных сообществ, адекватные переходные правила должны гарантировать права в тех случаях, когда законы имеют обратную силу… (например, требуют повторного обращения за статусом юридического лица в соответствии с вновь введенными критериями), государство обязано продемонстрировать, что такие ограничения соответствуют критериям, изложенным в части I настоящих Методических рекомендаций».

(Часть 1 описывает допустимые ограничения свободы религии или убеждений, которые не включают произвольные требования перерегистрации организаций, в том числе: «ограничения не могут быть наложены задним числом или произвольно на конкретных лиц или группы; они также не могут быть наложены правилами, которые претендуют на звание законов, но которые настолько расплывчаты, что не дают четкого представления о том, чего требует закон, или допускают произвольное правоприменение».)

Далее в Руководящих принципах отмечается, что «государство должно продемонстрировать объективные причины, оправдывающие изменение существующего законодательства, и показать, что предлагаемое законодательство не ущемляет свободу религии или убеждений больше, чем это строго необходимо в свете этих объективных причин».

Религиозные организации являются второй группой организаций (после политических партий, которые должны были подать заявку на перерегистрацию до июня 2023 года), которым предстоит пройти «тотальную перерегистрацию», отметил Центр правовой трансформации Lawtrend. Политические партии также должны были подать заявку на перерегистрацию.

После принятия Закона о религии 2002 года религиозным общинам было дано два года до ноября 2004 года для прохождения обязательной перерегистрации. Тогда режим препятствовал попыткам многих религиозных общин добиться госрегистрации.

По состоянию на 1 января 2023 года, по данным аппарата уполномоченного, госрегистрацию имели 3590 религиозных организаций, 3417 местных общин и 173 более крупных.

Почти все религиозные лидеры, с которыми беседовал «Форум 18», отметили, что многие религиозные организации столкнутся с проблемами при перерегистрации. Опальный православный священник отец Александр Шрамко опасается, что при обращении религиозных организаций за перерегистрацией «неугодные властям могут не пройти».

«У нашей общины в Минске, которая находится в процессе регистрации, могут возникнуть проблемы, поскольку она немногочисленна и сложно найти новых членов», – рассказал «Форуму 18» глава лютеранской общины в Гродно Игорь Григус.

Глава Духовного управления мусульман Беларуси Али Воронович прокомментировал, что во многих местах может быть невозможно найти необходимое количество членов для регистрации общины. «Многие общины в деревнях и небольших городах прекратят свое существование, и это касается не только мусульманских общин», – заявил он «Форуму 18» 8 июня.

Член Церкви Иисуса Христа Святых последних дней также выразил обеспокоенность по поводу условий регистрации. «Это может быть проблемой не только для нас».

Еще более жесткие ограничения на регистрацию

Статья 12 проекта закона о религии по-прежнему требует, чтобы лидеры зарегистрированных религиозных общин были беларусскими гражданами, но добавляет, что они также должны быть постоянными жителями Беларуси.

Лицам, внесенным либо в «Перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности», либо в «Перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности», будет запрещено быть лидерами или учредителями зарегистрированных религиозных организаций.

Режим ведет множество подобных списков, нацеленных на кого угодно, любую организацию, любой документ, любое сообщение или любой веб-сайт, который не нравится режиму, например, «Республиканский список экстремистских материалов» (см. ниже).

Статья 15 требует, чтобы зарегистрированные религиозные организации уведомляли регистрирующий орган о назначении нового руководителя в течение 10 дней. В зависимости от типа религиозного сообщества (например, республиканские религиозные объединения, монастыри и т. д.) регистрирующим органом является либо аппарат уполномоченного, либо местные администрации.

Статья 13 определяет, что религиозным общинам (самый низкий уровень зарегистрированной религиозной организации) разрешено действовать только по месту их регистрации.

Согласно статье 16, религиозные общины должны приложить к заявлению о регистрации не только свой устав, но и справку, подтверждающую место ведения деятельности (что может быть затруднительно в небольших городах и селах). Им также необходимо предоставить список из 20 или более совершеннолетних членов-учредителей, проживающих в одном населенном пункте или соседних населенных пунктах, с указанием даты рождения каждого человека, гражданства, адреса, места работы или учебы, номера телефона и подписи.

Многие люди не хотят предоставлять такую информацию режиму, который серьезно нарушает права человека своих граждан. Требование о наличии 20 членов-учредителей также не позволит многим небольшим или сельским религиозным общинам получить регистрацию.

Согласно Руководящим принципам Венецианской комиссии ОБСЕ/Совета Европы в отношении правосубъектности религиозных или конфессиональных сообществ, «Любая процедура, которая предоставляет религиозным или конфессиональным сообществам доступ к статусу юридического лица, не должна устанавливать обременительные требования. Примеры обременительных требований, которые не являются обоснованными согласно международному праву, включают, помимо прочего, следующее: заявление о регистрации должно быть подписано всеми членами религиозной организации и содержать их полные имена, даты рождения и места жительства».

В Руководящих принципах также говорится, что «законодательство не должно ставить получение правосубъектности в зависимость от наличия у религиозной общины или конфессионального сообщества излишнего минимального числа членов».

В проекте закона о религии не упоминается возможность подачи заявления о регистрации религиозными общинами, насчитывающими менее 20 местных взрослых граждан.

Религиозные общины должны в заявлении на регистрацию предоставить обширную дополнительную информацию, если они «ранее неизвестны» в Беларуси. Она будет включать в себя происхождение и культовую практику их веры, а также их отношение к семье и браку, здоровью их последователей и к «исполнению государственных обязанностей». Заявки от таких общин будут направляться в аппарат уполномоченного на религиоведческую «экспертизу», которая может длиться до шести месяцев.

В Замечании общего порядка 22 Комитета ООН по правам человека к статье 18 («Свобода мысли, совести и религии») МПГПП говорится, что Комитет «с обеспокоенностью рассматривает любую тенденцию к дискриминации любой религии или убеждений по любым причинам, включая тот факт, что они созданы недавно».

В Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ/Совета Европы в отношении правосубъектности религиозных или конфессиональных общин отмечается: «Государство должно уважать автономию религиозных или конфессиональных сообществ при выполнении своих обязательств по предоставлению им доступа к правосубъектности… государства должны соблюдать свои обязательства, гарантируя, что национальное законодательство оставляет на усмотрение самой религиозной или конфессиональной общины принятие решения о… существенном наполнении своих убеждений… В частности, государство должно воздерживаться от существенного, а не формального пересмотра устава и характера религиозной организации».

Организации более высокого уровня делятся на республиканские и местные религиозные объединения, каждому из которых нужна регистрация в аппарате уполномоченного.

Статья 14 проекта Закона о религии требует, чтобы республиканские религиозные объединения имели во всех семи регионах страны не менее 15 членских общин (по сравнению с 10 в действующем законе), хотя бы одна из которых имела госрегистрацию не менее 30 лет. В своем июньском обосновании закона уполномоченный Румак заявляет, что целью нового закона является изменение процедуры регистрации, «ограничив при этом возможности создания республиканского религиозного объединения». Он не объяснил, почему государство стремится ограничить количество организаций, имеющих право претендовать на статус республиканского религиозного объединения.

Это схоже с законом о политических партиях и других общественных объединениях 2023 года, который значительно усложняет создание таких групп, особенно республиканских.

Местные религиозные объединения должны иметь не менее 10 религиозных общин в одном или нескольких соседних регионах, хотя бы одно из которых имеет госрегистрацию не менее 30 лет.

Только республиканские или местные объединения будут иметь право основывать монастыри, миссии и религиозные учебные заведения, которым самим нужна госрегистрация.

«Экстремизм»

В законопроекте широко используется термин «экстремистский», широко применяемый в других законах, как отметила 5 июня запрещенная беларусская правозащитная группа Human Constanta, а также международные правозащитные группы Access Now, Article 19 и Всемирная организация против пыток (ВОПП).

«Своду беларусских «антиэкстремистских» законов недостает достаточной точности и он предоставляет властям неограниченную свободу действий по ограничению свободы выражения мнений и других прав человека», – отметили правозащитные группы в докладе Спецдокладчику по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Анаис Марин.

Фионнуала Ни Аолан, Спецдокладчик ООН по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, отметила в своем докладе за январь 2020 года (A/HRC/43/46/Add.1) после визита в Казахстан: «режимы по борьбе с терроризмом и экстремизмом предоставляют властям чрезмерную свободу действий, чтобы преследовать и заставлять замолчать тех, кто мирно подвергает сомнению установленный порядок, включая различных представителей гражданского общества, правозащитников, профсоюзных деятелей, журналистов, блоггеров и членов маргинализированных сообществ или сообществ, законно исповедующих свои религиозные убеждения. Чрезмерное фокусирование на экстремизме не имеет оправдания с точки зрения международного права».

В общем докладе Ни Аолан за февраль 2020 года о влиянии на права человека политики и практики, направленных на предотвращение насильственного экстремизма и противодействия ему (A/HRC43/46), повторился этот момент, утверждающий, что все «государства, которые регулируют «экстремизм» в своих законах, политике, программах или практике должна отменить такие положения, которые не имеют силы в международном праве, а внутреннее право должно соответствовать принципам законности, необходимости и соразмерности».

Режим называет «экстремистским» чрезвычайно широкий спектр деятельности. Human Constanta регулярно документирует такие случаи, включая свой последний обзор за апрель-июнь 2023 года. Ранее в 2023 году отмечался приговор на три года заключения администратору группы в соцсетях за распространение образовательной информации о беларусском языке.

Кроме того, греко-католический новостной сайт и интервью на YouTube с католическим священником, который сбежал в соседнюю Польшу в 2021 году, чтобы избежать судебного преследования, входят в число религиозных материалов, запрещенных местными судами как «экстремистские» в конце 2022 года и добавленных в Республиканский список экстремистских материалов Министерства информации.

Осенью 2023 года суды признали «экстремистскими» материалы организации «Христианская визия» и минской церкви «Новая жизнь».

«Христианская визия» выразила обеспокоенность по поводу растущего списка сайтов, каналов и соцсетей религиозных деятелей и сообществ, признанных судами «экстремистскими». «Это делается для того, чтобы искусственно создавать препятствия для распространения данной информации, ограничивать ее получение людьми, которые находятся в Беларуси». В сообщении «Христианской визии» от 21 сентября отмечается, что даже «ссылка в телефоне или социальных сетях на тот или иной канал или ресурс становится поводом для преследования человека, который заинтересован в получении независимой и важной для него информации, которая касается христианства и современного политического кризиса».

«Власти таким образом пытаются уменьшить влияние религиозных лидеров, активистов и сообществ, комментирующих события в Беларуси, репрессии, совершаемые против верующих и их общин», – отметили в «Христианской визии».

В январе 2023 года замминистра информации Игорь Бузовский, который также является заместителем председателя Республиканской экспертной комиссии по проведению оценки символики, атрибутики, информационной продукции на предмет наличия либо отсутствия в них признаков проявления экстремизма, заявил «Форуму 18», что «это делается исключительно на основании закона».

Однако замминистра информации Бузовский отказался обсуждать запрет греко-католического сайта «Царква» и других религиозных изданий. «Вы говорите об одном сайте – я бы не хотел говорить по памяти. Вам нужно подать заявление официально». Он отказался обсуждать что-либо еще о том, почему религиозные публикации запрещены, и положил трубку.

Новые полномочия режима по проверке и мониторингу религиозных общин

В настоящее время наблюдение за верующими ведет КГБ, также мониторинг и ограничения религиозных общин осуществляют Аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей и другие госорганы.

Статья 40 проекта Закона о религии сохраняет прямой государственный надзор за соблюдением закона зарегистрированными религиозными общинами. Его и далее будут осуществлять Аппарат уполномоченного и местные администрации.

(Положения статьи 40 июньского проекта закона, предусматривавшие создание местными администрациями комиссий для проверки соблюдения закона религиозными общинами, позволяли чиновникам на их усмотрение требовать любые документы и «направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях, религиозных обрядах, в воскресных религиозных школах» не фигурируют в версии законопроекта, находящейся сейчас в парламенте.)

Статья 26 проекта Закона о религии запрещает миссионерскую деятельность и материалы, которые «противоречат закону и идеологии беларусского государства». «Идеология беларусского государства» не объясняется.

В июньском обосновании закона уполномоченный Румак говорит, что новый закон закрепляет «право проведения регистрирующими органами проверок уставной деятельности религиозных организаций», чтобы определить, соответствует ли она закону о религии. Румак отмечает, что новый закон расширит ответственность религиозных организаций за нарушения закона, в том числе при «осуществлении экстремистской деятельности и попытках возрождения нацизма, незаконной миссионерской деятельности».

Расширение «законных» возможностей закрывать религиозные общины

Согласно статье 41 проекта Закона о религии, неустранение «нарушения» в течение шести месяцев или повторное «нарушение» в течение года по-прежнему позволяет чиновникам обращаться в суд с целью ликвидации (фактически запрета) религиозной организации. Еще до любого судебного слушания о ликвидации чиновники могут приостановить деятельность религиозной общины, что сделало бы всю ее деятельность незаконной. Такая приостановка не может быть оспорена юридически.

В июньском обосновании закона уполномоченный Румак подчеркнул расширение возможностей государства ликвидировать зарегистрированные религиозные организации и, таким образом, сделать любую их деятельность незаконной. По его словам, в новом проекте учтены случаи такой ликвидации:

— «при несоответствии деятельности религиозных организаций основным направлениям внутренней и внешней политики, концепции национальной безопасности,

— неоднократного непредставления (два и более раза) религиозной организацией в установленный срок сведений об изменении данных, необходимых для внесения изменений в Государственный реестр религиозных организаций,

— не устранения в течение шести месяцев нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения,

— либо совершения таких нарушений повторно в течение года после вынесения указанного предупреждения и т.д».

(Статья 43 июньского проекта закона, указывающая нарушения закона о религии, которые будут влечь за собой наказание, не фигурирует в проекте закона, который сейчас находится в парламенте. Она определяла гораздо более широкий круг действий, которые могут привести к наказанию, чем в действующем законе, а именно «осуществление экстремистской деятельности и деятельности, направленной на реабилитацию нацизма», а также «осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований, установленных настоящим Законом».)

В июньском обосновании закона уполномоченный Румак говорил, что в случае принятия нового закона о религии необходимо будет изменить и другие законы. Однако он не назвал среди этих законов ни Уголовный, ни Административный кодексы. Законопроект, находящийся сейчас в парламенте, не содержит изменений ни в Уголовном, ни в Административном кодексе, а только в Гражданском.

Сохранение ограничений на религиозную литературу и предметы

Статья 22 проекта закона о религии дает уполномоченному право назначать религиоведческую «экспертизу» любой религиозной литературы или предметов «в целях недопущения распространения религиозной литературы и иных материалов, содержащих информацию, разжигающую социальную, национальную, религиозную, расовую вражду и иные проявления экстремизма». Культурные или образовательные организации, получающие религиозные книги, могут обратиться к уполномоченному за «экспертизой».

Это во многом продолжает существующую обязательную предварительную государственную цензуру и ограничения на распространение большей части религиозной литературы и предметов, что происходит параллельно с угрозой запрета текстов или сайтов как якобы «экстремистских».

(Новое положение в июньском проекте закона, которое запрещало бы учебным заведениям включать религиозную литературу в свои библиотеки, отсутствует в законопроекте, находящемся сейчас в парламенте. Согласно действующему закону о религии, образовательные учреждения могут размещать религиозные книги в своих библиотеках, если они прошли цензуру со стороны уполномоченного.)

Статья 27 проекта Закона о религии позволяет только зарегистрированным религиозным организациям производить, импортировать, экспортировать или распространять «религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения». Совет министров составляет список таких «предметов религиозного назначения».

Религиозная литература, аудио- и видеоматериалы не должны «противоречить идеологии беларусского государства» или содержать «пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды и иной экстремистской деятельности». «Идеология беларусского государства» не объясняется.

В настоящее время, согласно статье 27 проекта закона о религии, религиозные общины должны представлять всю ввозимую религиозную литературу или материалы «для проведения миссионерской и иной внекультовой деятельности» в аппарат уполномоченного для принятия решения о назначении религиоведческой «экспертизы». Вся подобная литература или материалы по-прежнему должны содержать полное название зарегистрированного религиозного учреждения и его религиозную принадлежность.

По-прежнему только религиозным общинам будет разрешено распространять печатные, аудио- и видеоматериалы о религии, и по-прежнему только в их помещениях или, если они получат разрешение от местных администраций, в других помещениях.

Конференция католических епископов ранее отметила, что это ограничение на распространение «ставит религиозную литературу в дискриминационное положение в сравнении с иной литературой, которая может распространяться через специализированные книжные магазины».

Коммерческим организациям по-прежнему запрещается публиковать религиозную литературу или производить предметы для использования в религиозном богослужении.

Религиозное образование под надзором режима

Статья 10 проекта закона о религии налагает новые ограничения на религиозное образование детей и взрослых. Зарегистрированные религиозные общины могут предоставлять такое образование только в том случае, если это предусмотрено их уставами, и только в помещениях, которыми они владеют или арендуют, за исключением случаев, когда арендованные помещения принадлежат образовательным учреждениям или организациям и предпринимателям, осуществляющим образование.

«Это может поставить в затруднительное положение как сельские приходы, так и молодые городские общины, ведущие строительство собственных зданий в новых городских районах», – говорилось в комментарии от 15 июня от «Гродненской епархии беларусской православной церкви», оставленном под законопроектом на правовом портале правительства.

Религиозное воспитание взрослых, молодежи и детей, а также связанные с ним материалы «не должно противоречить идеологии общепризнанных традиционных ценностей беларусского народа и идеологии беларусского государства» или «содержать пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды». Ни «идеология общепринятых традиционных ценностей беларусского народа», ни «идеология беларусского государства» не объяснены.

Дети смогут принять участие в этих занятиях только по подписанному заявлению родителей или опекунов.

Религиозные общины обязаны в своем религиозном образовании «сотрудничать» с местными и другими государственными властями.

(Положение в июньском проекте закона, согласно которому религиозные организации должны были ежегодно до 31 октября отчитываться перед органами власти по месту регистрации о «деятельности по религиозному просвещению детей, посещающих воскресные религиозные школы» по форме, установленной Минобразования и уполномоченным, нет в проекте закона, который сейчас находится в парламенте.)

Положение, касающееся религиозного образования в предлагаемом новом законе, «раскрывает всю настороженность режима по отношению к любому неподконтрольному влиянию на умы, особенно молодежи», отмечал опальный православный священник отец Шрамко.

Конференция католических епископов выразила обеспокоенность тем, что заявления родителей или опекунов о посещении детьми занятий по религии, проводимых религиозными общинами, могут стать объектом проверки со стороны чиновников. «В перспективе, …, на религиозные общины может быть возложена обязанность предоставления контролирующим органам поименного списка обучаемых детей с приложением письменных заявлений их родителей», – отметили в ней. И добавили, что это вынудит родителей и детей раскрыть свою религиозную принадлежность, что незаконно в соответствии с международными правами человека.

Как отмечается в Замечании общего порядка 22 Комитета ООН по правам человека к статье 18 МПГПП («Свобода мысли, совести и религии»), «никто не может быть принужден к раскрытию своих мыслей или приверженности к религии или убеждениям».

Отец Юрий Санько, представитель Конференции католических епископов, сообщил «Форуму 18» 13 июня, что чиновники – в основном из местных исполкомов – уже потребовали сообщить, сколько детей учится в классах воскресных школ, но до сих пор не требовали имена этих детей или их родителей.

С марта 2021 года режим проводил проверки католических приходов, что иногда сопровождалось преследованиями священников. Прокуроры, а также сотрудники местных отделов идеологии по требованию прокуроров требовали от священников отчеты, катехизические планы и другую внутреннюю информацию о приходской жизни.

Согласно статье 10 проекта Закона о религии, религиозное образование детей и взрослых должно осуществляться на государственных языках (беларусском или русском). Конференция католических епископов отмечает, что, поскольку Беларусь является многонациональным государством, это положение лишит этнические меньшинства права изучать свою веру на родном языке.

Исключение религиозных общин из жизни общества в целом

Ни в законопроекте, ни в июньском обосновании уполномоченным Александром Румаком конкретно не упоминаются попытки помешать зарегистрированным религиозным общинам участвовать в жизни общества в целом. Однако некоторые положения, похоже, призваны обеспечить это, вероятно, по причине многочисленных общенациональных протестов против фальсификаций режима на выборах и поддержки им вторжения России в Украину в 2022 году.

Многие из этих положений сформулированы расплывчато, что позволяет чиновникам произвольно решать, должна ли деятельность религиозной общины приводить к ликвидации или наказанию.

Статья 8 проекта закона о религии включает положение: «В местах богослужений не допускаются использование любой символики, кроме религиозной, проведение собраний, митингов, пикетирования, предвыборной агитации и иных мероприятий политического характера, пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, иной экстремистской деятельности, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей государственных органов, должностных лиц и отдельных граждан, представителей других религий и их последователей».

Статья 8 проекта Закона о религии запрещает деятельность религиозных общин или их представителей, направленную «против суверенитета Республики Беларусь, основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия» или сопровождающуюся нарушениями прав и свобод личности, а также препятствующую «реализации гражданами их прав и исполнению ими их государственных, общественных, семейных обязанностей» или наносящие «вред здоровью и нравственности граждан».

«Культовое имущество» не может быть использовано в иных целях, чем те, которые предусмотрены уставом зарегистрированной религиозной общины, «в том числе в политических целях, а также осуществления террористической и иной экстремистской деятельности».

Среди причин, перечисленных в статье 24, по которым государство обращается в суд с целью ликвидации зарегистрированной религиозной общины, – широкомасштабное и произвольное определение режима якобы «экстремистской» деятельности.

Новые ограничения на религиозную благотворительность

Статья 29 проекта Закона о религии разрешает зарегистрированным религиозным организациям вести «благотворительную и социальную деятельность». Однако только монастырям с позволения местной администрации разрешено создавать детские дома.

(Июньский проект закона позволял любой зарегистрированной религиозной организации создавать детдома с одобрения местных властей.)

Закон о религии 2002 года аналогичным образом разрешает зарегистрированным религиозным организациям заниматься благотворительной деятельностью, но это не помешало режиму блокировать и закрывать религиозные благотворительные и другие социальные инициативы.

В январе 2022 года Управление гуманитарной деятельности администрации президента не разрешило протестантской церкви в Витебской области принять партию гуманитарной помощи (в том числе инвалидных колясок, одежды, обуви и мебели), отправленной из других регионов Европы.

В начале 2021 года Управление гуманитарной деятельности отказало благотворительной организации «Каритас» Минской католической архиепархии принять иностранные средства на поддержку проекта помощи бедным и бездомным. Целью проекта было поддержать около 700 нуждающихся продуктами питания, а также растениями и животными для выращивания в пищу.

В феврале 2013 года режим лишил легального статуса приют «Дом Марии» для 13 бездомных, которым руководил молодой католик-мирянин Алексей Щедров в его родном селе. После визитов милиции он был вынужден закрыть приют.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава