Что думают представители разных христианских конфессий о сочетании белого и красного цветов, обретшем в последнее время политическое содержание?
Одно белорусское адвокатское бюро направило официальные запросы представителям различных христианских конфессий в Беларуси с целью выяснить, как внутри их общин рассматривается вопрос об использовании (вероучительном, богослужебном и т. п.) сочетаний белого и красного цветов. Какие были получены ответы?
Ответ первый
Рассмотрев Ваш запрос от 29.01.2021 г. … настоящим сообщаю следующее.
Этот мир, сотворенный Богом изобилует красками и цветами. В Библии различные цвета несут свои смысловые нагрузки и символы.
Зеленый цвет является символом плодородия и процветания.
10. А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков, (Псалтирь 51:10)
В свою очередь белый цвет является символом чистоты и святости, которую мы получаем благодаря крови Христа.
И в этой связи Библия ясно увязывает с красным цветом кровь Иисуса Христа, которой мы и получаем эту белую одежду святости.
13 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. (Откровение 7:13,14)
Именно белый и красный цвета в Библии и христианстве сплетены тесно друг с другом.
Эту бело-красную полосу на голубом фоне мы можем ясно видеть и на одеждах священников в православной традиции. Такой тканью был покрыт гроб недавно усопшего бывшего митрополита Филарета.
Молимся за тех, кому будет предоставлен этот текст, чтобы и их грехи были омыты в драгоценной Крови Христа, красного цвета, чтобы они, уверовав и обратившись к Богу, получили одежды праведности белого цвета.
С уважением,
Мамойко Дмитрий Эдуардович
Пастор церкви ЕХБ Новая Земля.
Магистр Гуманитарных наук,
выпускник богословского колледжа Святого Иакова.
Магистрант Богословия.
Ответ второй
Рассмотрев Ваш запрос от 29.01.2021 г. … настоящим сообщаю следующее.
Литургические цвета, их символизм и использование в христианской вере.
- Цвета являются носителями смыслов. Например, в белорусской культуре на свадьбу невеста традиционно одета в белое (символ чистоты, невинности, единства), в то время как на похороны люди одеваются в черное (символ траура, боль от потери и время скорби). Более яркий пример это флаг Беларуси, где зеленый, красный и национальный узор несут послание о стране, ее ценностях и традициях.
- Традиционно в большинстве христианских церквей с литургическим собранием (Православие, Католицизм, Лютеранство, Англиканство) используется пять основных цветов и их совместные вариации: белый, красный, зеленый, фиолетовый или пурпурный и черный.
Определенному сезону в литургическом календаре, соответствуют определенные цвета в литургии и богослужении, которые призваны художественно отражать определенные библейские события и усиливать восприятие в понимании этого события.
- Белый цвет в христианской вере является символом святости (в книге Откровения Христос является в сияющее белых одеяниях), символ чистоты (именно поэтому на крещение одевают белые одежды).
Красный является символом искупления (Ап. Павел пишет в послании к Ефесянам 1:17 в Котором (Иисусе) мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его), символ жертвы Иисуса Христа на кресте, Божьей любви.
- Сочетание белого и красного цвета несет богословский посыл-искупление от грехов и очищение через жертву Иисуса Христа. Именно по этой причине можно встретить сочетание белого и красного в ризах патриархов православной церкви. В протестантской традиции многих церквей это основные цвета на Рождество и Пасху.
Особенно ясно сочетание этих двух цветов как символ очищения можно найти у пророка Исаии в 1:18 “Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю”.
- Символы-неотъемлемая часть христианской веры. Люди носят крест-чтобы вспомнить о подвиге Христа, также они могут использовать определенные цвета в своих литургиях и частном пространстве с целью напоминания себе библейских сюжетов, включая сочетание белого и красного.
С уважением,
Тельковский Тарас Андреевич
Бакалавр богословия, христианин-протестант
Ответ третий
Рассмотрев Ваш запрос от 29.01.2021 г. … настоящим сообщаю следующее.
Какую символическую нагрузку имели белый и красный цвет, а так же их сочетания в различные эпохи становления и трансформации культуры христианского Богопочитания?
Бело-красно-белое сочетание символизирует:
А) Христианское видение истории спасения человечества, как праведности по благодати, добытой кровью Христа.
Б) Нетварный Божественный свет и его видимое проявление в слове и деле.
В) Единство Ветхого и Нового Завета.
Ветхий Завет. Христианское Богопочитание неразрывно связано с богопочитанием Ветхого Завета, когда людям был открыто законодательство Единого Бога – Творца вселенной. В этот период мы обнаруживаем красный (или червлёный) как символ суда (еврейское — дин), т.е. справедливого (древнееврейское — цдака) различения добра и зла, а белый как символ милости и праведности (в данном случае в еврейсом это одно слово – хесед). Цдака и хесед (справедлвость и милосердие) являются обязательными характеристиками праведника и главным в законе. Как сказано: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру (Матфея 23.23a)[1]”. Обличая так фарисеев, Господь Иисус Христос говорит о том, что им должно было быть известно и что ими было пренебрежено.
О связи красного с атрибутом суда, а белого – с атрибутом праведности-милости говорят как хранители иудейского предания, так и ветхозаветные тексты. Так в иудейских источниках мы читаем: «Раби Хизкия открыл: «Написано в Песнь песней: «Как лилия между колючками». Кто лилия? Это община Исраэля. (…) Что – лилия, которая между колючками? Есть в ней красное и белое. Так же Община Исраэля – есть в ней Суд и Милосердие»[2] Здесь имеется в виду цвет белой полевой лилии с красными прожилками на лепестках.
В самих ветхозаветных текстах действительно красным обозначен суд (или то что подлежит суду), с белым – праведность-милость. Прощение есть убеление, как у пророка Исаии: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Исая 1:18).
Червлёную нить брал в руки древний священник , когда приносил жертву и совершал очищение при помощи крови, что являлось напоминанием о грехе[3] и о суде за него (Левит 14:51-52). Бросание червлёной нити на телицу в Йом Кипур означало отведение суда от народа Божьего (Числа 19:6). Одежды же священника при этом были сделаны из белого льна — символ праведности-милости, как мы уже видели выше.
Так же ветхозаветная традиция иногда связывает имя Всевышнего ИХВХ (традиционно переводится как «Господь») с атрибутом Милости, а имя Элогим (Бог) или Элогейну (Бог наш) – с атрибутом Силы и Справедливости. В таком случае, учитывая всё сказанное ранее, триединое имя Бога в заповеди о любви к Единому (Второзаконие 6:4-5) : «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» будет обозначаться именно бело-красно-белым сочетанием. Исходя из это бело-красно-белое сочетание указует на имя Бога, Творящего из Милости, Судящего по Справедливости и вновь Милующего…
Иными словами бело-красно-белое сочетание отражает праведность данную человеку Богом, суд за преступления, взятый на Себя Христом, и далее праведность по благодати. То есть, по-существу, бело-красно-белое сочетание отражает христианское видение истории спасения человечества, как праведности добытой кровью Христа.
В раннехристианских текстах это значение подтверждается, но добавляется так же и Евангельская идея о том, что Христос есть Агнец, берущий на себя грех мира, проливающий свою кровь ради справедливости и этим добывающий прощение, как сказано в Апокалипсисе про праведников, что «это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откровение 7:14).
В Апокалипсисе и сам Христос Побеждающий “облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие» (Откровение 19:14). Здесь мы видим и аллюзию на плащаницу, в которую было завёрнуто тело Господа при Его погребении, и знак праведности-милости (белая одежда) и суда (кровь).
Сочетание белого и красного (праведность-милость и суд-самопожертвование) как атрибуты символической одежды Христа были усвоены так же зрелой христианской иконографией, сформировавшейся к IV веку Р.Х., где данное сочетание использовалось наряду с красно-синим (символ Божественной и человеческой (при том мученической) природы во Христе), а так же бело-золотым (символ Нетварного Света) сочетаниями. При этом бело-красное сочетание чаще бывает связано с иконографией Крестных Страданий, Воскресения и Преображения.
В целом белый и красный в сочетании часто воспринимаются именно как пасхальные цвета[4], что отражено даже в обычаях украшать дома и деревья на Пасху белыми и красными лентами или изделиями из ниток.
Белый цвет в иконографии – цвет праведности (чистоты), Предвечного начала, Божественного предмирного света[5] , тогда как красный символизирует мученическую жертву (вспоминаем о связи суда с жертвой в более ранние времена и понимаем как произошел транзит значения), а так же пламя Божественной любви как видимое и познаваемое проявление Непостижимой Сущности Божества[6]. Последнее подчеркивает такой значительный для христианской эстетики автор как Дионисий Ариопагит.
Красный цвет так же может контекстуально выступать как замена золотого[7], например, показывая ощутимые человеком лучи Божественной Славы.
Приблизительно с 11 века в западной традиции в руках воскресшего Христа появляется белый флаг с красным крестом. В более поздние времена этот символ можно будет встретить и в восточно-христианской традиции.
В иконах, посвященных Преображению Господнему, а так же Христу торжествующему, важнее всего значение белого цвета именно как символа нетварного Божественного Света, а красного – его проявления в слове Божием и Его действии.
С уважением
Шрамко Алекандр Ефимович,
священник БПЦ,
магистрант богословия
[1] Здесь и далее ссылки на синодальный перевод Библии по общепринятым правилам.
[2] Зоар. Перевод Г.Каплан под ред. Лайтмана.
[3] Об этом говорит автор послания к Евреям «Но жертвами каждогодно напоминается о грехах…» (Евреям 10:3)
[4] Шалина И.А. Псковские иконы «Сошествие во ад» // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С.232.
[5] Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы // Православная икона. Канон и стиль. М., 1998. С. 69.
[6] Шалина И.А. Псковские иконы «Сошествие во ад» Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 230-269.
[7] Давидова М.Г., Е. Шлычкова Пространство и время в иконе.
Ответ четвертый
Отвечая на Ваш запрос от 29.01.2021 г. … сообщаю:
1. В христианском вероучении, которое основывается на Святом Писании, безусловно присутствует обращение к разным цветам, в частности встречается использование как красного так и белого цвета. Особенно интересен пример использования их в сочетании у Апостола Иоанна.
В Ветхом Завете к цветам, например, прибегал пророк Исаия: “18 Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как во́лну убелю.” (Исаия 1:18)
В Новом Завете белый цвет — символ Бога и ангелов. Одеяние Христа на горе Табор (Мк 9,3), одеяние ангела в могиле Воскресшего (Мк 16,5)
В Откровении Иоанна Богослова, цвета белый и красный рассматриваются в сочетании. Согласно логике Апостола Иоанна, чтобы приобрести белые одеяния святости необходима выбелить их в крови (безусловность — красный цвет).
“13 …начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли? 14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. 15 За это они пребывают ныне перед престолом Бога…” (Откровение 7:13-15)
Особое внимание надо отдать словам Викария генерального вспомогательного Епископа Минско-Могилёвского Римскокатолической Церкви Юрия Касобуцкого: “Бел-чырвона-белы сцяг… Гэтае спалучэнне колераў у хрысціянстве з самага пачатку было сімвалам Уваскрослага Хрыста.
Гэта — плашчаніца, у якую было загорнута Цела Хрыста, а чырвоная паласа — гэта Кроў Хрыста. Калі Ён уваскрасае — сцяг белы і крыж чырвоны. Так было на старажытных іконах: Хрыстус трымае ў руцэ харугву, а на ёй — спалучэнне белага і чырвонага колеру. Гэтая стужка таксама азначае спалучэнне Старога і Новага Запаветаў.”
(Цитата с catholic.by официального портала Конференции католических епископов Беларуси (ККЕБ))
Вывод:
В христианском учении белый цвет является символом Бога и святости. Красный цвет — символ крови, мученичества, символ самоотверженной и жертвенной верности Господу.
Сочетание белого и красного с преобладанием и доминантой первого в совокупности двух цветов, рассматривается как неделимое целое, символизируя единения человека с Господом через путь самоотречения и жертвенности.
2. В христианской религии и в частности в конфессии Римско-католической Церкви используются разного рода символы, которым придаётся религиозный смысл. Цвета также являются символами.
А именно в Литургии Церкви красный цвет является символом мученичества, белый цвет — символ святости, чистоты, девственности и безгреховности.
На практике это отображается например в одеяниях священников во время служения Мессы. Таким образом, когда в литургическом календаре церкви празднуется день святого мученика, священник облачается в одеяние красного цвета, в день празднования святого, но не мученика — в одеяние белого цвета.
Сочетание белого и красного цвета из древле присутствовало в символике используемой в иконописи. Белые хоругви с изображением на нём красного креста, белый или красный плащ Христа воскресшего. Вот только некоторые примеры из всемирной истории искусства христианской культуры:
- Сандро Боттичелли, Воскресение 1490;
- Эль греко Воскресение Христа;
- Одеяние красное плащ-накидка, и белая хоругвь;
- Воскресение Христово. Раффаэлино дель Гарбо;
- Тициан Воскресение Иисуса Христа 1542-1544.
Епископ Юрий Касабуцкий в том же тексте, как выше, толкуя использование цветов в сочетании бело-красно-белый чётко формулирует: “Гэта — хрысціянская сімволіка.”
Вывод: в атрибутике Римско-католической церкви, а также без исключения Церквей других христианских конфессий используются белый и красный цвета, а также их сочетания как бело-красно-белый, как один из символов христианства.
С уважением,
Настоятель Прихода св. И. Кунцевича
Витебской Епархии РКЦ в РБ
Борок Вячеслав Зыгмундович
Магистр богословия
Ответ пятый
Рассмотрев Ваш запрос от 29.01.2021 г. … настоящим сообщаю следующее.
1. В христианском вероучении нет какого-то особенного учения о цветах. Церковь не обожествляет цвета, не делит их на лучшие и худшие. Но, тем не мене, в богослужении и иконописи имеются установившиеся нормы и обычаи употребления цветов или их сочетаний.
Первые ассоциации с сочетанием красного и белого цветов – кровь мучеников за веру, которая, как говорит Тертуллиан (ум. ок. 240 г.), является «семенами церкви».
Вместе с этим определенные «красно-белые» образы у нас могут возникнуть уже при прочтении некоторых избранных мест Писания, особенно там, где говорится о святости, которую обретают верующие в Иисуса Христа: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.» (Откр 7:13-14: ), «в Котором (в Иисусе) мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,» (Еф 1:7). «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр 9:14). «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет 1:17-19). «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха»(1Ин 1:7). «Он (Иисус) был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие»» (Откр 19:13).
В таких контекстах сочетание красного и белого цвета может служить символом, указывающим на веру в то, что раскаявшийся и уверовавший во Христа грешник обелен кровью Иисуса Христа. Определенный смысл красно-белая цветовая метафора имеет и в словах пророка Исайи: «Придите же, и вместе рассудим», — говорит Господь. — Пусть грехи ваши как багрянец, убелю их, как снег; пусть красны они, словно пурпур, — они будут как белая шерсть» ( Ис. 1:17-18). Здесь сочетание белого и красного является символом тождества Божественного милосердия над человеческой немощью и веры в Божественное прощение, даруемое каждому в покаянии.
2. В церковной материальной культуре белый цвет является одним из основных. Это символ чистоты, девственности, святости и божественности: именно белого цвета крестильные рубахи, подвенечные платья, белого цвета священнические облачение на Господские праздники (Рождество, Крещение и пр.) белый цвет активно используется в русской иконе (так называемые белофонные иконы), где обозначает Божественный Свет, и часто заменяет собой более дорогой цвет золота.
Белый цвет – является также символом особой духовной радости и надежды, поэтому, вопреки народным обычаям, используется в церкви при погребении умерших (в облачениях и убранстве храма). Белый цвет был предпочтительным для внешней и внутренней отделки православных храмов даже там, где белые красящие вещества не были самыми доступными.
Красный цвет также используется в Церкви. Красного (иногда и белого) цвета надевают священники облачения во время от Пасхи до Вознесения, а в другое время в дни памяти мучеников, символизируя их близость в мученической кончине с Христом и Воскресением. Часто красные облачения имеют на себе белый орнамент, а белые – соответственно красный. Во время литургии красно облачение священник всегда надевает поверх белого подризника. Или белый омофор иногда надевается поверх красного архиерейского облачения.
Церковь не нормирует употребления оттенков красного и белого, считая все оттенки красным или белым цветом соответственно. Церковь также не нормирует использование бело-красных сочетаний, и не нормирует порядок самого такого цветового сочетания за исключением одного случая: так называемых «источников» на мантиях архиереев. На мантиях ВСЕХ архиереев РПЦ от патриарха до простого епископа, независимо от страны их служения, имеется три бело-красно-белых полосы. Это же цветовое сочетание красного и белого имеется на вензелях и гербах архиереев РПЦ (и БПЦ соответственно).
Это бело-красно-белые ленты символизируют собой свет Ветхого и Нового Завета, Священного Писания и Священного Предания, которые должен нести людям облаченный в эти одежды. Форма архиерейских мантий заимствована из гардероба византийских императоров. Мантия императора помимо прочего имела серебряно-золотые-серебряные полосы, которые символизировали землю и небо, или божественный и человеческий закон. Возможно, в древности наиболее влиятельные архиереи могли позволить себе использование золотой и серебряной нити для таких целей, но повсеместно установился обычай заменять сочетание серебро-золото-серебро бело-красно-белым и, реже, бело-сине-белым сочетанием. Самое древние свидетельство об использовании такого цветового сочетания относятся к XII столетию.
С XVII столетия до нас дошло множество портретов церковных иерархов и с территории современной Беларуси — как православных, так и униатских. Т.е., сочетание белого и красного указанной последовательности имеет на наших землях давнюю религиозную традицию использования.
С уважением, священник БПЦ.