Ватикану стоит объясниться по поводу того, что выглядит как сделка с дьяволом
Джон Л. Аллен Младший, главный редактор Crux
РИМ — В понедельник старший редактор Crux Чарльз Коллинз предложил в нашем еженедельном радиоэфире на Католическом Канале отличный мыслительный эксперимент в своём типичном стиле. Вот он:
Как мы знаем, летом тогдашний архиепископ Вашингтона Уилтон Грегори разозлил Дональда Трампа, публично раскритиковав его визит в Католический культурный центр сразу после того, как людей, протестовавших возле Белого Дома из-за убийства Джорджа Флойда, разогнали при помощи слезоточивого газа, чтобы Трамп смог устроить фотосессию на фоне церкви через дорогу.
Давайте представим, что когда через несколько месяцев архиепископ Грегори поехал в Рим, чтобы получить красную кардинальскую шляпу, Трамп не разрешил ему вернуться назад в США, так что он какое-то время жил в изгнании. Далее давайте представим, что Грегори получил новость о разрешении вернуться, вернулся, а всего через несколько дней получил ещё одну новость, на этот раз от Папы Римского, который принял его отставку по возрасту.
(На самом деле Грегори 73 года, но для нашего эксперимента можно представить, что ему 75, стандартный возраст отставки епископов.)
Абсолютно никто не поверил бы, что это обычная рутинная отставка. Напрашивался бы очевидный вывод, что Ватикан заключил сделку с Трампом: пустите неудобного архиепископа домой, а мы позаботимся, чтобы он вам больше не докучал. Естественно, это вызвало бы настоящую бурю.
Суть мыслительного эксперимента Коллинза в том, что хотя сценарий с участием Грегори вымышленный, примерно то же самое только что действительно произошло в Беларуси, и бури это всё ещё не вызвало только потому, что речь идёт о Минске, а не о Вашингтоне.
Этим летом архиепископ Тадеуш Кондрусевич, который с 1991 по 2007 годы отменно служил в Москве, а потом стал архиепископом Минским, вошёл в конфликт с режимом белорусского президента Александра Лукашенко. Он произнёс вслух очевидное — что есть причины сомневаться в переизбрании Лукашенко 9 августа. Официально Лукашенко победил с 80 процентами голосов, но большинство международных наблюдателей, включая Европейский Союз, посчитали выборы несвободными и несправедливыми и отказались признавать их результаты.
Кондрусевич сказал в телевизионном интервью, что «есть причины считать выборы нечестными», а также пришёл помолиться к стенам тюрьмы, где содержались протестующие, не согласившиеся с результатами. Кроме того он опубликовал заявление, где сказал следующее: «Наша страна проживает тяжёлый момент, к сожалению, уже омрачённый кровопролитием и арестами тысяч граждан, которые были жестоко избиты за желание узнать правду о президентских выборах 9 августа».
Когда в сентябре Кондрусевич выехал из Беларуси в Польшу, чтобы поучаствовать в ежегодных торжествах в честь Матери Божьей Ченстоховской и побывать на первом причастии дочери своих родственников, Лукашенко не позволил ему вернуться назад. В итоге ему пришлось прожить всю осень в изгнании.
В октябре главный дипломат Ватикана архиепископ Пол Галлахер дал интервью Crux, где высказал сомнение, что белорусские власти пойдут на уступки. «У меня мало оптимизма по поводу их позиции в этом вопросе», сказал тогда Галлахер.
Однако прямо перед Рождеством стало известно, что Кондрусевичу позволено вернуться в Минск после того, как Папа Франциск лично позвонил Лукашенко. Он смог возглавить праздничные рождественские богослужения в Беларуси, где взволнованно призывал к единству, примирению и прощению.
А в ближайшее воскресенье последовало продолжение: Ватикан без фанфар объявил, что Папа Франциск принял отставку Кондрусевича, ссылаясь на раздел Кодекса канонического права, который формально обязывает всех епископов подавать в отставку в 75 лет. Даже на первый взгляд это объяснение неубедительно, учитывая, что предшественник Кондрусевича, кардинал Казимир Свёнтек, продолжал служить до самой смерти в 96 лет.
Часто в странах Восточной Европы, где католиков немного, а католического клира ещё меньше, епископы продолжают служить ещё долго после стандартного возраста ухода на пенсию, поскольку активное священство всегда востребовано.
Очевидный вывод здесь — что Ватикан действительно пошёл на сделку с дьяволом. Позвольте Кондрусевичу вернуться, а мы отнимем у него его статус, так что он больше не будет для вас проблемой.
Не исключено, что здесь играет свою роль что-то ещё — может быть, у Кондрусевича есть проблемы со здоровьем, может быть, он сам решил уйти на покой, наконец, может быть, что и не было никакого договора с Лукашенко. Однако поскольку всё выглядит так, как будто такой договор был, Ватикан может столкнуться с давлением и с требованием объяснить, что же произошло. Иначе, получается, что он просто вознаградил диктатора за простое соблюдение международных законов и основных стандартов человеческой порядочности.
Конечно, сейчас американцы озабочены не этим, в связи с откровениями о записи телефонного разговора президента Дональда Трампа с госсекретарем Джорджии Брэдом Раффенспергером, сегодняшним вторым туром выборов в Джорджии и утверждением результатов коллегией выборщиков завтра. Остальной мир тоже не очень-то обращает внимание на Беларусь, в том числе из-за коронавируса и вакцинирования.
Тем не менее, рано или поздно кто-нибудь соберёт мозаику и громко спросит, что же происходит. Ватиканским чиновникам следовало бы подготовить свои объяснения заранее, пока они ещё могут это сделать.
Перевод сделан группой «Христианское видение»