Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Как Свято-Елисаветинский монастырь монополизирует социальную деятельность в Белорусской Православной Церкви

Как Свято-Елисаветинский монастырь монополизирует социальную деятельность в Белорусской Православной Церкви

Как Свято-Елисаветинский монастырь монополизирует социальную деятельность в Белорусской Православной Церкви
Аўтар
Хрысціянская візія

Organisation"Christian Vision"

Belarusian inter-Christian association, created during peaceful protests of 2020.

В сентябре 2025 года стало известно, что Свято-Елисаветинский монастырь в городе Минске (далее СЕМ) проводит набор на «курсы сестринского дела», которые пройдут 25-29 октября 2025 года совместно с Учебным центром Больницы святителя Алексия (Москва). 

СЕМ в своем объявлении претенциозно написал, что «приглашает желающих на обучение по специальности “Младшая медицинская сестра по уходу за больными”».

Скриншот с официального сайта Свято-Елисаветиского монастыря, 2025

Также авторы объявления отметили, что «завершившим курсы выдается свидетельство государственного образца РФ о присвоении квалификации “Младшая медицинская сестра / младший медицинский брат по уходу за больными”».

Подобные курсы в СЕМ проходят не впервые: например, с тем же партнером они организовывались там же с 21 по 25 мая 2025 года. Примечательно, что в требования к кандидатам так же, как и теперь, не входило обязательное базовое медицинское образование. 

Скриншот с официального сайта Свято-Елисаветиского монастыря, 2025

В связи с чрезвычайно краткой продолжительностью таких курсов уже возникает огромное количество вопросов как к ним самим, так и к информации о присвоении вышеуказанной квалификации.

Заявленное количество часов для «курсов сестринского дела» СЕМ явно недостаточно даже для минимальной подготовки человека, который не знаком с медициной и сферой ухода за больными.

Подобные курсы с набором «извне» — крайне редкое явление для таких специализированных тем. Существуют курсы повышения квалификации и специализированные программы для медицинских работников, которые могут включать элементы ухода и милосердия. 

Скриншот с сайта Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения (Российская Федерация)

В результатах поисков по запросу «обучение по специальности “Младшая медицинская сестра по уходу за больными”» в российском сегменте интернета имеются данные о профессиональном обучении с более продолжительным обучением — 340 часов (13 недель / 3 месяца). Таким образом, по окончании данных курсов люди получают профессиональные навыки и будут нести юридическую ответственность по результатам своих действий, работая с людьми.

Что касается СЕМ, он давно прикрывается социальным служением для поиска пожертвований в Беларуси и за ее пределами для своих коммерческих проектов. 

Об этом мы уже писали:

Использовать и выбросить: что скрывается за фасадом социальной деятельности Свято-Елисаветинского монастыря?

Где нужно просто подать стакан воды, сутками читают акафисты

Согласно свидетельствам людей, которые долгое время были связаны с СЕМ, социальное служение является очень незначительной частью деятельности этой организации. В 2020-2022 годах сестер монастыря перестали пускать в отделения РНПЦ психического здоровья. Известно, что это не первый раз, когда сестрам милосердия официальные медицинские учреждения отказывали в посещении своих отделений — из-за низкой квалификации, агитации против медицины (например, сестры советовали мазаться освященным маслом вместо необходимых медицинских процедур и манипуляций).

Кроме того, об уровне медицинской подготовки и серьезности отношения к медицине свидетельствует открытое ковид-диссиденство монастыря в 2020 году, в результате чего умерли по меньшей мере 3 сестры милосердия и одна монахиня, а жизнь многих была поставлена под угрозу.

К слову, напомним, что женщины в белых косынках, которые стоят под вывесками СЕМ за прилавками и со скарбонками, не являются монахинями (случается, что они не являются даже верующими). Хотя, действительно, многие монахини, которые стоят у истоков СЕМ, в свое время были сестрами милосердия. Некоторые участницы сестричества СЕМ (так называемые «белые сестры») и в настоящее время приходят в монастырскую общину.


22 августа 1999 года, первый монашеский постриг сестер будущего СЕМ. Фото: официальный сайт СЕМ

Судя по тому, что Свято-Елисаветинский монастырь в Минске начал заниматься социальными инициативами, социальная деятельность Белорусской Православной Церкви находится в плачевном состоянии.

Деятельность сестер милосердия и сестричеств в Беларуси началась еще в 1988-1989 годах и активно развивалась в 1990-е годы по всей Беларуси. К 2020 году в республике существовало около 200 православных сестричеств, реально занимающихся социальной деятельностью. В Брестской епархии действует наибольшее количество сестричеств — 64, в которых служит более 1000 сестер милосердия.

В 2008 году был основан Союз сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви (далее ССМ БПЦ) — с этого времени он стал обособленной структурой БПЦ с собственным счетом и подобными атрибутами отдельной структуры. De facto же ССМ БПЦ был создан в 1997-1998 годах.

По имеющейся у нас информации, на данный момент его деятельность фактически прекратилась после реорганизации в 2021 году: ССМ БПЦ стал Ассоциацией сестер милосердия. Примечательно, что в журнале номер 81 заседания Синода БПЦ от 7 сентября 2021 года сказано: «ликвидатором обособленного структурного подразделения Белорусской Православной Церкви “Союз сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви” назначить насельницу Свято-Елисаветинского монастыря города Минска монахиню Анфису (Остапчук Анну Григорьевну)».

На официальном сайте монастыря достаточно много информации о монахине Анфисе, в том числе о ее деятельности после 2021 года (например, о том, что она является старшей сестрой милосердия в РНПЦ психического здоровья). Согласно информации СЕМ, в период с 2020 по 2022 год она заведовала арт-студией «Благодатное небо», цель которой — «обеспечить человека после психиатрической больницы работой, занятостью». В студии занимаются созданием ватных игрушек в стиле ретро, флористических композиций для интерьеров, каменных панно и скульптур, валяных изделий из шерсти, открыток ручной работы, вязаных брошей, текстильных экоигрушек, подарочной упаковки для монастырской продукции к праздникам и не только. В целом, сайт СЕМ дает информацию о монахине Анфисе (Остапчук) как о человеке с опытом работы в структурах, имеющих коммерческий аспект — в керамической, иконописной мастерских, а также на подворье монастыря (о принципах деятельности подворья подробнее здесь).

Сложно сказать, какие мотивы были у руководства БПЦ, когда оно назначало координатором-руководителем Ассоциации сестричеств монахиню из СЕМ. 

Примечательно, что сайт ССМ БПЦ www.sestra.by, который ранее был официальной веб-страницей этой организации, не открывается. Известно, что права на управление этим ресурсом были переданы новому руководству реорганизованной структуры, которое стало ответственным за огромную часть многолетних наработок по соцслужению БПЦ. Однако ответственность и СЕМ — слабо совместимые понятия, если это не касается финансовых выгод. А для БПЦ эта тема оказалась… ненужной, чтоб реально ее развивать и опекать.

Возможно, это часть веяния эпохи в Беларуси — избавляться от квалифицированных, опытных сотрудников и реально работающих структур, чем в БПЦ также, очевидно, не брезгуют. К чему это приводит, история дает много примеров…

В официальных медиа БПЦ нет никакой информации о новой Ассоциации сестричеств и действующих ссылок на соответствующие ресурсы. Неизвестно, какая деятельность осуществляется ею на данный момент.

Поскольку сайт Союза сестричеств милосердия БПЦ недоступен, на основании цифровых следов в интернете можно увидеть, что в свое время ССМ БПЦ организовывал свои курсы сестер милосердия. На скриншоте объявление о наборе в Школу сестер милосердия 2012 года (подобные курсы организовывались на протяжении многих лет).

Примечательно, что теоретическая подготовка предполагала занятия в течение нескольких месяцев, а также практические занятия. С годами курсы усовершенствовались. 

Очевидно, что данные курсы также не являлись заменой базовой медицинской профессиональной подготовки, однако, согласно известным нам отзывам о них, они несли реальные практические и теоретические навыки для желающих нести христианское служение страждущим ближним. 

Известно также, что ССМ БПЦ проводил обучающие мероприятия не только в Минске, но и в регионах — Гомеле, Витебске, Полоцке, Бресте. 

Все мероприятия Союза сестричеств проводились бесплатно, слушательницы обеспечивались методической литературой. Для этого ССМ БПЦ самостоятельно искал средства, считая, что сестер милосердия нужно мотивировать и поддерживать: они и так много делают благотворительно, жертвуя своим временем и силами. Деятельность сестер милосердия по всей стране была обширной на протяжении десятилетий, включая опеку немощных и болящих людей — не только в социальных и медучреждениях, но и на дому.

Что же касается ситуации с социальным служением в БПЦ, СЕМ никогда не был передовой структурой в данной сфере. До сих пор действует множество волонтерских христианских инициатив, в том числе с социальной специализацией. Однако в итоге целенаправленного пиара своей псевдосоциальной деятельности СЕМ широко известен в Беларуси и за ее пределами как чуть ли не единственная благотворительная организация в Беларуси.

Тревожным фактом является то, что в широком общественном сознании сестры милосердия теперь ассоциируются с сестрами Свято-Елисаветинского монастыря.  Если в начале своего существования сестричество СЕМ действительно занималось реальным социальным служением, то, как уже было тут отмечено, в настоящее время это давно не приоритет.

При этом не будем отрицать, что в СЕМ всегда были христиане, которые, вопреки коммерческой направленности развития монастыря, в меру возможностей искренне служили ближним, в том числе нуждающимся в санитарном уходе. 

На фоне того, что СЕМ повысил активность в сфере имитации бурной социальной деятельности, обращает на себя внимание, что семинар старших сестер милосердия сестричеств Белорусской Православной Церкви «Основополагающие принципы социального служения», который собрал около 100 участников из всех епархий БПЦ 11 ноября 2022 года, проходил на базе СЕМ. Здесь монастырь также проявил предприимчивость и, в отличие от ССМ БПЦ, сделал участие платным (!). В 2022 году участие для каждой участницы либо участника стоило 50 беларусских рублей, что не является символической суммой для беларусских реалий. Примечательно, что на этом мероприятии, где собирались сестричества из разных мест Беларуси, темой основного доклада было не служение, а… послушание! 

В июне 2024 года подобное мероприятие также проходило на базе СЕМ.

Можно оценивать эту активность со стороны СЕМ как тенденцию к монополизации социальной деятельности с коммерческой перспективой, учитывая то, что видимой активности ССМ БПЦ (теперь Ассоциации сестричеств милосердия) не наблюдается и/или она полностью либо частично замещается имитацией бурной социальной деятельности минским Свято-Елисаветинским монастырем.

С высокой вероятностью, всё, что было наработано в БПЦ на протяжении десятилетий энтузиастами и профессионалами в социальной сфере, будет уничтожено и/или переделано под коммерческие цели с вывеской об огромной социальной работе.

Кроме монополизации соцдеятельности СЕМ, мотивами организации «курсов сестер милосердия» на лицо отработка грантов ее московским партнером — Учебным центром Больницы святителя Алексия. Учитывая то, что в Беларуси есть свой опыт обучения сестер милосердия и социального служения длиной в десятилетия, можно сказать, что это как раз тот случай, когда «нет пророка в своем отечестве»… 

Примечательно, что в последнее время в Беларусь устремился поток российских медийных священников, которых БПЦ почему-то принимает как светил миссионерства, богословия и чего только еще не.

Такие курсы совместно с вышеупомянутым центром — усиливающаяся в БПЦ тенденция слепого поклонения россиянам, хотя в Беларуси недостатка в образованных, умных и честных людях, готовых послужить Церкви и Богу, нет. Но сейчас в стране модны не эти качества. 

Возможно, СЕМ стремится прикрыться бумагами государственного образца, чтобы обеспечить беспрепятственный вход в медучреждения Беларуси своим сестрам (поскольку, как уже говорилось, с этим возникают проблемы).

Кроме того, в настоящее время из-за огромной волны эмиграции из Беларуси и репрессивной политики государства ко всем инакомыслящим в стране осталось множество пожилых людей с потребностью в уходе и без младших родственников, которые могли бы этот уход осуществлять. Скорее всего, подобные курсы — коммерческий ход всегда цепкого на зарабатывание денег монастыря, чтобы позиционировать своих сестер милосердия как квалифицированных специалистов для такой работы.

Однако даже человек, искренне стремящийся помогать ближним, но не имеющий опыта подобной деятельности, пройдя подобные курсы, может навредить своей неквалифицированной деятельностью тем, о ком будет заботиться. 

У «Христианской визии» имеется ответ от 5 сентября 2025 года от двух Министерств Республики Беларусь – здравоохранения и образования – на обращение граждан об описанных нами «курсах сестринского дела» при СЕМ и «присвоении квалификации “Младшая медицинская сестра / младший медицинский брат по уходу за больными”» после их окончания. Примечательна следующая информация в официальных документах Министерства здравоохранения и образования Беларуси.

В частности, Министерство образование заявило, что курсы, подобные проводимым на базе Свято-Елизаветинского монастыря, не дают права на работу по профессии «младшая медсестра (брат)». А также, что БПЦ и монастырь были предупреждены о необходимости корректно использовать термины в рекламе и публикациях, чтобы не вводить слушателей в заблуждение.

Министерство здравоохранения, в свою очередь, отметило что курсы, проводимые Свято-Елизаветинским монастырём, не дают права на присвоение разряда и работу по профессии «младшая медсестра (брат) по уходу за больными». Подобные занятия носят просветительский характер и могут использоваться лишь в роли волонтёрской или семейной помощи, но не признаются как профессиональная подготовка в системе здравоохранения.

С первого взгляда может показаться, что СЕМ, при своей активной поддержке военной агрессии России против Украины (о чём подробнее на нашем специальном ресурсе), решили начать подготовку медперсонала для военных действий. Однако, судя по длительности и качестве вышеназванных курсов, их может быть достаточно разве что для первого интереса по теме.

Хотя, при отсутствии в Синодальном отделе БПЦ в настоящее время подобных инициатив, курсы от СЕМ — лучше, чем ничего для поверхностного ознакомления с социальным служением… 

Использовано фото с официального сайта СЕМ


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост