«В ознаменование 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков решено возвести храм»
— сообщают информационные ресурсы Гродненской епархии. Храм собираются построить на территории агротуристического комплекса «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы». В церемонии закладки приняли участие председатель Гродненского горисполкома Андрей Хмель и настоятель Коложской церкви протоиерей Александр Болонников.
Примечательно, что мотивом строительства является юбилейная дата из светского государственного календаря. И — совершенно ничего не сказано о том, в честь кого или чего в собственно христианском смысле будет строиться храм. Хорошо хотя бы к «геноциду белорусского народа» эта стройка не привязана, и на том спасибо.
80-летие конца гитлеровской оккупации Беларуси — безусловно, важная годовщина. Даже несмотря на то, что режимы Путина и Лукашенко бесстыдно манипулируют историей Второй мировой войны, пытаясь легитимизировать себя и оправдать агрессию против Украины.
Но важно отметить, что уже и внутренние события беларусской церковной жизни всё более подчиняются «линии партии». Православие в Беларуси стремительно дрейфует в сторону гражданской религии, сакрализующей жизнь государства. Фактов в пользу того, что кто-то из иерархии испытывает по этому поводу дискомфорт, не говоря уже о муках совести, у нас нет.
Есть и другие моменты — чисто практического порядка. «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы» находится в ведении Гродненского мясокомбината и располагается на окраине одноименного поселка в пригороде Гродно. В самих Коробчицах более 15 лет существует православная община в честь Нерукотворного образа Господня, действует малый храм и планируется строительство большого.
И вот когда в самом населенном пункте не закрыт вопрос со строительством местного храма, в соседнем агротуристическом комплексе — культурно-развлекательном по своей сути учреждении — закладывается новый. Уровень пафоса при этом зашкаливает: всё происходит «по благословению архиепископа Антония», с участием главы города, в основание храма помещают капсулу с посланием потомкам и «освященный камень XII века» со двора Коложи.
А ведь никакой общины, которая только и может обусловить появление нового храма, в «Гарадзенскім маёнтку «Каробчыцы» не может быть по определению. Там нет постоянных жителей — кроме сторожа и животных в зоопарке. Персонал и сотрудники находятся там только в рабочее время, а контингент посетителей — это публика, приезжающая за отдыхом, аттракционами и приятной кухней.
Насколько именно там и именно этими людьми будет востребован храм? О каком регулярном богослужении и прочих атрибутах церковной жизни в нем можно вести речь? Каким будет источник содержания храма после окончания строительства? Вряд ли о такой «базе» епархиальное начальство не думало. Просто готовность спонсорства со стороны хозяев «Маёнтка» плюс желание лишний раз проявить лояльность госидеологии — сделали свое дело. И было принято решение не упускать возможность улучшить епархиальную статистику по новым храмам. А уж под каким соусом и на какой адженде это случится — вопрос несущественный…
Но это — пока, и — для них. История еще поставит самым принципиальным образом вопрос о том, как в эпоху «иногда не до законов» в стране проходило «духовное возрождение». И сколько в этом духе по итогу осталось христианства.