Православные и католические иерархи в Беларуси призвали отметить особыми молитвами 22 июня
Митрополит Вениамин напоминает епископату БПЦ, что в этот день «в нашей стране совершается День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа».
22 июня было объявлено «Днем всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа» указом Лукашенко № 117 от 23 марта 2022 года. «Геноцид белорусского народа» — идеологический конструкт, являющийся примером инструментализации памяти жертв нацистского террора. Пропаганда в Беларуси проводит манипулятивные параллели между нацистской Германией и современным «коллективным Западом», а противников режима отождествляет с коллаборационистами, создавая квазиреальность, в которой диктатор Лукашенко предстает спасителем страны от нового «геноцида».
Отметим также, что митрополит Вениамин вслед за чиновниками предписывает помянуть жертв исключительно «Великой Отечественной» — советско-германской войны, являющейся частью Второй мировой. Между тем, беларусы гибли во Второй мировой войне еще задолго до 22 июня 1941 года: с 1 сентября 1939 года — те, кто служил в Войске Польском и принял на себя удар со стороны гитлеровской Германии, а с 17 сентября 1939 года — многочисленные военнослужащие и гражданские лица на территории Западной Беларуси, застигнутые нападением сталинского СССР.
Среди убитых было немало православных христиан. Православный капеллан Войска Польского Шимон Федоронько был расстрелян палачами НКВД в Катыни в 1940 году. Свидетельств об организованном поминовении этих жертв в БПЦ нам найти не удалось.
Не отстает от православного митрополита Вениамина и католический митрополит Юзеф Станевский — он тоже приглашает духовенство молиться 22 июня о погибших «во время геноцида белорусского народа». Как сообщают источники, рассылки аналогичного содержания отправляют своим подчиненным и другие иерархи обеих конфессий.
Очевидно, что драйвером подобного «христианского единства» является государство. Которое диктует церквам, за кого молиться — и за кого нет, кого помнить — а кого предать забвению.