Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Наталья Гаркович. Белорусские мирные протесты христиан в 2020-2021 гг.

Наталья Гаркович. Белорусские мирные протесты христиан в 2020-2021 гг.

Наталья Гаркович. Белорусские мирные протесты христиан в 2020-2021 гг.
Аўтар
Наталля Гарковіч

НаталляГарковіч

Тэалагіня, гісторык, даследчыца, праваабаронца.

Read in English

Текст выступления 31 мая 2023 г. в Европарламенте, Брюссель. Слушания «Жизнь и вера в условиях давления: голоса политзаключенных и преследуемые белорусские христианские общины».

Наталья Гаркович — историк, теолог, член рабочей группы «Христианская визия»

С 2020 года мы наблюдали разные проявления мирного протеста против лжи и насилия на всех уровнях христианских организаций и общин, прежде всего – от простых верующих. Расскажу о некоторых примерах.

У католиков еще до выборов 2020 г. в соцсетях была запущена кампания “католик не фальсифицирует”.

Подобная кампания прошла у православных. За это многие из участников онлайн-флэшмоба подверглись давлению либо репрессиям внутри конфессии или от силовиков.

После первых дней насилия и пыток арестованных во время протестов стали выпускать из изолятора по ул. Окрестина в г. Минске. Там волонтерили все – в т. ч. священники и пасторы, верующие разных конфессий и атеисты. Инициатива такой деятельности была на низовом уровне. Церковные иерархи, к счастью, не противодействовали ей.

13 августа 2020 года христиане разных конфессий собрались возле городской ратуши для молитвы о мире, справедливости и прекращении брутального насилия. Это также была “инициатива снизу”. Эта молитва собрала достаточно большое количество человек. После нее мы прошли маршем с Библиями и иконами по центру Минска, вдоль здания КГБ. Я даже читала в микрофон 90-й псалом напротив тюрьмы по ул. Володарского в центре города.

21 августа 2020 года в Минске прошла “цепь покаяния”, инициированная евангельским верующим Змитером Дашкевичем, который теперь, в очередной раз, является политзаключенным. Акция собрала огромное количество и верующих, и неверующих, неравнодушных людей по всему Минску.

Осенью 2020 прошли молитвенные акции солидарности с католическим архиепископом Тадеушем Кондрусевичем, которому режим Лукашенко запретил въезд в страну. Это случилось после высказываний архиепископа о том, что протестующие желают знать правду и против совершаемого государством насилия. На сегодняшний день такие акции солидарности в Беларуси уже невозможны.

7 декабря 2020 года общине полноевангельской церкви “Новая жизнь” госчиновники предписали покинуть занимаемое ими здание, угрожая принудительным выселением. Община проводила молитвы против фальсификаций выборов, насилия, за политзаключенных с самого августа 2020 года. Им впоследствии запретили молиться на даже на улице под угрозой арестов. Четверо из этой общины были арестованы в феврале 2023 года.

С какой реальностью мы столкнулись дальше? Несколько примеров.

В 2021 году евангельские верующие организовывали серию видео с христианами разных конфессий: что они сегодня хотят сказать беларусам как христиане. Эта деятельность была разгромлена сотрудниками КГБ путем запугивания и арестов. Ролики на Ютубе сейчас недоступны.

3 Марта 2022 года около 100 матерей молодых солдат ВС Беларуси посетили вечернее богослужение в Минском православном соборе с целью помолиться о прекращении войны в Украине, которую начала там Россия. ОМОН и обычные милиционеры их там уже ждали, требовали перед входом в церковь документы, снимали на камеру. Четверых задержали не несколько часов. Двое журналистов, присутствовавших там, были арестованы на более, чем 10 суток.

Режим настолько боится людей, что ограничил и взял под контроль трансляцию католических богослужений, на некоторый период трансляции были запрещены.

Постепенно поле мирного христианского протеста и даже молитвы о мире, против насилия, а также проявления солидарности с политзаключенными сужалось все больше. Сейчас такое пространство в публичной сфере окончательно схлопнулось. Сфера солидарности, протеста, взаимопомощи и даже публичная молитва в этих интенциях стали невозможны. Это все ушло в глубокое подполье.

Сегодня, в эпоху медиа, когда что-то отсутствует в медиаполе, это его не существует. Беларусь становится “невидимой”, создается впечатление, что там ничего не происходит, что “всё уже успокоилось” в этой Беларуси. Однако это далеко не так.

Специфика подполья такова, что связи между разными очагами сопротивления нет. Есть ощущение, что нас мало, что ничего не происходит. Однако эти очаги не угасают. Мы узнаём о многих христианских активистах только после их задержания.

Например, в начале этого года был арестован священника, у которого спецслужбы нашли на теле татуировку с историческим гербом “Погоня” и публично об этом заявили. За исторический флаг и герб режим репрессирует еще сильней.

Рейды милиции обрушились на православных верующих Гомеля в январе 2023 года. На прошлой неделе режим Лукашенко в Витебской области арестовал двух католических и одного греко-католического священников.

28 мая 2023 г. в Витебске очередному административному аресту подвергся евангельский пастор Александр Зарецкий за бело-красный белый флаг на аватарке в соцсети. И если это новости о регионах, то что можно сказать о Минске?..

Я, участвуя в деятельности ХВ, знаю, насколько люди имеют разветвленные горизонтальные социальные связи даже при таких жестких репрессиях, как сегодня.

Некоторые наши попытки организовать посещение священников разных конфессий политзаключенных увенчались успехом в разное время. Но даже об этом мы едва ли можем говорить.

Даже проявления солидарности в виде писем, передач христианам-политзаключенным, оплата адвокатов для них, поддержка родственников — все это держится в тайне. К сожалению то, о чем мы знаем и в чем участвуем, мы не можем афишировать. Мы также не можем публично заявлять о спектре помощи, который мы оказываем преследуемым верующим. Потому что очаги солидарности и взаимопомощи будут вскоре подавлены, люди посажены в тюрьму. И тонкая ниточка связи и взаимопомощи оборвется. Это всё я воспринимаю как проявления мирного христианского протеста.

Мы не можем ни отчитываться о подобных акциях ,ни публично о них заявлять. Хотя в современном мире это необходимо, для того, чтоб присутствовать в медиапространстве.

И последнее. В настоящее время режим Лукашенко в Беларуси через церковные структуры контролирует либо пытается контролировать, репрессирует и оказывает давление на все группы верующих разных конфессий.

Спасибо за внимание.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава