Царква і палітычны крызіс у Беларусі

Заштатный клирик Минской епархии БПЦ МП священник АЛЕКСАНДР ШРАМКО: “Настраиваться нужно на длительное противостояние. Важно просто не прекращать протесты”

Заштатный клирик Минской епархии БПЦ МП священник АЛЕКСАНДР ШРАМКО: “Настраиваться нужно на длительное противостояние. Важно просто не прекращать протесты”

Заштатный клирик Минской епархии БПЦ МП священник АЛЕКСАНДР ШРАМКО: “Настраиваться нужно на длительное противостояние. Важно просто не прекращать протесты”

Портал “Credo.Press”: Продолжаете ли Вы участвовать в ежедневных молитвенных акциях у кафедрального собора БПЦ МП в Минске? Изменилось ли число участников акций и отношение к ним со стороны государственных и церковных властей?

Священник Александр Шрамко: Я лично не пропустил еще ни одного дня акции, но приняла она несколько иной характер. Первые дни акция была действительно межконфессиональной, православные собирались у своего собора, католики у своего, протестанты там или там, а затем все соединялись посередине, у здания Ратуши. Была особая атмосфера христианского единства. Потом шли крестным ходом по главному проспекту, мимо здания КГБ, до Красного костела на площади Независимости, там молились и дальше шли до СИЗО на улице Володарского, молились там, а затем по другой улице возвращались к собору.

Но потом митрополит Павел как бы «пошел навстречу верующим» и учредил молебен в соборе с крестным ходом вокруг храма, сам служил раза три. Молебен не такой продолжительный, и первоначально большая часть православных присоединялась к протестантам и католикам у Ратуши. Затем все меньше и меньше, потом по неизвестной причине полностью перестали участвовать католики. Может, кто-то и подходит, но как-то это не проявляется, как в первые дни, когда они даже приносили свою хоругвь.

Так получилось, что теперь межхристианская акция стала преимущественно протестантской. Я лично к ним присоединяюсь после православного молебна, но других православных вижу там мало, хотя они все же есть. Кроме того, акция ограничивается молитвой без крестного хода. Это связано и с уменьшением числа участников, и с некоторым падением общего энтузиазма в городе, который поначалу весь гудел и по улицам ходило много других демонстрантов. Какую-то роль играет отсутствие атрибутики в виде хотя бы хоругви во главе хода.

Но вообще все же есть стремление возобновить крестный ход.

— Согласны ли Вы с утверждением, что после некоторых колебаний митрополит Павел и руководство экзархата окончательно перешло на сторону Лукашенко?

— Я не знаю, было ли у митрополита колебание. Скорее, растерянность — после того, как ему показали видео с жесткими задержаниями и избиениями. Но после этой растерянности взяла свое привычная сервильность. Кроме того, как некоторые считают, с ним «побеседовали», внушив мысль, что новая власть введет автокефалию, о чем “предупреждал” и Лукашенко. Они просто достали старую программу одной из националистических групп оппозиции, ссылки на которую по недоразумению оказались на сайте Тихановской, и теперь убеждают, что это программа даже не ее, хотя и это нелепо, а всего Координационного Совета. При том что КС вообще не оглашал никакой программы, его назначение – трансфер власти, а не ее осуществление.

Общая примирительная позиция, с уклоном на сохранение статус-кво, что фактически означает пассивную поддержку режима, характерна далеко не только для православных. В этом же русле находятся и [католический архиепископ] Кондрусевич, и руководство ЕХБ, и представители некоторых других протестантских групп и религий.

— Меняется ли духовно-эмоциональная атмосфера в Минске? Хватит ли «пороха в пороховницах» на продолжение протеста и все-таки прекращение режима Лукашенко?

— Эйфории поменьше. Поначалу было даже какое-то необъяснимое ликование, атмосфера праздника. Это было очень вдохновляюще, но, с другой стороны, преждевременно. Режим никуда не делся. И когда эта атмосфера сникла, у многих настроение стало упадническим.

Тут еще власти стали свои митинги организовывать. Все знают, что это в основном проплаченные бюджетники, но картинка создается, и это тоже угнетает.

Но, если рассуждать здраво, настраиваться нужно на длительное противостояние, а оно не продержится долго на эйфории. Важно просто не прекращать протесты в разных формах. И пока каждый вечер собираются тысячи людей на площади Независимости. Поддерживают бастующих и т. д.

Трудно предполагать, что будет. Ведь и то, что происходит, никто не мог еще совсем недавно предположить.

Вчера была очень вдохновляющая акция «Ланцуг покаяния». Христиане разных конфессий образовали цепь через город от Куропат, места массовых расстрелов при Сталине, до Окрестина, где заключены жертвы современной диктатуры. Люди стояли с лозунгами: «Я молюсь за Беларусь», «Иисус — Господь Беларуси» и т. д.

— И никто не пытался разорвать “ланцуг”?

— Нет. Прошлась вдоль разок милиция с громкоговорителем с предупреждениями, что акция не санкционирована и к участникам могут быть приняты меры. И на этом все.

— Какую Вы оказываете помощь пострадавшим от событий 9-12 августа? Ждете ли повторения этих событий?

— С моей стороны поддержка в основном только молитвенная. Но некоторые священники оказывают и материальную помощь пострадавшим: и в больницах, и передачами в изолятор. Что касается православных, то известно о такой помощи в Минске и Гродно. Среди оказывающих помощь и известный блогер священник Александр Кухта («Батюшка ответит»).

Надеюсь, повторения такого не будет, слишком уж большой вызвало резонанс, хотя задержания могут возобновиться.

Беседовал Александр Солдатов,
Портал “Credo.Press

 


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава