Царква і палітычны крызіс у Беларусі

«Я голосовал за Лукашенко». Монастырь во славу диктатора

«Я голосовал за Лукашенко». Монастырь во славу диктатора

Placeholder

Крупнейший (по числу насельников и мастерским) монастырь Беларуси неоднократно в последние годы попадал в социальные и политические скандалы. Этим Свято-Елисаветинский монастырь обязан во многом провластной (пролукашенковской) позиции его духовника — протоиерея Андрея Лемешонка. Рассказываем историю этих скандалов.

«Спасибо, что храмы не закрыл»

Первым крупным скандалом, постигшим обитель в протестный 2020-й год — год президентских выборов в Беларуси, была история массового заражения монахинь и сестёр инфекцией COVID-19 с отрицанием в монастыре самой проблемы. Несмотря на рекомендации эпидемиологической службы и руководства БПЦ, монастырь не стал закрываться на Пасху и организовывать какие-то дополнительные меры сдерживания по распространению эпидемии (строгий масочный режим, расстановка прихожан и т. п.). Как смогли выяснить СМИ, тогда заболели около половины монахинь, многие из них переносили заболевание очень тяжело и были госпитализированы. Известно, что в результате умерли по меньшей мере 3 сестры милосердия и одна монахиня. Таким образом своим отрицанием эпидемиологической опасности обитель стала очагом распространения инфекции в Минске.

Умершая после заражения COVID-19 монахиня Мария (Ковальчук). Фото из facebook.com / Наша Нива

Следует отметить, что уже тогда духовник монастыря вооружился аргументами не церковной вертикали (в РПЦ пошли на строгие ограничения, а в БПЦ тоже рекомендовали воздержаться от массового посещения храмов на Пасху), а Лукашенко. Тот в известной популистской манере заявил, что «мое жесткое требование — закрывать храмы не будем» во время эпидемии.

У Лемешонка во время одной из встреч с сестрами и послушницами спросили и по поводу того, что монахини ведут агитацию против вакцинации.

«Мы не за и не против, — с улыбкой ответил священник. — Лично я, как наш Александр Григорьевич, не буду вакцинироваться. Я смотрю по нашему подворью. У нас переболело сейчас много людей. Но я сказал им: наша вакцина, прививка — это тело и кровь Христа. Человеческий организм вырабатывает иммунитет. И я вижу, что этот иммунитет работает.

У нас нет никакой агитации. Может быть, сестры по своему неразумию… Вы написали, я поругаю и спрошу у них: «Вы что агитаторы? Вы должны служить Богу и утешать людей». Мы ни за что не агитируем. Если человек это делает, он делает это от себя. И мы за это сестру поругаем. Но рассуждать мы можем, никто не отнимает у нас этого права».

Монастырь всё же пришлось на непродолжительный период закрывать от посещения, но было уже поздно. «Я как наш Александр Григорьевич» — задавало понятный тон поведения руководства монастыря в назревающем тем летом политическом кризисе.

«Я голосовал за Лукашенко»

Протоиерей Андрей Лемешонок и Александр Лукашенко / Фото: president.gov.by

«Лично я голосовал за Лукашенко. Ни в коем случае не навязываю свое мнение — каждый человек имеет право на свободный выбор, — цитирует Лемешонка государственное издание «SB.BY» спустя полторы недели после прошедших в стране президентских выборов, — А свободный выбор — это когда человек не зависит или, по крайней мере, старается быть независимым от внешних обстоятельств. Но если ему что-то навязывается (например, сегодня я вижу, что люди, которые голосовали за действующего президента, боятся об этом открыто говорить, потому что есть те, кто кричат, кто скандируют о «свободе»), то свобода ли это?

Я, например, благодарен нашему президенту, что он не закрыл церкви, что он провел парад…

То, что на улицах правоохранительные органы где-то превышали свою власть и было насилие, это плохо. Но, с другой стороны, сколько было жертв среди милиционеров? Хирург госпиталя говорил мне, что несколько суток подряд им привозили солдат с ранениями, с оторванными руками. Ведь ясно, что всё это организовано не стихийно, к этим протестам готовились. И не только в Беларуси, но и вне ее. Действительно, кому-то очень было бы выгодно, чтобы наша страна превратилась в натовскую колонию, и за это бы заплатили. Но у нас своя жизнь, и мы должны думать своей головой, как нам строить жизнь и какие ценности должны быть у нашего народа».

Обилие этих пропагандистских штампов, не нашедших подтверждения ни в одном независимом издании (о многих случаях с ранеными солдатами, жертвах среди милиционеров, готовящемся на Западе сценарии военного переворота в Беларуси и т. д.) сопровождает большое выступление протоиерея под названием «О ситуации в Беларуси», опубликованное 15 августа 2020 года (через 6 дней после завершения выборов) на ютюб-канале монастыря. Конспирология, активно распространяемая через госСМИ, стала транслироваться и через монастырские инструменты.

Риторика священника в этом пастырском комментарии, нужно признать, действительно во многом повторяет риторику Лукашенко: манипулятивный и популистский стиль сближает ораторов.

Мнение духовника многие в монастыре не разделили

Такую политически ангажированную позицию протоиерея Андрея Лемешонка в монастыре поддержали далеко не все. Уже 25 августа 2020 года появилось коллективное обращение более сотни сотрудников, бывших сотрудников и прихожан Свято-Елисаветинского монастыря к митрополиту Павлу, тогдашнему руководителю БПЦ. Авторы обращения не соглашались с авторитарным поведением духовника, репрессивной практикой в отношении несогласных с его позицией, подвергали критике непринятие должных мер во время разгула эпидемии в монастыре.

Увы, этому обращению не было оказано должного внимания. Ответ и вовсе пришел спустя более двух месяцев. Его адресат — митрополит Павел — в день подписания обращения был снят с руководства БПЦ, а новый предстоятель — будущий митрополит Вениамин занял прорежимную сторону конфликта, поэтому и созданная им рабочая группа осенью 2020 года формально отнеслась к просьбам, озвученным в обращении. Конфликт лишь усилился. Монастырь покинула монахиня Иулиания (Денисова), регент праздничного хора обители.

Но это нисколько не ослабило авторитаризм в поведении духовника.

22 ноября 2020 года на собрании с монахинями он, дав слово одной сотруднице и поняв, что она поднимает тему избитых ОМОНом молодых людей, грубо стал обрывать её речь фразой «иди ты» и встречно начал сыпать традиционными пропагандистскими штампами о том, что ОМОН «спас страну», «силовики были массово избиты», «если бы не Россия и её помощь, то где бы мы были», «в Ливии при диктаторе Каддафи было почти идеально — единственный президент для народа» и тому подобное. И главное, родители избитых ОМОНом мирных протестующих должны сами каяться, что воспитали таких детей.

«Крестные походы» за Лукашенко и монастырь

Осенью 2020 года в период мирных протестов в Беларуси активисты, поддерживающие политику Лукашенко, стали проводить в Минске шествия. Те были немногочисленными, но их участников не разгоняли силовики. Отличительной особенностью этих шествий было то, что возглавляла колонну, как правило, колоритная троица мужчин: один из нее был с распятием, а второй нес на древке государственный флаг. Бородатый флагоносец был организатором церемониала шествия: оно начиналось и заканчивалось молитвой. Он инструктировал участников о поведении во время шествия и возглавлял колонну. В колонне можно заметить и несущих другие предметы культа: иконы.

Акция «За Беларусь!» в Минске / Наша Нива

Как удалось выяснить СМИ, этим организатором был сотрудник Свято-Елисаветинского монастыря Сергей Позняк, в прошлом военный.

«Чтобы работать в монастыре, необязательно быть монахом. Есть ряд социальных проектов, например помощь бывшим уголовникам, алкоголикам, наркоманам. Монастырь также помогает детям-инвалидам, — рассказал «Нашей Ниве» близкий к монастырю собеседник. — Раньше Сергей работал на подворье «Лысая гора», организовывал работу и помощь бывшим осужденным. 

Что касается митингов, то он это делает абсолютно искренне, не с подачи кого-то, не за деньги. А потому что искренне верит и считает это правильным».

Спутником Позняка, несущим большое распятие, был минский айтишник Сергей Ковригин. Хотя он позиционировал себя в качестве православного христианина, но нравом оказался совсем не смиренным. Именно в тот период времени произошел случай, ставший известным общественности: в лифте он избил своего соседа на глазах собственных жены и детей. В марте 2021 года суд признал его виновным в драке и присудил штраф в размере 150 базовых величин (4 350 рублей), возмещение издержек и морального вреда потерпевшему в размере 2 900 рублей.

Ковригин, как утверждает в своем телеграм-канале именующий себя главой Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов, является прихожанином прихода храма в Свято-Елисаветинском монастыре. Правда, насколько нам известно, в монастыре от такого прихожанина открещивались.

Но самое интересное, что на таких шествиях был замечен сын самого протоиерея — Дмитрий Лемешонок, разделяющий крайние пророссийские взгляды. На акциях он на плечах нес, как правило, полотнище государственного флага Беларуси.

Дмитрий Лемешонок с полотнищем флага РБ на плечах на лукашистском шествии

Как видим, даже в уличных формах поддержки режима Лукашенко участвовали по меньшей мере 3 лица, имеющие отношение к Свято-Елисаветинскому монастырю.

«Этот повыше Путина»

В Рождество Христово 2023 года Лукашенко посетил храм в честь св. Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского, входящий в комплекс Свято-Елисаветинского монастыря. Он похвалил монастырь за то, что тот помогает российским военным и подарил икону. А духовник монастыря ответил взаимностью — с восторгом перечислил «заслуги» Лукашенко, которые белорусское общество считает преступлениями и злом: подавление протестов, углубленную интеграцию с Россией, развязавшей войну в Украине и др.

На следующий день в воскресной проповеди протоиерей Андрей Лемешонок не смог не вернуться к рождественскому посещению монастыря Александром Лукашенко, хотя того на службе не было. Вроде уже и поводов не было для использования этой темы в обращении, но проповедник их нашел:

«К нам вчера еще и президент приезжал. И для нас это праздник. Вы знаете, я посмотрел на него — это личность. Понимаете, это личность. Несмотря на мое уважение к Владимиру Владимировичу, но мне кажется, этот повыше. На самом деле, понимаете. Вот так не знаешь, но это же чувствуется, когда рядом с человеком, когда он что-то говорит. Так что мы под надежным руководством».

Как видим, Лемешонок и Лукашенко оказывают друг другу взаимные услуги: диктатору во что бы то ни стало нужна хоть какая-то зримая поддержка от общества — в таком виде её поставляют группы преданных (или имитирующих преданность) чиновников, в том числе и церковных. А злоупотребление церковным авторитетом приводит к тому, что и целый монастырь оказывается принужден к выражению этой преданности. Такое поведение монастырского руководителя и его подчиненных, понятно, вызывает еще больше недоумения у православных прихожан в частности и у белорусского общества в целом.


Тэгі

Папярэдні пост і наступны пост


Вам таксама будзе цікава